Автор: Самед ВЕЛИЕВ
Как известно, в условиях стремительного распространения пандемии коронавируса COVID-19 наиболее уязвимыми слоями населения остаются не только пожилые и тяжелобольные люди, но и бездомные и беднейшие жители планеты, а также мигранты.
Согласно последним данным Управления верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, в мире насчитывается свыше 71 млн. беженцев. Причем за минувшие 10 лет их число почти удвоилось. В последние годы рост числа беженцев был особенно заметным. Убежище в других странах искали чаще всего граждане Сирии, Афганистана, Йемена, Мьянмы, ряда африканских государств. Основные страны-реципиенты, т.е. те, кто принял большую часть беженцев, - это страны Европейского континента. Лидером же по приему беженцев является Турция.
Беженцы как основная проблема турецкого общества
Сегодня свыше 4 млн. человек из сопредельных стран продолжают искать приют в Турецкой Республике. В основной массе это граждане Сирии - их здесь насчитывается 3,7 млн., или свыше 90% всех беженцев. Это немало, если учесть, что 85-миллионная страна фактически в одиночку несет основное бремя расходов на их содержание. Осенью 2019 года президент Турции Р.Т.Эрдоган вынужден был признать, что его страна уже потратила $37 млрд. на содержание беженцев, и эти траты неуклонно растут.
Между тем экономика Турции, как и экономики многих других государств планеты, сегодня переживает отнюдь не лучшие времена. Еще до кризиса, вызванного распространением пандемии, уровень безработицы здесь составлял 13%. И многие турки, проживающие в регионах повышенной социально-экономической напряженности, все чаще сетовали, что в попытках снизить социальную напряженность правительство предоставляет беженцам больше привилегий. В опросе, проведенном недавно Университетом Кадира Хаса в Стамбуле, 67,7% участников выразили недовольство социальной нагрузкой на общество, вызванной присутствием сирийских беженцев в Турции.
Примечательно, что беженцы берутся за самую малооплачиваемую и наименее престижную работу в Турции. Это способствует повышению конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы и приводит к росту числа безработных среди местного населения. Дошло до того, что в ряде случаев в социальных сетях были призывы ограничить распространение мигрантов по всей стране. Вместе с тем другие пользователи, которых было значительно больше, призывали к состраданию и солидарности. В конце 2019 года турецкое правительство вынуждено было закрыть дальнейшую регистрацию сирийских беженцев в Стамбуле, чтобы бороться с нелегальной миграцией в город.
Кстати, вопрос беженцев был в центре политических дебатов и на июньских муниципальных выборах в Стамбуле в прошлом году, на которых кандидат от оппозиционной Республиканской народной партии Экрем Имамоглу победил представителя правящей Партии справедливости и развития Бинали Йылдырыма. В телевизионном интервью после избрания мэром Э.Имамоглу сказал, что «проблема беженцев является серьезной травмой» для некоторых районов Стамбула, где очевидны проблемы, связанные с социальной напряженностью. Многие турки считают, что отношение Имамоглу к проблеме беженцев сыграло важную роль в оказании ему поддержки на выборах со стороны жителей Стамбула.
Не было бы «счастья», да несчастье помогло?
Стремительное распространение пандемии коронавируса в последние месяцы вновь обратило внимание международного сообщества на проблему беженцев, в частности находящихся на территории Турции. Согласно имеющимся сведениям, абсолютное большинство - 98% сирийских беженцев живут в городской и сельской местности, вне центров временного размещения или лагерей. То есть они оказались распределенными по всей стране, главным образом в крупных городах и городских агломерациях. Это создает дополнительную социальную нагрузку на их инфраструктуру.
Еще в марте турецкие власти продемонстрировали Евросоюзу, что может угрожать ЕС, если Анкара перестанет сдерживать беженцев, которые находятся на территории Турции с 2016 года. Именно тогда Анкара и Брюссель подписали соответствующее миграционное соглашение. Но в то время в стране было 2,73 млн. беженцев, многие из которых также пытались попасть в Европу. Теперь же их число возросло более чем в полтора раза. Тогда подобными мерами Турция пыталась заставить официальный Брюссель проявить больше внимания к вооруженному обострению положения в Сирии и выразить свою четкую поддержку действиям Анкары. Впоследствии ситуация изменилась. Коррективы внес коронавирус. Из-за пандемии коронавируса SARS-CoV-2 Евросоюз приостановил размещение новых беженцев из кризисных регионов. Пока неизвестно, когда программы по приему возобновятся. Сама Турция закрыла внешние границы.
