Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
В конце января в Женеве состоялись двухдневные переговоры министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ. В целом они продлились 11-12 часов, что дало основание предположить предметное обсуждение ключевых вопросов карабахского урегулирования. Между тем итоговые заявления как международных посредников, так и самих конфликтующих сторон не содержали в себе никаких положений, дающих надежду на достижение в ходе переговоров какого-либо прорыва по существу проблемы.
Комментируя итоги женевских переговоров, официальный представитель МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева подтвердила, что «стороны обсудили представленную сопредседателями повестку. В этой связи были обсуждены предложения, выдвинутые в 2019 году, в частности, подготовка двух народов к миру, гуманитарный обмен, принципы и элементы, составляющие основу урегулирования, особенно принципы и пункты Хельсинкского Заключительного акта, и, наконец, интенсификация переговорного процесса».
Об этом же говорилось и в совместном заявлении глав МИД двух конфликтующих государств и сопредседателей Минской группы ОБСЕ по итогам встречи.
Обсуждение в ходе интенсивных переговоров широкого круга вопросов, таких как «реализация договоренностей и предложений, обсужденных в 2019 году, и последующих возможных шагов для подготовки народов к миру», отметила также и официальный представитель армянского МИД Анна Нагдалян.
Ереван против Баку и посредников
Тут вспоминается, что до сих пор Ереван не признавал наличие договоренностей, которые обсуждались в прошлом году. Армянская сторона постоянно твердила, что суть контактов между сторонами сводится всего лишь к неким консультациям. Теперь же, по итогам Женевской встречи, МИД Армении все же вынужден был признать рассмотрение «договоренностей и предложений, обсужденных в 2019 году».
Предметный характер проводимых переговоров подтвердил и телефонный звонок президента Франции Эммануэля Макрона главе Азербайджана Ильхаму Алиеву. Официально сообщается о том, что президент Азербайджана вновь довел до сведения своего французского коллеги позицию Баку по вопросу урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Бросается в глаза то, что звонок Макрона пришелся именно на момент наиболее продолжительных за последние годы переговоров между главами МИД Азербайджана и Армении.
Азербайджан делает акцент на обсуждение в ходе Женевской встречи перспектив реализации норм и принципов Хельсинкского Заключительного акта - фундаментального международно-правового документа, устанавливающего приоритет территориальной целостности государств, с учетом которого должно найти свое решение и право народов на самоопределение. Между тем армянская сторона особо подчеркивает, что Мнацаканян выступил за вовлечение в процесс мирного урегулирования «избранных представителей» Нагорного Карабаха.
Как известно, Ереван с самого начала конфликта манипулирует «правом народа Нагорного Карабаха на самоопределение». А с приходом к власти Н.Пашиняна участились попытки представить миру армянских сепаратистов из Карабаха как одну из сторон конфликта. Четкий и однозначный ответ на заявление армянской стороны о «необходимости вовлечения в процесс мирного урегулирования «избранных представителей» Нагорного Карабаха дал МИД Азербайджана. «Когда говорят «избранные власти Нагорного Карабаха», я хочу спросить: избранные кем? Там была этническая чистка и азербайджанцы были изгнаны со своих территорий. О каких выборах можно говорить?» - заявила Лейла Абдуллаева в интервью российскому изданию «Коммерсант».
Впрочем, как бы армянская сторона ни стремилась увести ход урегулирования в выгодное для себя русло, чтобы закамуфлировать оккупацию азербайджанских земель как первопричину конфликта, Женевская встреча подтвердила неизменность переговорного формата. Не случайно тема привлечения так называемой «НКР» к переговорам нашла свое отражение лишь в заявлении МИД Армении, что выглядит скорее как отдушина для усиленно муссирующего данный вопрос правительства Никола Пашиняна.
Более того, весьма примечательным фактом стала и встреча посла США в Азербайджане Ли Литценберга с главой азербайджанской общины Нагорного Карабаха Туралом Гянджалиевым, состоявшаяся в момент женевских переговоров. Глава американской дипмиссии подчеркнул, что внимательно следит за деятельностью азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Это тоже своего рода сигнал армянской стороне осознать неизбежность урегулирования, предусматривающего двухобщинность Нагорного Карабаха.
Следующий важный пункт совместного заявления, сделанного по итогам Женевской встречи, заключается в подтверждении сопредседателями МГ ОБСЕ «своей полной приверженности оказанию сторонам помощи в поиске мирного решения конфликта и принципу конфиденциальности в процессе урегулирования». Однозначно этот тезис следует считать реакцией посредников на недавнее заявление премьер-министра Армении Пашиняна, что прежний руководитель страны Серж Саргсян обсуждал вопрос «возвращения территорий». Указанием на необходимость соблюдения принципа конфиденциальности сопредседатели дали понять Пашиняну неприемлемость одностороннего обнародования информации о ходе урегулирования. Тем более что подобное фиглярство в исполнении армянского премьера демонстрируется из низкопробных, популистских соображений, далеких от цели всеобъемлющего мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Между тем вред, наносимый Пашиняном процессу урегулирования, заключается не только в его чрезмерной говорливости, жертвой которой стал даже принцип конфиденциальности переговоров. Армянский премьер уже в который раз допускает явно провокационные действия на фоне прямых переговоров между Баку и Ереваном. Аккурат во время Женевской встречи Пашинян посетил оккупированные территории Азербайджана, где отметился в таком нарочито демонстративном, в корне противоречащем перспективе всеобъемлющего мира представлении, как вручение ключей от квартир армянским солдатам. Можно вспомнить в этой связи, что накануне предыдущей встречи глав МИД Азербайджана и Армении, состоявшейся в Братиславе в декабре прошлого года, Пашинян также посетил Нагорный Карабах. Из этого следует один, нелицеприятный для армянского премьера вывод - о его несоответствии миссии подготовки народов к миру.
Получит ли Армения завтра то, что отвергает сегодня?
Итак, женевские переговоры Мамедъярова и Мнацаканяна подтвердили, что обсуждение, вопреки прежним заявлениям армянской стороны, идет на основе конкретных предложений. Но даст ли это обсуждение реальный результат? Отсутствие в заявлениях, озвученных по итогам Женевской встречи, серьезных указаний на долгожданный прорыв в мирном процессе, говорит о том, что Армения продолжает отказываться решать конфликт на основе принципов и норм международного права. Первейший вопрос в этой связи должен быть адресован государствам - сопредседателям МГ ОБСЕ: почему Армения не принуждается к исполнению четырех резолюций Совета Безопасности ООН, принятых при поддержке, в том числе, и стран-посредников (России, США и Франции) и предусматривающих безоговорочный вывод армянских оккупационных войск с территорий Азербайджана? Ведь если бы стороны конфликта могли договориться сами, то ни в резолюциях ООН, ни в международных посредниках необходимости бы не было. Посему и пути мирного решения карабахского конфликта надо искать не в папках армянских чиновников, а в резолюциях ООН и прочих международных организаций. В противном случае Баку сохраняет за собой законное право освободить свои земли военным путем. Тем более что возможностей для этого достаточно.
Как отметил на недавнем совещании правительства президент Азербайджана Ильхам Алиев, в глобальном рейтинге сильнейших вооруженных сил Азербайджан занимает 52-е, Армения - 96-е место в мире. По уровню воздушных сил мы занимаем 63-е место, Армения - 86-е, по уровню морских сил мы на 67-м месте, у Армении вообще нет моря. По обеспечению танками мы находимся на 32-м месте, Армения - на 78-м. «Все эти изложенные мной цифры являются реальными, а не фантастическими, как у армянского руководства. Говоря спортивной терминологией, Азербайджан находится в высшей лиге, Армения - в третьей лиге», - подчеркнул Ильхам Алиев.
В свое время первый президент Армении Левон Тер-Петросян осознавал, что сохранить статус-кво в карабахском конфликте «не позволят ни мировое сообщество, ни экономический потенциал Армении». Он проявлял готовность согласиться на компромисс с Азербайджаном и предупреждал свой народ: «То, что мы отвергаем сегодня, в будущем мы должны будем просить, но не получим, как не раз бывало в нашей истории».
Что стало впоследствии с Арменией и самим Тер-Петросяном, хорошо известно. Последний спустя считанные дни после тех громких заявлений был свергнут с должности главы государства, а Армения из года в год вкушает во все больших объемах плоды безысходного системного кризиса. Иными словами, армянский народ более всех страдает от результатов реализуемой Ереваном политики оккупации пятой части международно признанной территории Азербайджанской Республики.
Армения, совершившая агрессию против Азербайджана, обрекла себя на изоляцию и полнейший упадок. Она оказалась в стороне от всех реализуемых с участием Азербайджана крупных интеграционных проектов, включая «Южный газовый коридор» и транспортно-коммуникационные проекты «Север - Юг» и «Восток - Запад». В этом смысле обращенным к Армении призывом к благоразумию можно считать следующее заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева. «В настоящее время Армения находится в политическом, экономическом, транспортном и инвестиционном тупике, и эта ситуация продолжится, пока не будут освобождены оккупированные азербайджанские территории», - заявил Ильхам Алиев.
Сегодня за Арменией прочно закрепилось реноме форпоста России на Южном Кавказе. Тогда как позиции Азербайджана на международной арене лишь подтверждают его состоятельность как независимого государства, лидера Южно-Кавказского региона, ключевого моста между Европой и Азией. Более того, Азербайджан превратился в общепризнанную площадку мира, безопасности и сотрудничества. Об этом убедительно свидетельствует и недавняя, пятая по счету, встреча в Баку начальника Генштаба Вооруженных сил России и Главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. Крупнейшие центры мировой политики воспринимают Баку как надежного партнера, представляющего платформу созидательного взаимодействия, а не конфронтации.
Все эти факторы дают Армении обильную пищу для размышлений о том, к чему она идет и чего добьется в условиях продолжаемой ею оккупации территорий Азербайджана. Несомненно, отставание Армении от Азербайджана будет увеличиваться из года в год. Изменить эту тенденцию у нее нет ни сил, ни возможностей, равно как нет у нее и никаких шансов сохранить на длительную перспективу статус-кво в карабахском конфликте.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: