25 Ноября 2024

Понедельник, 13:19

АМЕРИКАНСКАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ НА АРМЯНСКОМ ЯЗЫКЕ

США пустили в ход против турецких союзников традиционные инструменты давления

Автор:

01.01.2020

Принятие американским Сенатом резолюции о признании так называемого «геноцида армян в Османской империи» стало очередным звеном в ряду антитурецких шагов США. «Армянский вопрос» вновь был запущен в ход против Турции в момент, когда ею демонстрируется непоколебимая решимость не отступать от своих национальных интересов на мировой арене.

 

Почему именно сейчас?

Итак, Сенат США после неоднократных откладываний и переносов принял-таки резолюцию №150  о признании пресловутого «геноцида армян». Ранее, в конце октября, документ был принят Палатой представителей американского Конгресса.

Резолюция о признании «геноцида армян» принята американскими конгрессменами вопреки неоднократным призывам Анкары создать международную комиссию историков для объективного исследования трагических событий вековой давности. Однако упорство, проявляемое США и всем Западом в выдвижении против Турции обвинений исторического характера, лишь подтверждает, что для мировых центров «армянский вопрос», как и столетие назад, является исключительно средством решения их текущих и долгосрочных геополитических задач.

В данном случае речь идет о давлении на Турцию, последовательно защищающую свои национальные интересы в сложнейших условиях глобальной политики XXI века. С учетом этого проармянская резолюция Конгресса - не только плод усилий армянской диаспоры и тесно связанных с ней отдельных американских политиков. Документ получил одобрение Капитолия именно в тот момент, когда отношения между Анкарой и Вашингтоном ухудшились как никогда и переживают серьезный экзамен на прочность. То есть резолюцию следует рассматривать как недвусмысленный посыл американской политической элиты Анкаре, суть которого заключается в следующем: США недовольны определенными действиями Турции на международной арене, прежде всего на Ближнем Востоке, и наказывают ее за поведение, не соответствующее интересам Вашингтона. Вопрос же о том, почему сами США не соглашаются учитывать интересы союзной Турции по целому ряду жизненно важных для нее проблем, остается, понятное дело, без ответа. 

 

Союзники или противники?

США пытаются «наказать» Турцию, в первую очередь, за ее сотрудничество с Россией по целому ряду направлений. Так, Турция совместно с Россией, а также и Ираном способствует прекращению многолетней войны в Сирии на основе ее суверенитета и территориальной целостности. В рамках этой политики Анкара пресекла попытки создания проамериканского курдского государства в северных районах арабской страны, оказавшихся в ходе войны под контролем террористических группировок, прямо угрожающих безопасности самой Турции.

Особое недовольство Вашингтона вызывает военно-техническое сотрудничество Анкары и Москвы, в частности, закупка Турцией российских зенитно-ракетных комплексов С-400. Хотя Турция ранее настойчиво, но безуспешно добивалась покупки американских комплексов Patriot. Вашингтон отказался продавать Анкаре противовоздушный щит собственного производства, но теперь, когда Турция приобрела у России требуемое ей вооружение, согласился на продажу Patriot при условии сворачивания Анкарой стратегического сотрудничества с Москвой. Турция выражает готовность приобрести и комплексы Patriot, поскольку, как заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, «мы хотим разнообразить свои системы ПВО». Но при этом Анкара считает закрытым вопрос приобретения российских С-400. Это не устраивает США, решившие прибегнуть в диалоге с Турцией к языку санкций, - то есть ограничительных мер, обычно используемых против стран-недругов, а вовсе не союзников. 

Следуя принятой в США законодательной процедуре, Конгресс предложил администрации президента Дональда Трампа ввести санкции против Анкары за покупку С-400 и военную операцию на севере Сирии. Документ ограничил продажу американского оружия Турции и ввел ограничения против ее официальных лиц, отвечающих за поставки оружия для военной операции Анкары в Сирии. Президент Трамп, в свою очередь, подписал военный бюджет страны на 2020 финансовый год на основе плана, условия которого ранее были согласованы Конгрессом и Министерством обороны США. Этот план, в частности, запрещает поставки Турции истребителей пятого поколения F-35.

Между тем в перечень причин, вызывающих недовольство США и, соответственно, используемых ими как повод применить новые санкции против Турции, вошло также строительство газопровода из России в Турцию по дну Черного моря. Как ожидается, 8 января в Стамбуле состоится официальный запуск «Турецкого потока», и из Вашингтона уже поступили предсанкционные сигналы. Причем настолько очевидные, что президент Турции Эрдоган вынужден был отреагировать в присущей ему эмоциональной манере: «Они без стыда говорят, что введут санкции в связи с «Турецким потоком». Это полное нарушение наших прав».

Впрочем, Эрдоган имеет основания для резких оценок. Ведь внедряемые Вашингтоном антитурецкие санкции базируются на их соответствии «Закону о противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Это означает, что Турция стала официально рассматриваться Соединенными Штатами как страна-противник. И какого же ответа ожидает в таком случае от Анкары Вашингтон?

 

Адекватный ответ

Анкара твердо дает понять, что не поддастся американскому давлению и в ответ на антитурецкие санкции и решения предпримет шаги, которые серьезно ударят по стратегическому влиянию США на Ближнем Востоке.

Прежде всего Турция предупредила о готовности закрыть две американские базы на своей территории - Инджирлик и Кюреджик - в случае реализации Вашингтоном санкционной политики. Как известно, база Инджирлик, располагающаяся недалеко от границы Турции с Сирией, играет важную роль в военных операциях США на Ближнем Востоке. Не исключено даже, что на этой базе находится тактическое ядерное оружие (по крайней мере, в прессу просочилась информация о как минимум пятидесяти ядерных боеголовках). Что же касается базы Кюреджик, то она расположена рядом с иранской границей и имеет большое значение для американского слежения за оборонным потенциалом Тегерана.

Кроме того, Турция рассматривает российские истребители Су (Су-35 «четыре плюса» и Су-57 пятого поколения) как альтернативу американским F-35. Так что отказ Вашингтона от поставок Анкаре этих истребителей обернется лишь укреплением стратегического партнерства между Турцией и Россией.

Что же касается проармянской резолюции конгрессменов, то президент Эрдоган заявил о возможности турецкого ответа и на этот враждебный шаг США. Осудив политизацию и искажение конгрессменами исторических вопросов, он напомнил о таком «черном пятне в истории Соединенных Штатов», как массовое истребление коренного населения Америки - индейцев. Тем самым Эрдоган дал понять, что США не имеют никакого морального права выдвигать против других государств обвинение в геноциде, тем более что оно не имеет под собой никаких научных оснований. Другое дело - общепризнанный факт массового уничтожения индейцев в эпоху европейской колонизации Американского континента, в связи с чем Анкара и предупредила Вашингтон о возможности принятия соответствующего документа турецким парламентом.

 

Новогодний подарок армянскому лобби

Проармянская резолюция, несомненно, стала подарком для армянского лобби, в услужении у которого находится не один десяток заседателей Капитолия. Адам Шифф, Роберт Менендес, Джеки Спир, Фрэнк Паллоне, Тулси Габбард, Брэд Шерман и целый ряд других конгрессменов добились политических высот во многом благодаря поддержке со стороны армянской диаспоры в США. Вся эта компания регулярно выступает с инициативами и законопроектами, отвечающими интересам Армении и мирового армянства, даже несмотря на то, что зачастую они входят в противоречие с политикой самих Соединенных Штатов на международной арене.

Вышеупомянутые прислужники мирового армянства целенаправленно наносят удар по союзническим отношениям между США и Турцией. К слову, они же добиваются сворачивания стратегического партнерства между США и Азербайджаном. Разумеется, в интересах армян, ибо Адам Шифф, Роберт Менендес и К°, выступая, скажем, против увеличения американской военной помощи Азербайджану, одновременно ратуют за повышение размеров военной помощи Армении.

 

Стоит ли игра свеч?

Разумеется, сама по себе проармянская резолюция американского Конгресса не явилась бы для Турции основанием для столь резких действий в отношении США. Особенно с учетом, по сути, декларативного характера резолюции, которая не имеет силы закона. Да и администрация Дональда Трампа отклонила принятую Сенатом резолюцию. В Госдепартаменте заявили, что «позиция администрации США неизменна» и что исторические события 1915 года там продолжают рассматривать именно как «массовые убийства». Однако вкупе с другими антитурецкими решениями американских властей, предпринятыми в последнее время, она свидетельствует о все более недружелюбном характере политики Вашингтона в отношении Анкары. По существу речь идет о пересмотре Вашингтоном своей политики в отношении Турции, и, конечно же, Анкара не оставит эту смену американского курса без ответа.

Другое дело, что Анкара в принципе не желала бы расстраивать союзнические отношения с США, о чем свидетельствуют ее многолетние усиленные попытки убедить Вашингтон в необходимости учета турецких интересов по целому ряду важных для нее проблем, прежде всего по сирийско-курдскому вопросу. На это указывают и неоднократные жесты и заявления официальной Анкары, призванные продемонстрировать приверженность союзническим отношениям с Вашингтоном как на двустороннем уровне, так и в рамках НАТО. Однако фиксируют ли их должным образом в США, где последнее слово нередко остается за силами, находящимися в щедро вознаграждаемом (как минимум, с точки зрения политической поддержки) услужении у мирового армянства? Силами, которые, наперекор стратегическим интересам самих Соединенных Штатов последовательно рушат фундамент дружбы и союзничества с одной из влиятельных держав Евразии - Турцией.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

306


Актуально