Известно, что в настоящее время Турция является одной из тех стран, где пандемия приняла значительные масштабы. На момент написания этой статьи в стране насчитывалось более 130 тыс. инфицированных, а число смертей от болезни превысило 3,5 тыс. В этих условиях турецкие власти стали предпринимать экстренные меры по защите беженцев от угрозы распространения коронавируса. В результате принятых мер десятки тысяч беженцев в срочном порядке на автобусах распределили по временным местам размещения и поместили на карантин. По окончании карантина они будут переправлены в регионы Турции.
Между тем не так давно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обвинила страны Ближневосточного региона в сокрытии информации о распространении коронавируса. Региональный директор ВОЗ Ахмед аль Манзари предупреждал, что вспышка COVID-19 еще впереди. Наиболее уязвимы страны, охваченные военными конфликтами.
Внимание ВОЗ к проблемам нерешенных конфликтов и, в особенности, к обеспечению безопасности беженцев вселяет слабую, но все же надежду, что Анкара может рассчитывать на помощь в решении проблем беженцев на кого-то еще, кроме самих себя. Так, ВОЗ уже приступила к оказанию поддержки Турции в создании системы оказания услуг первичной медико-санитарной помощи беженцам и мигрантам. И хотя масштабы этой помощи довольно скромны, сам факт внимания к этой проблеме может свидетельствовать о повышении ее значимости в политической повестке не только региона, но и в глобальном масштабе.
Будущее все еще туманно
Ситуация на границах Турции с Грецией и Сирией продолжает оставаться сложной, даже несмотря на то, что активные бои здесь не ведутся. Риски дальнейшего распространения коронавируса среди беженцев по-прежнему достаточно велики. Сегодня эта категория лиц все еще является наиболее уязвимой и мало защищенной и для решения их проблем требуются неотложные меры. Предельно ясно, что их должна предпринимать не только Турция, но и правительство Греции, Еврокомиссия, ООН. Однако в настоящее время основное бремя нагрузки по-прежнему только на турецкой стороне. Конечно, это не способствует стабилизации положения. Тем более что и в самой Турции, как и во многих других странах, эпидемиологическая обстановка довольно сложная. Распространение вируса принимает форму геометрической прогрессии, поэтому Турция нуждается в серьезной помощи. Необходимо координировать действия, пересматривать прежние практики, предпринимать более эффективные меры. Только лишь закрытием границ или выдворением беженцев обратно дела не решить. В настоящее время практически все государства закрыли свои границы, и это блокирует возможность для потенциальных мигрантов пересекать рубежи и следовать к своим конечным целям.
Но, с другой стороны, все понимают, что эти меры носят временный характер и в конечном счете границы будут открыты. Рост числа беженцев будет неизбежным, тем более на фоне экономических проблем, которые возникнут во многих странах. А их станет еще больше, особенно среди государств со слабым здравоохранением, слабой социальной системой. Весь мир должен сейчас моделировать возможную ситуацию - что может произойти в ближайшее время и в посткризисный период. Условно в поствирусный период. И многие прогнозы сводятся к тому, что есть угроза повального ухудшения экономического положения, социальных показателей.
Нужен пересмотр прежних подходов - и в первую очередь это касается ЕС и стран, граничащих с Турцией. Турция должна превратиться в партнера ЕС по решению проблемы нелегальных мигрантов, и вот такие партнерские отношения между Брюсселем и Анкарой могут стать хорошей основой для будущего развития отношений между ними в целом. Возможно, основой этому станет новое соглашение между Евросоюзом и Турцией, на заключении которого настаивает Анкара. Впрочем, пока в Брюсселе предпочитают не забегать вперед, желая сосредоточиться на решении более важных внутренних проблем.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: