Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Последние месяцы в связи с развитием пандемии коронавируса мировой рынок переживает, пожалуй, худший период в своей истории. В условиях спада промышленного производства в связи с введением карантинных мер и падением цен на сырье, в первую очередь на топливо, мировые цены на газ также стали резко падать.
Между тем тенденция к снижению цен на газ, прежде всего на сжиженный природный газ (СПГ), стала наблюдаться еще в прошлом году. Таким образом, напрямую связывать сложившуюся в настоящее время ситуацию на рынке с пандемией было бы не совсем корректно.
Как известно, СПГ используется для выработки электроэнергии на теплоэлектростанциях, особенно в периоды высокой потребности в отоплении и охлаждении, т.е. в зимние и летние месяцы. В то же время уже до наступления пандемии коронавируса из-за превалирования предложения над спросом рынок газа стало лихорадить. Объясняется это, в частности, небывало теплыми зимами 2018 и 2019 годов в Европе, Японии и Китае - основных потребителях СПГ в мире. В этой связи в газовых хранилищах этих стран к концу отопительного сезона объемы запасов топлива существенно не уменьшились.
С другой стороны, одновременно с сокращением спроса росло предложение СПГ. В частности, в последние годы на рынок вошли Соединенные Штаты, которые существенно нарастили предложение на газ. И это заставило рынок испытать ценовой шок в виде низких цен. Распространение COVID-19 лишь ухудшило эту тенденцию - спрос на СПГ сократился еще больше. А загруженные «под завязку» танкеры СПГ из США, направлявшиеся в страны Европы и Азии, и вовсе вынуждены были остаться у причалов. Покупатели отменили прежние заказы.
Не улучшали ситуацию и действия прямых конкурентов США, в частности Австралии и Катара. В особенности, если учесть, что переизбыток газа на рынке в прошлом году достиг беспрецедентного уровня. И это после того, как Австралия «заполонила» рынок своей продукцией, став крупнейшим экспортером СПГ в мире (примерно 77,5 млн. тонн).
Особенностью мирового газового рынка является то, что в отличие от нефтяного рынка ведущие мировые экспортеры газа производят его по своему усмотрению. Работа не координируется совместно, а добыча не организуется эффективно в соответствии с глобальным спросом и предложением. Несмотря на то, что в 2001 году был создан Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ), его работа не предусматривает обеспечения стабильности рынка газа как такового.
Тем не менее, члены этой группы контролируют более 70% мировых запасов природного газа, 46% его рыночной добычи, 55% трубопроводов и 61% экспорта СПГ в мире. Это делает ее мощным инструментом для регулирования газового рынка в будущем. Поэтому немало специалистов уже сегодня предрекают ей трансформацию в будущую газовую ОПЕК. Причем в не столь уж далекой перспективе.
Говоря же о более отдаленных перспективах, многие эксперты становятся оптимистичнее в прогнозах. Ведь в условиях ведущейся структурной перестройки топливного рынка и отказа со стороны потребителей от «грязных» технологий в производстве электроэнергии, в частности угля, доля природного газа в энергопотреблении в обозримом будущем будет лишь расти.
Будущее за газом, несмотря ни на что
По мнению подавляющего большинства специалистов, в ближайшие три десятилетия газ станет основным ископаемым топливом в мире. Ведь в свете перевода энергетического сектора в развитых странах на использование чистых технологий газ становится одним из наиболее эффективных сырьевых энергетических товаров. В отличие от угля и нефти он имеет наименьшую интенсивность выбросов CO2, обеспечивает самое чистое сгорание, дополняет энергию ветра и солнца. Кроме того, значительная часть инноваций, направленных на повышение рентабельности в производстве электроэнергии, также связана с разработками на основе природного газа.
В то же время в ближайшие десятилетия будет наблюдаться более интенсивный рост производства электроэнергии с большим удельным весом возобновляемых источников энергии. Поэтому в процентном соотношении доля газа в производстве электроэнергии в целом может сокращаться. Вместе с тем спрос на газ в промышленности будет расти. Можно предположить также резкое увеличение использования газа в транспортном секторе. Это может происходить как за счет роста числа транспортных средств, работающих на природном газе, так и в результате производства водорода для транспортных средств на топливных элементах от паровой конверсии метана. В настоящее время только 40% потребляемого газа идет на производство электроэнергии. Остальные 60% направляются на бытовые нужды (отопление помещений, приготовление пищи). В промышленности он используется в основном в качестве сырья или для технологического тепла. Кроме того, эти цифры сильно различаются по регионам. За пределами стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 80% газа потребляется в промышленности или энергетике. Лишь в нескольких местах газ играет важную роль в обеспечении бытовых потребностей. Это Китай, постсоветские государства и некоторые страны Латинской Америки и Южной Азии. В странах ОЭСР на бытовые цели приходится лишь 28% спроса на газ, причем Европа в наибольшей степени зависит от газа, а Азия и Океания - в меньшей степени.
В пропорциональном отношении подобная ситуация в обозримом будущем особых изменений не претерпит.
Газовая стратегия Азербайджана
Для Азербайджана текущие сложности, наблюдающиеся на газовых рынках, в ближайшие месяцы особых проблем не создадут. Дело в том, что основные поставки азербайджанского газа в Европу начнутся лишь после окончательного строительства Трансадриатического газопровода (ТАР). Согласно последней информации, работы по строительству ТАР, по которому будет осуществляться транспортировка азербайджанского газа в Европу, завершены на 94,1%. Таким образом, ожидается, что окончательно газопровод будет сдан в эксплуатацию либо в конце нынешнего, либо в начале следующего года. К этому времени вполне возможно, что цены в значительной степени стабилизируются. К тому же в прежние годы Азербайджан заключал сделки по поставкам конкретных объемов своего газа в Европу с различными потребителями. Начиная с 2021 года, эти контракты будут реализовываться в строгом соответствии с ранее взятыми обязательствами.
Помимо этого в 2021 году ожидается поступление первого газа с месторождения «Абшерон». Блок «Абшерон» находится в 100 км от Баку на глубине 500 м. Запасы месторождения оцениваются в 350 млрд. кубометров газа и 45 млн. тонн конденсата. Это дополнительно укрепит ресурсную базу для поставок из Азербайджана. Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что в этом году Азербайджан увеличит ежедневный экспорт газа на 15% - до 176,6 млн. кубометров. Согласно расчетам, в 2021 году ежедневный экспорт газа может составить уже 19,9 млн. кубометров.
Что касается более длительной перспективы, то предпринимаемые сегодня Баку усилия по созданию стабильно действующей в регионе инфраструктуры позволяют азербайджанскому газу уверенно чувствовать себя в Европе и в будущем.
Не так давно директор энергетического подразделения Европейской комиссии Клаус-Дитер Борхардт заявил, что Европа рассматривает возможность удвоения закупок природного газа из Азербайджана до 20 млрд. кубометров в год в ожидании разработки новых потенциальных газовых месторождений. Это может свидетельствовать, как минимум, о наличии твердой политической воли партнеров Азербайджана по ЕС в продолжении сотрудничества на длительную перспективу.
По оценкам, у Азербайджана только на крупнейшем месторождении «Шахдениз» имеется 1 трлн. кубометров запасов газа. Ввод в эксплуатацию месторождения «Абшерон» ориентировочно в середине 2021 года с его запасами, превышающими 300 млрд. кубометров, позволяет рассматривать Азербайджан в качестве перспективного игрока на длительный срок. В дополнение к стабильным поставкам с «Шахдениз» на уровне 15-16 млрд. кубометров еще 5 млрд. кубометров газа с «Абшерона» позволяют рассчитывать на поставки по системе ЮГК минимум на уровне 20-21 млрд. кубометров ежегодно.
Вместе с тем Азербайджан видит дальнейшие газовые перспективы на месторождениях «Умид» и «Бабек», где SOCAR работает независимо.
В условиях, когда рынок газа в Европе будет стабильно расти, а поставки из Азербайджана гарантированно осуществляться, перспективы газовой стратегии страны, даже при текущей волатильности на рынке, серьезным сомнениям не подлежат.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: