Автор: Кянан РОВШАНОГЛУ
Благодаря ощутимой турецкой военной поддержке Ливии за последний месяц армия генерала Халифы Хафтара подверглась серьезным ударам как вокруг Триполи, так и вдоль западного побережья страны и границы с Тунисом. Самым мощным из них по праву можно считать захват стратегически важной военной авиабазы «Аль-Ватия» силами Правительства национального согласия (ПНС). Именно после этого подконтрольная Хафтару Ливийская национальная армия (ЛНА) объявила о прекращении огня в связи с окончанием священного для мусульман месяца Рамадан и отводе войск на 1,5-2 км назад. Ясно, что данный шаг был сделан не по случаю праздника. Ведь 5 апреля 2019 года, отдавая приказ о наступлении на подконтрольную ПНС столицу страны Триполи, генерал Хафтар не ожидал, что операция затянется больше чем на год. Тогда основной целью ЛНА, к тому времени контролировавшей почти 90% площади страны, было захватить Триполи и покончить с правительством ПНС. Но Триполи смог защититься.
Сейчас же баланс сил меняется не в пользу Хафтара. За последние недели ЛНА потеряла ряд городов, а также контрольно-пропускные пункты на западном побережье и вдоль границы с Тунисом. Ситуация дошла до того, что официальные лица ПНС уже призывают сторонников Хафтара сдаться. При этом заявляя, что в ближайшие месяцы освободят и всю остальную территорию Ливии. А основной причиной всех этих перемен стала Турция.
По разные стороны баррикад
Как известно, разделенная в 2014 году североафриканская Ливия фактически управляется двумя правительствами. Столица Триполи и несколько городов на западном побережье контролируются ПНС, которое признано ООН законным правительством Ливии во главе с премьер-министром и одновременно председателем Президентского совета Фаизом Сараджем.
Главой (президентом) второго ливийского правительства - Палаты представителей, расположенной в городе Тобрук на востоке страны, является Агила Салех Иса. Но на деле этой структурой руководит генерал Халифа Хафтар, бывший некогда ближайшим соратником ливийского лидера Муамара Каддафи. Последний отвернулся от своего генерала - тогдашнего начальника Генштаба ливийской армии и выпускника советской военной академии - после того как Хафтар был пленен во время войны с Чадом в начале 1980-х годов. Правда, через некоторое время Хафтар был освобожден из плена не без помощи США, куда он переехал и жил вплоть до революции в Ливии. По возвращении на родину после революции 2011 года Хафтар сформировал свою собственную армию.
Хотя Палата представителей Ливии продолжает оставаться нелегитимным органом власти на международном уровне, она фактически является одним из правительств Ливии, поддерживаемым европейскими странами, а также Египтом, Саудовской Аравией и ОАЭ.
Правительство национального согласия со штаб-квартирой в Триполи признано ООН в качестве законного правительства Ливии. Основными странами, поддерживающими ПНС, являются правительства Катара и Турции. Ключевые территории, находящиеся под контролем правительства Сараджа, - это Триполи и район Мисрата. Ударное военное звено ПНС сформировано из местных вооруженных и исламистских группировок (благодаря близости Сараджа с движением «Братья-мусульмане»), а также подразделений под командованием бывшего министра обороны Усамы аль-Джували.
После приказа генерала Хафтара от 5 апреля 2019 года об окончательной атаке на Триполи шансы правительства Сараджа устоять у власти были крайне слабыми. Угроза сдачи Триполи войскам ЛНА возникала несколько раз. Однако военная помощь Турции правительству ПНС значительно изменила ситуацию на поле боя. Так, 27 ноября 2019 года правительства Турции и Ливии (ПНС) подписали несколько соглашений в сфере безопасности и военного сотрудничества. Среди них и соглашение о демаркации морских границ в восточной акватории Средиземного моря. Эти соглашения фактически развязали руки Турции, предоставив ей возможность отправить войска в Ливию. Сразу после ратификации соглашения турецким парламентом 2 января 2020 года Турция начала переброску в страну военных инструкторов и войск специального назначения, а также современных видов оружия и военной техники.
Вскоре эффект турецкой поддержки ПНС стал заметен на фронте. Так, 25 марта сего года армия ПНС начала операцию «Вулкан гнева» против армии генерала Хафтара. Ряд прибрежных районов, а также пограничные контрольно-пропускные пункты вскоре перешли под контроль сил правительства Сараджа. Затем, через две недели после неудавшегося нападения на военную авиабазу «Аль-Ватия» 5 мая, войска ПНС все же смогли захватить этот военный объект.
Авиабаза «Аль-Ватия»
Расположенная в 125 км к юго-западу от Триполи между городами Зинтан, Звара и Асса, авиабаза «Аль-Ватия» является второй по величине военной авиабазой Ливии после международного аэропорта «Митига». «Аль-Ватия» была построена армией США в 1942 году. Помимо взлетно-посадочных полос на территории аэропорта находятся крупные склады для топлива, оружия и боеприпасов, а также бункеры. Благодаря этому в случае нападения на авиабазу находящиеся там силы могут сопротивляться достаточно долгое время без всякого контакта с внешним миром.
Во время правления Каддафи на территории авиабазы располагалась эскадрилья французских истребителей Dassault Mirage 2000, составлявших основу ВВС ливийской армии. В 2011 году, когда в Ливии разразилась гражданская война, самолеты НАТО, бомбившие позиции Каддафи, не нанесли серьезного ущерба авиабазе. Точечным ударам подверглись только самолеты на взлетно-посадочной полосе и склады оружия, а инфраструктура авиабазы в целом не пострадала. С августа 2014 года и до середины мая этого года «Аль-Ватия» находилась под контролем сил, верных генералу Хафтару. После захвата авиабазы армией ПНС в их руки попало большое количество оружия и боеприпасов.
Согласно предположениям экспертов, захват авиабазы «Аль-Ватия» служит обеспечению более удобной и безопасной доставки оружия и техники из Турции и Катара. Видимо, этому способствовало и то, что в прошлом году военный грузовой самолет, доставлявший оружие и технику из Турции в Ливию, был сбит силами Хафтара. А теперь подобного рода грузы можно будет беспрепятственно доставлять на базу.
«Русский след» в ливийском небе
До недавнего времени преимущество в воздушном пространстве Ливии принадлежало Хафтару и возглавляемой им ЛНА. И это благодаря тому, что в составе генеральского войска насчитывалось большое количество военных самолетов, а также наемных профессиональных пилотов. В числе их были и русские пилоты из состава российской ЧВК «Вагнер». В настоящее время в Ливии насчитывается 1400, а по некоторым данным, даже больше бойцов-вагнерцев.
Однако вскоре после начала военного сотрудничества ПНС Ливии с Турцией Анкара начала переброску оружия и военной техники в страну. Наиболее заметными из них были беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Байрактар», недавно поступившие на вооружение ВС Турции. С их помощью силы Сараджа нанесли тяжелые удары по армии Хафтара. Так, за последние несколько недель БПЛА «Байрактар TB2», поставленные Турцией, уничтожили восемь российских систем ПВО «Панцирь» - три из них на военной авиабазе «Аль-Ватия». Существуют как вооруженные, так и невооруженные версии этих БПЛА для разведывательных целей. По утверждению российских СМИ, только за последний год компания-производитель аппаратов «Байрактар» и правительство Турции продали Ливии БПЛА и другие аналогичные системы вооружений на сумму $1 млрд.
Ощутимое воздушное преимущество ПНС над армией Хафтара стало возможным именно благодаря БПЛА «Байрактар». На всю серьезность ситуации для генерала Хафтара указывает и то, что командующий ВВС ЛНА Сакр аль-Джаруши объявил все турецкие силы на территории Ливии законными целями для Ливийской национальной армии. Сразу после захвата авиабазы «Аль-Ватия» силами Сараджа в международных СМИ появилась информация о том, что Россия направила авиационную поддержку войскам генерала Хафтара. А Правительство национального согласия заявило, что шесть истребителей МиГ-29 и два истребителя Су-24 были переброшены в Ливию с российской авиабазы в Хмеймиме (Сирия). Хотя некоторые веб-сайты, специализирующиеся на военной тематике, сообщают, что самолеты принадлежат ОАЭ, которые приобрели их в Беларуси. Как бы то ни было, последняя покупка Хафтара очень сильно поддерживает мощь ВВС Ливийской национальной армии. А то, в каком именно качестве Россия участвует в этом процессе, остается предметом серьезных споров.
По мнению многих экспертов, Россия оказывает поддержку Халифе Хафтару с 2018 года в основном исходя из своих определенных интересов: продать больше оружия, укрепить свои позиции в Средиземноморском регионе и получить определенные льготы от будущего ливийского правительства. Однако поддержка генерала Хафтара не мешает России продолжать переговоры с Турцией. Возможно, что в случае неизбежности поражения Хафтара Россия может уйти из Ливии, дабы получить уступки по Сирии. Но пока Москва по-прежнему активна в Ливии.
А что дальше?
Ясно, что сложившаяся ситуация на фронте больше всех беспокоит генерала Хафтара, ибо череда непрерывных поражений может заставить его союзников отвернуться от старого и больного главнокомандующего. По некоторым сведениям, Хафтар уже несколько лет лечится от рака в Германии и Франции. Но тут следует учесть и фактор региональной конкуренции. Ведь от того, кто победит в Ливии, напрямую зависит будущее баланса сил в регионе. И это на фоне обнаруженных в восточной акватории Средиземного моря крупных запасов углеводородов.
Подписав соглашение о демаркации морских границ с правительством Сараджа в ноябре прошлого года, Турция нанесла серьезный удар по совместному экспортному энергетическому проекту Греции, Южного Кипра, Египта и Израиля. Иными словами, успех Сараджа в деле объединения Ливии под единым правительством может поставить под угрозу энергетический проект «Восточное Средиземноморье». Этим и объясняется совместное заявление Египта, ОАЭ, Греции и Франции, сделанное на прошлой неделе, с осуждением действий Турции в Ливии. Однако это заявление не имеет правовой основы, и если Сарадж победит, то ситуация может измениться в пользу Турции.
Поэтому, в случае продолжения фронтовых поражений Хафтара, альянс государств, пока поддерживающих генерала, может заменить генерала-неудачника новыми силами. На данный момент можно выделить две серьезные альтернативы. Одна из них - политический преемник Муамара Каддафи, его сын Сейф аль-Ислам Каддафи. Другая - Мухаммед Хасан ас-Сануси, внук свергнутого в 1969 году короля Ливии Идриса ас-Сануси. После революции сын Каддафи был приговорен к пожизненному заключению, однако, воспользовавшись амнистией 2017 года, сразу же после своего освобождения не преминул встретиться с влиятельными лидерами ливийских племен. Если бы не обострение военной ситуации в Ливии, Сейф аль-Ислам принял бы участие в выборах, инициатором которых выступала ООН. Некоторые эксперты считают, что благодаря своим зарубежным финансовым средствам, а также народной симпатии Каддафи-младший мог бы воссоединить страну и объединить вокруг себя крупные ливийские племена. К тому же он родом из племени Каддафа - второго по величине и боевой оснащенности племени в Ливии.
Второй претендент - внук короля Идриса заявил о себе относительно недавно, что ограничивает сведения о величине подконтрольных ему сил внутри страны. Однако не исключено, что его поддержат сторонники королевства, родное племя и сануситы - приверженцы основного суннитского религиозного течения Ливии. Примечательно, что в своем недавнем интервью саудовским СМИ Мухаммед Хасан ас-Сануси намекнул на возможность установления монархии в Ливии как один из вариантов будущего страны. Видимо, существуют силы, которые считают королевского внука альтернативным вариантом.
А такие варианты имеют место быть, если Хафтар не сможет победить исламистское правительство Сараджа, учитывая, что ни одна региональная держава не хочет потерять такой лакомый кусок, как Ливия. А при наличии столь большого количества видимых и невидимых участников и заинтересованных сторон ливийского конфликта это также означает, что война за североафриканскую страну будет только усиливаться.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: