Автор: Джангир ГУСЕЙНОВ
В новый, 2020 год объединенная Европа вступает с новыми руководителями, и каждый из них обещает грандиозные перемены. Самое, наверное, яркое обещание - начать всем континентом стремительно двигаться к достижению к 2050 году полного прекращения выбросов в атмосферу парниковых газов! Автор этой идеи, новый глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сравнила свою затею ни много ни мало с американской программой по высадке человека на Луну в 1960-х годах.
Надо сказать, что призыв этот лег на благодатную почву. Согласно недавним исследованиям, почти половина жителей Европы боится изменения климата больше, чем потери работы, наплыва миграции или террористической атаки. А 41% молодых европейцев в возрасте от 15 до 29 лет, особенно из южных стран, таких как Испания, Греция и Франция, задумываются о том, чтобы переехать в другую, более прохладную страну. В целом 82% европейцев считают, что изменение климата оказывает влияние на их повседневную жизнь.
О стремительном изменении отношения европейцев к глобальному потеплению говорит и тот факт, что еще полгода назад только девять из двадцати восьми стран - членов ЕС были готовы к решительным действиям. Остальные полагали, что вопрос этот станет актуальным лишь во второй половине XXI века. Сейчас же против лишь одна страна - Польша, чья зависимость от угольной промышленности чрезвычайно высока.
«Зеленая» сделка
Выступая с программной речью «Новый зеленый курс для Европы» (The Green New Deal for Europe), Урсула фон дер Ляйен подчеркнула, что Европа противостоит двум кризисам - экономическому и климатическому. Неравенство в Европе сегодня находится на рекордно высоком уровне - первые 10% домохозяйств владеют половиной богатства континента, а последние 40% контролируют только 3%. Доля работников, живущих в бедности, растет. 118 млн. европейцев, почти каждый четвертый, подвергались риску бедности или социальной изоляции, при этом уровень бездомности на всем континенте возрастал.
К марту 2021 года Комиссия ЕС планирует сделать климатическую нейтральность (сокращение вредных выбросов) юридически обязательной, чтобы добиться как минимум 50-процентного сокращения выбросов парниковых газов (по сравнению с 1990 г.) уже к 2030 году. А с 2050 года Европа хочет быть «климатически нейтральным континентом», то есть вообще не выбрасывать парниковые газы в атмосферу.
Общественности представлена грандиозная инвестиционная программа, рассчитанная на ближайшие 10 лет с бюджетом в 1 трлн. евро, которая, по замыслам ее авторов, «свяжет экономические цели с концепцией экологической справедливости: декарбонизация экономики Европы, устранение утраты биоразнообразия и обеспечение достойных рабочих мест на всем континенте».
Среди других мер - установка не менее 1 млн. зарядных станций для электромобилей к 2025 году, ограничение воздушного движения за счет ввода высоких налогов на керосин, промышленные и судоходные компании должны будут покупать права на выброс CO2, а сельские и лесные хозяйства к 2030 году - сократить наполовину использование химических средств защиты растений и антибиотиков. Рассматривается возможность введения налога на CO2 при импорте товаров из стран с низким уровнем защиты климата. Ожидаются новые стандарты для чистого воздуха и чистой воды, а также многое другое.
Бюджет на 2020 и далее
Пятую часть бюджета ЕС (168,7 млрд. евро) на 2020 год предполагается направить на борьбу с изменением климата. А вот дебаты вокруг нового бюджета на 2021-2027 годы еще только набирают обороты. Дело в том, что в связи с уже решенным вопросом о выходе Великобритании из союза в его бюджете образуется дыра, с которой надо что-то делать. Кроме того, на новые приоритеты, такие как борьба с изменением климата и управление миграцией, также направляются средства, которые в прошлом шли на поддержку фермеров и более бедных регионов. А вот мнения по поводу путей решения этого вопроса разделились. Одни предлагают увеличить взносы оставшихся членов ЕС, другие противятся этому и предлагают еще больше сократить расходы.
Бюджет на 2014-2020 годы формировался за счет отчислений 1% от валового национального дохода (ВНД) всех 28 стран союза, включая Великобританию. Если попытаться сохранить бюджет на прежнем уровне, то с 2021 года отчисления 27 оставшихся стран будут равны 1,13 ВНД. Этому, естественно, не рады крупные плательщики во главе с Германией. Но более бедные, дотационные страны на востоке и юге хотят сохранить финансирование из Брюсселя своих экономик и предлагают аж 1,3 ВНД. Нынешний президент Европейского союза Финляндия в качестве компромисса предлагает следующий семилетний бюджет блока формировать из расчета 1,07-1,08%, а Франция выступает за введение цифрового налога в масштабах ЕС на таких технологических гигантов, как Facebook и Google, чтобы пополнять совместную казну без увеличения взносов стран-членов. В общем, тщетно пытаясь решить эту головоломку на саммите в декабре, лидеры стран ЕС договорились вернуться к данному вопросу в феврале 2020 года. Решение должно быть принято к середине года, но, кажется, в это мало кто верит.
Также отложено на лето 2020 года и обсуждение по пакету реформ для защиты зоны евро (19 стран) от нового кризиса. По большому счету, пакета как такового еще и нет, хотя обсуждения продолжаются с 2015 года. Европейские страны никак не могут прийти к компромиссу по вопросам, связанным с интеграцией банков, бюджетом еврозоны и повышением роли фонда спасения - ЕСМ (Европейский стабилизационный механизм).
По прогнозам, экономический рост будет меньшим, чем ожидалось, поскольку производственный кризис блока может перекинуться в сектор услуг в условиях затяжной глобальной торговой напряженности. По данным МВФ, в 2019 году рост составит всего 1,2%, что значительно меньше показателя 2018-го в 1,9%. Правда, глава Стабилизационного фонда еврозоны (EFSF) Клаус Ренлинг считает, что повода для паники нет, уверяя всех, что «мы находимся в фазе замедления, но не рецессии».
Параллельно ведется работа над цифровой валютой ЕЦБ, и в этом вопросе возможен прогресс уже в следующем году. Планы по созданию европейской общедоступной цифровой валюты начали появляться после того, как Facebook объявил в июне о своем проекте Libra, который напугал регуляторов, поспешивших заявить, что этот проект Facebook может быть запрещен на территории Европы. По замыслу ЕЦБ, публичная криптовалюта представляла бы альтернативу Libra и другим частным проектам и могла бы снизить стоимость международных транзакций.
Brexit на финише
Разочарованно, но с облегчением главы правительств стран ЕС отреагировали на результаты выборов в Великобритании. В конце концов, признают они, неопределенность закончилась. На саммите ЕС, состоявшемся в декабре, руководители государств и правительств Европы подтвердили свое желание иметь как можно более тесные отношения с Великобританией в будущем. Однако полагают, что это должно основываться на «балансе прав и обязанностей, а также обеспечении равных партнерских условий».
Проблема в том, что идеи премьера Бориса Джонсона о отношениях с ЕС противоречивы: с одной стороны, он хочет торговать с ЕС в полной мере, с другой - желает быть свободным от его правил, например, по экологическим стандартам или налогам. ЕС вряд ли примет эту комбинацию, поэтому сложные переговоры неизбежны. По словам Урсулы фон дер Ляйен, у ЕС будут три цели на переговорах о будущих отношениях с Великобританией: «нулевые тарифы, нулевые квоты и нулевой демпинг».
Все надеются, что Джонсон, оказавшись под давлением времени, согласится на стандартное соглашение для того, чтобы к 31 декабря 2020 года подготовить «мягкий» выход.
Соглашение допускает продление переходного периода, но требует, чтобы это решение было принято до 1 июля, и неясно, будут ли Джонсон и его новый парламент продлевать его.
Скептики уверены, что существующий график нереален, и для согласования соглашения о свободной торговле потребуется не менее трех лет или даже семь лет, как это было с Канадой.
Кроме того, проблема в том, что Европарламент не имеет полномочий на ратификацию всех статей соглашения. В таких областях, как услуги, финансовые операции, защита данных или инвестиций, может потребоваться согласие национальных и даже региональных парламентов. Это может занять годы.
И, наконец, переговоры включают не только соглашение о свободной торговле. Обе стороны также должны уточнить, как они намерены сотрудничать в будущем по вопросам безопасности. Когда страна покидает ЕС, она теряет доступ к важным базам данных, таким как Шенгенская информационная система, содержащая информацию о людях, которым запрещен въезд в союз. ЕС готов договориться об обмене информацией с Лондоном. В ответ он надеется получить доступ к отчетам разведки союза спецслужб «Пять глаз» (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Великобритания и США). Также необходимо пересмотреть вопрос о том, может ли Лондон и на каких условиях участвовать в оборонных проектах ЕС.
Язык власти
У новых лидеров ЕС также в планах повысить роль ЕС на мировой арене. «Сегодня одной мягкой силы будет недостаточно, если мы, европейцы, хотим утвердиться в мире. Европа должна также выучить язык власти», - заявила Урсула фон дер Ляйен, объявляя о создании «геополитической комиссии».
По словам комиссара ЕС по иностранным делам и политике безопасности Джозепа Борреля, мир переживает возрождение геостратегической конкуренции, в которой «Китай, Россия и США, в частности, сталкиваются друг с другом в крупной силовой игре, и у Европейского союза теперь есть выбор, хочет он быть игроком или игровым полем». В качестве первого шага называется скорое принятие европейского «Закона Магнитского», который США издали против России в 2012 году. Этот закон уполномочивает правительство США наказывать нарушителей прав человека во всем мире, замораживать их активы и отказывать им во въезде в страну.
В свою очередь президент Европейского совета Чарльз Мишель рассказал о планах Брюсселя относительно того, чтобы евро взял на себя глобальное доминирование доллара США.
«Погибшие мозги» еще нужны
Все эти воинственные высказывания пока мало коррелируются непосредственно с оборонной политикой ЕС. Запущенная в 2018 году программа «Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны» (PESCO), безусловно, не гарантирует, что Европа вскоре станет в военном плане независимой от Соединенных Штатов и сможет сама себя защитить.
И хотя президент Франции Эммануэль Макрон недавно охарактеризовал НАТО как организацию с «погибшими мозгами», защита европейской территории была и будет оставаться задачей НАТО. Даже если бы ЕС захотел, он вряд ли был бы в состоянии это сделать. И PESCO не изменит этого в обозримом будущем.
Миграционный кризис
Глава Еврокомиссии обещает в феврале представить новый Пакт по миграции и убежищу, который, как она надеется, будет приемлем для всех стран - членов ЕС. Дело в том, что Европейский союз уже четыре года как не может договориться об общей политике предоставления убежища. Самым спорным вопросом продолжает оставаться принцип распределения мигрантов внутри ЕС. Согласно Дублинскому соглашению, принятому еще в далеком 1990 году, ответственность за рассмотрение вопроса о предоставлении убежища лежит на стране, чью границу изначально пересек беженец при въезде в Евросоюз. В последние годы это, прежде всего, Италия, Испания и Греция, которые фактически оказались не готовы к вторжению огромного числа беженцев.
В 2016 году Комиссия ЕС предложила распределение в соответствии с квотами. Логика такова: вместо нескольких стран Средиземноморья все страны должны быть обязаны в духе солидарности принимать мигрантов в соответствии с установленными критериями. Те, кто не участвует, должны заплатить большие штрафы. Это предложение вызвало массовое сопротивление со стороны многих стран Центральной и Восточной Европы - Австрии, Польши, Венгрии и других. Они не хотят, чтобы им диктовали, сколько и каких людей они примут. Из-за этого спора все дальнейшие законодательные планы ЕС по созданию системы убежища были заблокированы. Все понимают, что Дублинское соглашение устарело, но устраивающего всех варианта пока никто не предложил.
Общий дом
У европейского общего дома много разных проблем, а с уходом Великобритании, в чем уже мало кто сомневается, он стал даже значительно меньше по размерам. Но от этого ЕС не становится менее привлекательным для новых членов. Так, судьба отвергнутых Северной Македонии и Албании будет решаться в новом году и, скорее всего, положительно, так как, по признанию подавляющего большинства членов Евросоюза, расширение блока в их же собственных интересах.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: