Автор: НУРАНИ
«Армейская тема» вновь становится доминирующей в политической жизни Армении. Никол Пашинян провел совещание в связи с последними случаями гибели армянских военнослужащих. C начала года здесь зафиксировано 13 случаев гибели солдат в небоевых условиях. Армия - всегда горячая тема, а уж если она призывная, да еще в воюющей стране, тем более.
Уже по горячим следам в Армении были отправлены в отставку весьма высокие военные чины. По итогам совещания и по представлению премьер-министра Пашиняна президент Армении Армен Саркисян подписал указ об освобождении Артура Багдасаряна с должности начальника военной полиции Минобороны Армении. Он также подписал указ об освобождении Алексана Алексаняна с должности начальника управления морально-психологического обеспечения вооруженных сил Армении.
Уже одно это - доказательство, что в Карабахе имеет место именно оккупация со стороны Армении. Все, кто следил за новостями, заметили: солдаты погибали, по большей части, в Карабахе - то есть на оккупированных азербайджанских землях. Там, где, как уверял Пашинян совсем недавно в ходе провальных для себя дебатов в Мюнхене, «нет войск Армении». И если после гибели солдат в Нагорном Карабахе следует «кадровый разгром» в Минобороны Армении, комментарии излишни.
Законы армии или зоны?
Правда, этот неудобный вопрос в самой Армении предпочитают обходить. Но статус солдат из Армении на оккупированных азербайджанских землях - не единственное щекотливое обстоятельство. На фоне столь впечатляющей серии солдатских смертей разговоры о дедовщине, о том, что в армянских вооруженных силах есть «черные» и «белые», о стычках между «карабахцами» и «ереванцами» приобрели другую цену и другое прочтение. Особенно когда военная прокуратура считает гибель солдат самоубийством, а их родственники говорят об убийстве и гроб с телом убитого солдата в качестве протеста несут в Ереван. А министру обороны Давиду Тонояну приходится принимать депутацию родственников и с трудом разруливать ситуацию. Дошло до того, что Никол Пашинян с трибуны парламента был вынужден признать существование в обществе, в том числе и в армии, «криминальной субкультуры» и привел пример, после которого не совсем даже понятно, смеяться надо или плакать. По словам Пашиняна, «некоторые наши военнослужащие считают оскорбительным, если в стиральной машине одновременно с их бельем стирается и чужое». В самом деле, есть от чего прийти в ужас.
Здесь, конечно, армянским экспертам надо бы напомнить: ничего не разлагает армию так сильно, как захватническая война и мародерство. А армянские вооруженные структуры в начале девяностых занимались на захваченных азербайджанских землях как раз грабежом мирного населения - попутно с жестокими этническими чистками. И именно из среды полевых командиров той войны и выдвинулись нынешние армянские военачальники.
О том, что в армянской армии царят нравы зоны, солдаты подвергаются издевательствам и вымогательству, а офицеры соревнуются между собой в длине кавалькады джипов с охраной, в Армении заговорили еще в конце нулевых. После того как пост министра обороны занял Сейран Оганян, в прошлом командир одного из батальонов печально известного 366-го полка и соучастник Ходжалинского геноцида, и заявил, что не позволит чернить армию, поток негативной информации прекратился. Но вот стало ли в армии больше порядка - вопрос открытый. Во всяком случае, в десятые годы в Армении весьма бойко записывали солдат, убитых своими сослуживцами, в жертвы «нарушения прекращения огня» со стороны Азербайджана.
Войны кланов
Однако Никол Пашинян не очень озабочен этой самой криминальной субкультурой и гибелью солдат в результате дедовщины и неуставных отношений. Трагические инциденты для него - повод устроить в армии этакую «армейскую чистку в версии 3.0» И не столько оздоровить ситуацию в армии, сколько… избежать риска классического военного переворота и убрать с должностей хотя бы наиболее влиятельных и опасных для себя соперников.
Здесь нужна небольшая ретроспектива. Армии вмешиваться в политику как бы не положено. Но в Армении свои правила. Первого президента Армении Левона Тер-Петросяна в результате «ползучего переворота» 1997-1998 годов отстранили от власти при горячем участии министра обороны Армении Вазгена Саркисяна (в 1999 году он станет жертвой парламентского теракта). Именно армия, точнее, переброшенные из Карабаха армейские части были главной действующей силой расстрела митингующих на улицах Еревана 1 марта 2008 года - тогда погибли 10 человек. Наконец, Никол Пашинян, без сомнения, понимает, какую роль в успехе его собственной «шашлычной революции» сыграли солдаты и офицеры армянской миротворческой бригады, которые в решающий момент присоединились к митингующим.
Но такая позиция «миротворцев» - скорее исключение, чем правило. Армейская верхушка в Армении состояла и состоит в значительной степени из представителей свергнутого карабахского клана. Едва придя к власти, Пашинян предпринял первую атаку на армейскую верхушку, т.е. «армейскую чистку 1.0», обвинив нескольких бывших и действующих высших армейских чинов в причастности к событиям 1 марта 2008 года. Под раздачу попал даже действующий на тот момент генсек ОДКБ Юрий Хачатуров. Но довести дело до логического завершения, до суда, не удалось.
Затем последовала «армейская чистка в версии 2.0» - новая атака на генералитет, на сей раз под флагом борьбы с коррупцией в армии. Самым громким эпизодом здесь стал арест генерала Манвела Григоряна с демонстрацией шикарных особняков, частного зоопарка, золотых пистолетов и наворованного имущества, включая автомобиль скорой помощи, большое количество армейского нижнего белья, банки с тушенкой, туалетную бумагу и даже похоронный венок (!). Но и тут все закончилось, по сути, ничем: довести дело до суда не удается, защитники «тушенки Манвела» не без успеха продавливают вопрос о его освобождении из-под стражи. Армянские офицеры обвиняют Пашиняна, что он создал в армии слишком нервозную обстановку. Так или иначе, вторая атака на генералитет тоже захлебнулась. Более того, не удалось Николу Пашиняну решить вопрос также с питанием солдат и обеспечением их все тем же нижним бельем и предметами личной гигиены.
И вот теперь Никол Пашинян начинает следующую «армейскую чистку» - уже в версии 3.0. Но действовать ему предстоит в другой ситуации. Отношения с местным генералитетом у премьера натянуты до предела. Прежней популярности уже нет. Карабахский клан едва ли не в открытую готовит мятеж. Наконец, Пашинян не на шутку испортил отношения Еревана с Москвой, а армия в Армении, по понятным причинам, считается пророссийским бастионом. И хотя, казалось бы, премьер-министр взял за основу беспроигрышную тему внуриармейского произвола, не факт, что общественное мнение в Армении поддержит именно его, а не генералов. Ведь на фоне армейского скандала Пашиняна обвиняют в том, что именно он раздул в Армении атмосферу ненависти, которая отразилась и на армии. Плюс ко всему он уже почти два года занимает пост премьер-министра. И если теперь количество солдатских смертей так явно возросло, то вопрос, не несет ли за это ответственность в первую очередь сам Пашинян, стоит того, чтобы его озвучить. Словом, шансов на успех очередной атаки на генералов еще меньше, а риска прямого военного мятежа - значительно больше.
Очередная кампания на военных уж точно не улучшит положение в армии и не повысит ее боеспособность. Армения и так отстает в военных рейтингах на десятки пунктов от Азербайджана. И на фоне продолжающегося конфликта с Азербайджаном и неконструктивной позиции Еревана на переговорах все это приобретает уже другую цену.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: