25 Ноября 2024

Понедельник, 12:33

«ТЕНЬ» ИСЧЕЗЛА В ПОЛНОЧЬ

Убийство генерала Сулеймани накалило страсти в американо-иранском противостоянии до предела

Автор:

15.01.2020

Начало нового года выдалось довольно жарким для всего мира. Причем не из-за глобального потепления. И даже не потому, что Австралия была охвачена беспрецедентными по масштабам пожарами, которые привели к многочисленным жертвам среди населения, уничтожению животного мира и растительного покрова на огромных территориях.  

Вспыхнувшее в один миг пламя от двух джипов, взорванных на выезде из аэропорта Багдада, могло превратиться в намного большую для человечества угрозу, чем глобальные вызовы. Убийство американскими военными символа успешных операций иранской армии, руководителя зарубежных операций ИРИ, генерала Касема Сулеймани чуть было не подтолкнуло Тегеран и Вашингтон к открытой войне. 

По имеющимся данным, 3 января около 01:00 ночи генерал-майор Корпуса стражей исламской революции (КСИР), командующий бригадой «Аль-Кудс», специализирующейся на проведении военных операций за пределами Ирана, прибыл из Дамаска (а возможно из Ливии) в Багдад, где был встречен на высоком уровне. Там же находились близкий друг генерала Мехди аль-Мухендис, являвшийся руководителем операций или начальником штаба иракского народного ополчения «Хашд аш-Шааби», пресс-секретарь организации Мухаммед Реза Джабири и еще несколько человек. Всего в группе были десять человек. На выезде из багдадского аэропорта их автомобили, как утверждается, были обстреляны беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) или вертолетами.

 

«Генерал-тень»

По Ирану был нанесен чрезвычайно мощный удар. Дело в том, что Касем Сулеймани был не только генералом и командиром бригады «Аль-Кудс», но также воплощением непобедимого полководца для иранцев. Его личности и героизму были посвящены фильм, многочисленные программы и пропагандистские ролики. Несмотря на прежнее участие в операциях в Ираке, Ливане и Палестине, сведения о генерале были достаточно скудными до тех пор, пока Сулеймани не появился перед камерами после оккупации второго по величине города Ирака - Мосула террористами ИГИЛ в 2014 году. В тот же день иракские добровольцы вместе с иранскими офицерами освободили от ИГИЛ поселок Амирли. Руководил операцией непосредственно Сулеймани. После этого в иранских и мировых СМИ начали появляться многочисленные фотографии и видеосюжеты, повествующие о боевых операциях Сулеймани в Сирии и Ираке. Благодаря этим целенаправленным действиям вскоре генерал стал известен как лидер вооруженных группировок Ирана, борющихся с ИГИЛ.

Именно генерал Сулеймани стоял у истоков «Хашд аш-Шааби» в Ираке, а также за организацией и привлечением к военным операциям вооруженных группировок вроде «Фатимийюн», сражающейся на стороне сирийского правительства и состоящей в основном из пакистанских и афганских шиитов, «Абульфазл Аббас» (в основном иракцы) и других. Сулеймани и возглавляемая им организация также были основными попечителями хуситских повстанцев, которые фактически захватили власть в Йемене.

Сами американцы называли Сулеймани «генерал-тень». 

 

Война символов и жестов

Как и следовало ожидать, убийство высокопоставленного иранского военного вызвало в Иране бурный рост антиамериканских настроений и призывов к мести. В некотором смысле этому способствовал и сам Тегеран, пронеся гроб с телом генерала сначала по святым местам в Ираке и Иране, а затем устроив церемонию прощания с участием пяти миллионов человек в столице страны и добившись, таким образом, политической и общественной мобилизации населения.

По сообщениям официального Вашингтона, Сулеймани был убит из-за того, что планировал проведение новых операций против США и непосредственно участвовал в убийстве большого числа американских военнослужащих в этом регионе. Кстати, всего за несколько дней до инцидента нападению подверглось посольство США в Багдаде.

В ответ на угрозы Тегерана отомстить президент США заявил о готовности атаковать 52 объекта на территории Ирана, включая объекты религиозного и исторического значения. Число целей, по мнению экспертов, подразумевало 52 американцев, взятых в заложники во время пресловутого захвата американского посольства в Тегеране в 1979 году. Однако позже министр обороны США Марк Эспер опроверг это утверждение, которое уже было широко распространено в мировых СМИ.

В ночь на 8 января, а именно в тот же час, когда днем ранее в Багдаде был взорван автомобиль Касема Сулеймани, иранская армия подвергла ракетному обстрелу американскую военную базу Айн аль-Асад в Ираке. Сразу после этого был нанесен еще один удар по военной базе сил международной коалиции, дислоцированных в аэропорту Эрбиля. За ходом операции из штаб-квартиры «Сепаха» лично следил верховный лидер Ирана Али Хаменеи. Тем самым он намекал Вашингтону о своем прямом участии в атаке. 

 

Равновесная месть

Генерал Сулеймани было похоронен в своем родном городе Кермане. На пресс-конференции, проведенной 9 января, командующий военно-воздушными силами КСИР («Сепах») заявил о запуске тринадцати ракет по базе Айн аль-Иса, с которой, предположительно, поднялись в воздух БПЛА, убившие К.Сулеймани и его окружение. Главной целью атаки, по словам военного, было уничтожение базы и находящейся там техники, но не военнослужащих. Ранее президент США заявил, что благодаря системе заблаговременного предупреждения контингент базы сумел вовремя спрятаться и избежал жертв. СМИ, между тем, утверждали, что американцев предупредил премьер-министр Ирака, которого, в свою очередь, оповестили сами иранцы.

Как бы то ни было, похоже, сложившаяся ситуация устраивает обе стороны конфликта. Вопреки ожиданиям президент Трамп не стал объявлять Ирану войну, а призвал руководство этой страны к мирным переговорам сразу после обсуждения деталей со своей администрацией. В продолжение политики давления на Тегеран Трамп уже 9 января подписал новый пакет санкций против Ирана. В то же время правительство США направило в Совет Безопасности ООН письмо, в котором выразило готовность к проведению переговоров с Ираном без каких-либо предварительных условий.

Тегеран тем временем заявляет о продолжении возмездия за убитого генерала. Так, верховный лидер Ирана Хаменеи назвал ракетные удары 8 января лишь «пощечиной» США, а месть, по его словам, еще впереди. И хотя ряд экспертов прог-нозировали ужесточение противостояния, вероятность начала крупномасштабной войны исключалась изначально. По крайней мере на ближайшее время.

В крупномасштабной войне не заинтересованы ни США, ни Иран. В Тегеране понимают, что в нынешней экономической ситуации в стране полноценные военные действия могут иметь для нее плачевные последствия. Вашингтону же война с Ираном не выгодна, как минимум, в свете ожидающихся в ноябре этого года выборов президента. Тем более что президентство самого Дональда Трампа все еще под угрозой импичмента, а общественное мнение в США выступает против войны с Ираном. 

По всей видимости, нейтрализовав иранского «воина номер один» на Ближнем Востоке, Трамп хотел напомнить союзникам и врагам Америки, что США были и остаются мировой супердержавой. А иранская атака на американские военные базы в Ираке есть не что иное, как попытка доказать готовность и дееспособность ИРИ к открытому столкновению с США. 

Однако, если даже на ближайшую перспективу эмоции по обеим сторонам «баррикад» остынут, стороны конфликта будут держать палец на курке в готовности схлестнуться в любой момент.

 

Мир по соседству

Будучи одним из ближайших соседей Ирана, Азербайджан не мог остаться равнодушным к происходящим вокруг этой страны событиям. При этом официальный Баку сохранил традиционно сдержанную и сбалансированную позицию в опасном витке американо-иранского противостояния. 

Сразу на следующий день после смерти Сулеймани министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров провел телефонный разговор со своим иранским коллегой Джавадом Зарифом, чтобы обсудить последние события и обострение ситуации в регионе. Азербайджан призвал все стороны воздержаться от насилия и сохранять приверженность укреплению региональной безопасности. В то же время Мамедъяров выразил соболезнования руководству и народу Ирана в связи с кончиной генерала Касема Сулеймани.

Баку и Тегеран связаны друг с другом взаимовыгодным партнерством в рамках региональных проектов, общностью границ, религиозно-культурных ценностей и, что не менее важно, наличием многомиллионной азербайджанской общины в Иране. 

С Соединенными Штатами Азербайджан также связывает взаимовыгодное сотрудничество в различных вопросах, в том числе в сфере обеспечения энергетической безопасности европейских партнеров Вашингтона. 

С учетом этих и ряда других факторов Азербайджан поддерживает добрососедские отношения с Ираном и партнерские связи с США, стараясь при этом держаться как можно дальше от геополитических рисков, вызванных противостоянием между этими двумя странами.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

350


Актуально