25 Ноября 2024

Понедельник, 10:43

БРАК ПО РАСЧЕТУ?

Планы спасения Европейского континента от последствий пандемии должны заработать летом

Автор:

01.05.2020

Начало было тревожным. Создавалось впечатление, что единой Европы, как оказалось, не существует. При первой же глобальной катастрофе страны заперлись в своих границах и не только не думали о совместных действиях и помощи соседям, но даже старались урвать чужое себе во благо. Причем этим грешили и те, кто считается фундаментом, движущей силой единой Европы, - Германия и Франция.

«Это был не самый лучший наш момент, - признался BBC высокопоставленный европейский дипломат, вспоминая, как страны ЕС поспешно закрыли границы друг с другом в попытке защитить себя от распространения вируса и поначалу отказывали в помощи Италии, на которую трагедия обрушилась первой. - Наша реакция пришла поздно и была омрачена национализмом». 

Дипломат напомнил, как в феврале премьер-министр Италии Джузеппе Конте срочно запросил у европейских стран для персонала больниц перчатки, одежду, а также наборы для тестирования, вентиляторы, но в ответ была тишина… Лишь спустя несколько дней некоторые его коллеги ответили, что постараются помочь. А действия властей Германии, Франции и Чехии вообще тянули на судебное разбирательство, после того как они решили заблокировать реэкспорт медицинского оборудования через свои территории в Италию, пока не закончат подсчет имеющихся у них запасов. 

В начале пандемии у многих в самой Европе стало складываться ощущение, что ЕС - это, скорее, брак по расчету, чем союз стран, связанных ценностями и чувством солидарности.

 

А мы считаем мертвецов

Италия и Испания, возглавляемые сейчас проевропейскими правительствами, лишь недавно с трудом смогли одержать нелегкую победу над праворадикальными силами, стремящимися вывести эти страны из ЕС. И теперь они столкнулись с резким ростом антиевропейских настроений среди своих избирателей.

Видеозапись сожжения флага Евросоюза активно распространялась в марте-апреле в итальянских социальных сетях. Уже есть признаки того, что вера в ЕС сильно подорвана. При этом резко возросла популярность непартийного профессора права Джузеппе Конте за его действия во время кризиса - до невероятных в сегодняшней Италии 71%. В опросе, проведенном в марте, 67% респондентов заявили, что членство в ЕС является невыгодным для их страны. Даже среди проевропейской элиты росло ощущение, что страна покинута своими соседями, что Европейский союз отвернулся от Италии, когда она больше всего нуждалась в помощи.

Лидер итальянского движения «Мы - европейцы» и постоянный представитель Италии в ЕС  Карло Календа признался, что даже он сейчас переживает кризис веры в идею, за которую всю жизнь боролся. По его словам, он не знает, что отвечать членам своей партии, которые спрашивают у него: «Почему мы хотим остаться в ЕС? Это бесполезно». 

Этими настроениями, естественно, пытаются воспользоваться радикалы всех мастей. И, в первую очередь, бывший вице-премьер и один из лидеров Лиги Севера Маттео Сальвини, который написал в Твиттере: «Мы должны пересмотреть вопрос о Европе (ЕС) и роли Италии в нем». 

Рейтинги ультраправой партии «Братья Италии», лидеры которой заявляют: «Пока мы считаем наших мертвецов, они считают риск потери интереса к своим облигациям», неуклонно растут в последних опросах.

 

Нужен план Маршалла

Италия вступила в кризис с соотношением долга к ВВП уже на уровне 136% - самый высокий показатель в еврозоне после Греции. И это при том, что правила ЕС требуют не превышать 60%. Экономисты предрекают сокращение ВВП этой страны от 6 до 15%. Существует реальная угроза дефолта.

Не лучше положение и других стран Европы. По оценкам МВФ, пандемия обернется глобальной рецессией - самой глубокой со времен Великой депрессии 30-х годов XX века. Согласно прогнозам, в еврозоне экономика просядет на 7,5%.

Министр иностранных дел Испании Аранча Гонсалес сравнила нынешнюю ситуацию с крушением «Титаника» и посоветовала не разделять пассажиров на первый и второй классы. 

Нужен «коронный» план Маршалла, вторят ей немецкие политики. По мнению Deutschlandfunk, помощь в рамках Европейского стабилизационного механизма должна предоставляться без обычных на то условий. Путь к получению этих средств нужно облегчить и сократить, ведь Италия или Испания так сильно страдают от кризиса не потому, что неправильно выстраивали свою экономику, а из-за эпидемии вируса. «Германия не имеет права выйти из этого кризиса в роли эдакого бухгалтера всей Европы. - пишет газета. - Солидный фонд помощи объемом в несколько сотен миллиардов евро, который не станет навязывать определенную денежную политику на годы вперед, а щедро предоставит странам необходимые им средства, - вот что сейчас нужно».

 

Коронабонды: быть или не быть?

В марте, когда вирус уже распространился по Южной Европе, девять членов Евросоюза  (Бельгия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Словения и Франция) подписали совместное письмо, призывающее к выпуску специальных еврооблигаций. Или, как они их назвали, «коронабондов» - долговых обязательств, поддерживаемых всеми членами Евросоюза, чтобы помочь оплатить усилия по восстановлению разрушенных экономик своих стран. 

Глава Европейского центрального банка Кристин  Лагард одобрила эту идею. А во второй половине апреля парламент ЕC принял резолюцию о «восстановительных облигациях», которые «гарантированы бюджетом ЕС».

Общественное мнение изменилось и в Германии. Если ранее экономисты и политики во время недавнего финансового кризиса выступали против взаимного объединения долгов еврозоны, считая, что это не спасет Грецию, то сейчас призывают помочь Южной Европе справиться с коронавирусом именно посредством евробондов. Даже германский таблоид Bild, который 10 лет назад возглавлял антигреческие обвинения, теперь призывает к коронабондам. Сегодняшняя ситуация, по их мнению, скорее напоминает стихийное бедствие, чем кризис, вызванный рискованным кредитованием. 

Федеральные еврооблигации повысят фискальный потенциал союза, не увеличивая бремя государственного долга, тем самым экономя деньги национальных казначейств. Если Германия, Нидерланды и другие страны Северной Европы не примут еврооблигации во время такого крупного и экзистенциального кризиса, это вызовет вопросы о долгосрочном выживании евро, считают эксперты, в том числе и немецкие.

Однако руководители стран Северной Европы - Германии, Австрии, Дании, Финляндии и Нидерландов не спешат соглашаться с экспертами, отказываясь поддержать совместное заимствование. Объясняют они это опасениями, что налогоплательщики в более богатых странах вынуждены будут погашать долги фискально безответственных стран.

 

Прости, Италия!

И все же говорить о полном отсутствии европейской солидарности будет неверно. Есть страны, которые принимают на лечение пациентов из других частей континента. В той же Германии проходят лечение больные из Франции, Италии и Испании. Члены ЕС поставляют друг другу бесплатно медицинские материалы и оборудование, обмениваются бригадами медиков, совместно осуществляют заказы. Кроме того, устанавливаются приоритетные зеленые полосы для передвижения по их территориям грузовиков, чтобы экспорт и импорт продуктов питания и медикаментов не имел препятствий из-за вынужденных карантинных мер. 

Выделена общая сумма на разработку вакцин от коронавируса, которые будут доступны во всем мире. Европейская комиссия также временно приостановила правила еврозоны по государственному долгу и дефициту бюджета, позволяя государствам тратить столько, сколько им нужно, чтобы пережить вспышку болезни как можно лучше. Европейский центральный банк запустил программу по выкупу ценных бумаг частного и государственного секторов на сумму 750 млрд. евро. Причем на покупку итальянских гособлигаций уже потрачено около 11,8 млрд. евро.

В начале апреля правительство Нидерландов - страны, традиционно являющейся ярым противником любых прямых бюджетных трансфертов между членами еврозоны, решило создать свой собственный фонд солидарности в размере 20 млрд. евро для финансирования расходов на неотложную медицинскую помощь в Италии, Испании и других странах.

Таким образом, в рамках тех полномочий, что ему отвели национальные государства, ЕС действует вполне эффективно. Система же здравоохранения находится в ведении каждой отдельной страны. Причем в государствах - членах ЕС существует 27 различных систем здравоохранения, 27 различных уровней заболеваемости и 27 различных приоритетов в том, что касается развития экономики, пострадавшей от коронавируса. И в этих условиях Брюссель все же пытается вырабатывать какие-то общие правила.

В частности, Еврокомиссия настаивает, чтобы страны ЕС снимали свои карантинные ограничения только в том случае, если:

- Количество смертей/заболеваний в этой стране сокращается и стабилизируется в течение продолжительного периода времени.

- При необходимости национальная служба здравоохранения может справиться с всплеском новых инфекций.

- Соответствующая страна ЕС обладает достаточным потенциалом тестирования для выявления и карантина новых инфекций, а также контактов заразившихся людей, чтобы обезопасить тех, кто еще не заразился вирусом.

Ну и, наконец, у руководства ЕС хватило мужества извиниться перед Италией за свою нерасторопность в начале эпидемии. 

16 апреля, выступая в Европарламенте, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что нельзя победить пандемию «без правды о наших собственных действиях». «Да, это правда, что никто на самом деле не был к этому готов. Правда также и то, что слишком многие не были вовремя готовы к тому, что Италия в самом начале нуждалась в помощи, - сказала она. - Европа приносит искренние извинения».

 

План спасения

Саммит ЕС, состоявшийся 23 апреля, похоже, сильно реабилитировал Евросоюз в глазах европейцев, приняв пакет финансовой поддержки на сумму 540 млрд. евро, который начнет действовать с 1 июня.

Основным проводником плана спасения является Европейский стабилизационный механизм, который выделит 240 млрд. евро для расходов стран-должников. Европейский инвестиционный банк обеспечит 200 млрд. евро под национальные краткосрочные программы. Европейский фонд в 100 млрд. евро будет предназначен для финансирования национальных схем поддержки заработной платы по принципу немецкой системы «Курцарбайт», которая стала популярна в других странах континента.

Данный пакет дополняет ранее принятое ЕС решение об ослаблении обычных правил предоставления государственной помощи и государственных закупок, а также о фактической приостановке действия Пакта стабильности и роста (он предусматривает контроль над налоговой и бюджетной политикой и санкции к странам-нарушителям) на время кризиса.

Кроме того, лидеры согласились создать новый фонд восстановления, потенциально на 1 или 1,5 трлн. евро. Пока остается открытым вопрос по поводу структуры и финансирования этого долгосрочного плана восстановления. Предложения могут включать увеличение общего бюджета ЕС, выделение грантов для пострадавших стран или совместную продажу облигаций (тех самых коронабондов, на которых настаивали Италия, Испания, Франция и другие) для привлечения средств. 

ЕС планирует также помочь в блокировании иностранных поглощений европейских компаний, пострадавших от кризиса, вызванного вирусом. ЕС опасается, что иностранные инвесторы могут попытаться приобрести европейские компании «для того, чтобы взять под контроль ключевые технологии, инфраструктуру или экспертизу». Европейские компании уже давно находятся в поле зрения китайских конкурентов, в том числе крупных государственных предприятий. А резкий экономический спад и последующее за этим неминуемое падение цен на акции могут сделать их более уязвимыми для зарубежных участников торгов. Эти и другие вопросы стоят в повестке ближайшего саммита, который пройдет 6 мая.

Похоже, эти решения устроили всех, в том числе и премьер-министра Италии Конте, который выразил удовлетворение тем, что было согласовано, назвав это «важной вехой в европейской истории». «Наша вера в Европу оказалась верной!» - сразу после встречи написал в Твиттере президент Европейского парламента итальянец Давид Сассоли.

Судя по всему, ЕС не собирается распадаться, но останутся ли шрамы на его теле, покажет эффективность принимаемых сейчас решений. Хорватская газета с очень символичным ныне названием Novi list так характеризует ситуацию: «В один прекрасный день пандемия уйдет. Однако в этот «нулевой день» стартовые позиции стран будут весьма различными. Если потери окажутся слишком серьезными, то это принесет с собой колоссальную безработицу, а за ней последуют коллапс системы социального обеспечения и неизбежный политический кризис. А это значит, что ЕС и вся остальная Европа более не будут прежними, и прежде всего - в политическом плане».



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

329


Актуально