25 Ноября 2024

Понедельник, 11:34

«ГАЗОВАЯ КАТАСТРОФА» ЕРЕВАНА

Из-за собственной политики у Армении фактически нет возможностей воспользоваться альтернативными проектами газоснабжения

Автор:

01.04.2020

Несколько лет назад в одном из глянцевых журналов была опубликована любопытная и весьма остроумная классификация видов ремонта в квартире. Там присутствовал такой перл, как «евроремонт в сарае», то бишь в разваливающейся «хрущевке». Был и такой - «есть у революции начало, нет у революции конца». Это означает, что облупился потолок в ванной, его решили покрасить - заляпали плитку, попытались оттереть - плитка разрушилась, ее надо полностью менять, а значит, менять и установленную сантехнику - и вот уже семья и квартира полностью погружены во «внезапный ремонт». Но особого внимания заслуживал ремонт, который задумали весьма масштабным, но «вытянуть» не хватило сил и денег. И теперь в квартире время от времени что-то меняют, шпаклюют, красят и этому не видно конца. Такой тип ремонта получил наименование «хронический - вялотекущий, с обострениями».

Впрочем, это определение прекрасно подходит и ко многим процессам в сфере дипломатии. В том числе и перманентному торгу между Арменией и Россией относительно цены газа, где стороны то достигают краткосрочного соглашения, то переходят к новым дискуссиям, обсуждениям и уговорам. Армения перманентно обещает отказаться от российского газа в пользу туркменского или иранского, официальные лица в Ереване периодически анонсируют переговоры… но очень скоро все возвращается на круги своя. 

Что это? «Нехорошая» Россия опять применяет свое «газовотрубопроводное» оружие? И устраивает «газовую атаку» на «революционную» Армению? 

На деле все далеко не так упрощенно. 

 

«Евромечты», которые не по карману

Прежде всего, Армения приобретает газ у России не сказать, чтобы по «грабительским» ценам. А нынешние армяно-российские переговоры по газу с эмоциональным заламыванием рук, обещанием найти других поставщиков и договориться о поставках с Туркменистаном и Ираном и т.д., по совести говоря, не очень коррелируют с абсолютными цифрами. Так, в 2015 году Армения покупала газ по $150 за тысячу кубометров, потом Москва решила повысить цену до $189, но после слезных уговоров Еревана цену сбросили до $165…

Сегодня в Ереване об этом не любят вспоминать, но в начале второго десятилетия нынешнего века, еще при Серже Саргсяне, Армения вела «предметные» переговоры с Евросоюзом о подписании соглашения об ассоциации с ЕС. После чего в Москве, и совершенно справедливо, кстати, заявили: вы хотите в Европу? Прекрасно. Тогда нефть и газ в Армению будут поставляться по европейским ценам. То есть без учета льгот, предусмотренных в России для участников совместных с РФ таможенно-экономических проектов. 

И вот эта самая европейская цена на нефть и газ оказалась для Армении с ее далеко не блестящим положением в экономике попросту непосильной. Платить за углеводороды Еревану было нечем. Во-первых, европейские цены на нефть и газ ставили власти перед необходимостью повышения тарифов для домохозяйств, что однозначно обещало социальный взрыв. Во-вторых, главное, что под поставляемый из РФ дешевый газ в Армении сформировался определенный сектор экономики, который в этом случае просто потерял бы конкурентоспособность. В результате уже в сентябре того же 2013 года, как раз накануне Вильнюсского саммита ЕС, где предполагалось подписание соглашений об ассоциации, Армении пришлось прилюдно отказываться от евроинтеграционных планов и заявлять о вступлении в ЕАЭС. «Евромечты» оказались не по карману. Тут можно вспомнить популярный номер Comedy Club, где Миша Галустян в майке с надписью «Армения» просит «газ без воды». И становится понятным - этот самый «газ без воды», то есть без политики, стоил бы для Армении куда дороже, чем сейчас. Ведь Москва поставляет Еревану «голубое топливо» по внутренним ценам. В 2013 году, когда Армения вступила в ЕАЭС, эксперты подсчитали: только за счет обнуления таможенных пошлин на нефть, газ и необработанные алмазы эта страна получает прибавку к бюджету в миллиард долларов - за счет бюджета России. И вряд ли кто-то еще будет делать Армении такие подарки и столь щедро дотировать ее экономику. Словом, здесь лучше не искать соответствия европейским политическим дискуссиям, а вспомнить известное выражение Галуста Гюльбенкяна: «Нефтяные бизнесмены подобны кошкам: по их воплям никогда нельзя понять, дерутся они или занимаются любовью». Или, еще грубее, «куда они из колеи денутся». 

А вот тут нужны подробности. Потому как есть и еще одна малоприятная сторона вопроса. За тот короткий период, пока в Армении играли в евроинтеграцию, у Еревана образовался нешуточный долг за поставки из России нефти и газа. И вот для погашения долга за этот самый газ Армении пришлось передать в собственность российского «Газпрома» свой пакет акций газовых сетей. В результате сегодня ее газовая инфраструктура на 100% находится в собственности РФ. В переводе это означает, что где, у кого и за сколько Армения будет приобретать газ, решает уже не Ереван, а Москва. 

Но даже если это обстоятельство каким-то магическим образом испарится и исчезнет, вряд ли Армения получит желанную свободу в газовой сфере. 

 

В тисках собственной политики

Здесь, пожалуй, опять нужно вспомнить «газовую азбуку». Какой бы модной ни была тема трубопроводного оружия, использования газа как средства давления и т.д., страна-поставщик имеет полное право продавать свой газ по той цене, которую считает для себя оправданной и выгодной. В отличие от нефти, на газ мировой цены не существует. А если какого-то потребителя предложенные условия и цены не устраивают,    никому не возбраняется искать другого поставщика, строить альтернативные трубопроводы, терминалы для сжиженного газа, доставляемого танкерами-газовозами, и т.д.

Даже если вынести за скобки, что в Армении газовая сфера находится в стопроцентной собственности России, возможности воспользоваться альтернативными проектами у Еревана, по сути, нет. Украинский вариант с реверсными поставками газа в случае с Арменией не работает - транзитных газопроводов на ее территории нет. Можно поискать альтернативного поставщика. И официальные власти Армении демонстрируют здесь кипучую активность. Но…

Вспомним: в годы существования СССР Армения обеспечивалась газом, поступающим из Азербайджана. «Голубое топливо» из нашей страны шло и в квартиры ереванцев, и на комбинат «Наирит», и на многие другие предприятия. Самый удобный путь от Каспийского моря в Турцию и на европейские рынки проходит как раз по территории Армении. Но теперь, развязав агрессию против Азербайджана, предъявив претензии на Карабах и продолжая оккупацию 20% азербайджанской территории, Армения по понятным причинам закрыла для себя даже теоретически доступ к азербайджанскому «голубому топливу». К тому самому, которым сегодня обеспечивается Грузия, которое поставляется в Турцию, а оттуда - на рынки Южной Европы. Более того, несмотря на оккупацию и гуманитарную катастрофу с миллионом беженцев, Азербайджан смог не просто вывести свой главный экспортный товар - нефть и газ  на мировой рынок, но и сформировать в регионе новую трубопроводную инфраструктуру. Экспортные трубы для нефти и газа, Баку - Тбилиси - Джейхан и Южный газовый коридор проходят по территории Грузии, которая теперь получает азербайджанский газ по льготным ценам. А Армения повисла на тоненьком волоске - российской  трубе, проходящей по территории Грузии. 

В Ереване могут, конечно, грозиться закупать газ у Туркменистана, но в реальности его надо еще доставить в Армению. Российская трубопроводная система для этого не подходит. Тем более что Ашхабад никак не может договориться с Москвой о прокачке своего газа в Европу. Догружать вопрос еще и планами «газового спасения» Армении вряд ли стоит. 

Теоретически можно проложить трубопровод по территории Ирана. Но это очень затратно и газовый рынок маленькой и стремительно пустеющей Армении такой проект не окупит. А выходить через Иран на рынки Европы рискованно. Политическая обстановка вокруг ИРИ накаляется на глазах. Неслучайно, что в Туркменистане присматриваются к участию в проекте азербайджанского Южного газового коридора. Не самое лучшее время для того, чтобы слишком уж светиться на армянском направлении. 

К югу от Армении расположен Иран, где имеются огромные запасы газа. Но и тут для поставок на армянский рынок нужна инфраструктура, то есть труба. Того, что есть, хватает для обеспечения газом лишь небольшой электростанции, где выработанная энергия делится пополам между Арменией и Ираном, и заместительного обеспечения газом в случае форс-мажора, не более того. Создание полноценной инфраструктуры для поставок газа в Армению слишком дорогой проект, на осуществление которого ни у Армении, ни у Ирана денег нет. Строить дополнительный трубопровод имело бы экономический смысл, если бы Иран имел шансы выйти через Армению на мировой газовый рынок. Но, во-первых, на фоне санкций такие проекты Ирану не светят. Во-вторых, куда дальше вести трубу? Армения граничит с самим Ираном, Азербайджаном, Турцией и Грузией. С Азербайджаном она в состоянии войны. Граница с Турцией закрыта и когда откроется - бог весть. Дальше из Армении трубу можно вести только в Грузию. Но там рынок занят азербайджанским газом и к тому же проходит азербайджанская экспортная нитка. Ирану было бы соблазнительно присоединиться к ней, но «звено» в виде Армении создает для этого не лучшую предысторию. Так что Армению и в Тегеране при всех вежливых улыбках постараются обойти. 

Реверсные поставки? Но через Армению не проходит никаких транзитных трубопроводов. Что же до набирающих популярность технологий по сжижению газа, танкеров-газовозов и газовых терминалов, то и здесь неувязка. Выхода в море у Армении нет. Ее крошечный рынок такой дорогостоящий проект не окупит. Да и подходящего моря не просматривается. Грузия же вряд ли станет участвовать в таких проектах и ставить под удар свое партнерство с Азербайджаном и Турцией. Так что остается только уповать на милость Москвы и молить Всевышнего, чтобы первопрестольной не надоело дотировать армянскую экономику за счет льготных цен на газ. 

Надо было очень постараться, чтобы страна, находящаяся рядом с таким поставщиком газа, как Азербайджан, и контролирующая лучшую «географическую» трассу для потенциального экспортного трубопровода, в результате своей агрессивной политики оказалась в столь плотной газовой изоляции. Так что нынешняя «газовая катастрофа»  Армении берет начало в Карабахе. 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

313


Актуально