Автор: Нурлана ГУЛИЕВА
В условиях глубокого экономического кризиса в мире из-за пандемии коронавируса больше всего, несомненно, страдают субъекты частного бизнеса. Существование многих из них сегодня без поддержки государства практически нереально.
Пакет мер, принятых правительством Азербайджана в рамках помощи предпринимательству, способствовал сохранению подавляющего большинства рабочих мест в частном секторе. Однако неопределенность со сроками карантина и необходимость восстанавливать утраченные позиции на рынке практически «с нуля» являются серьезным поводом для беспокойства местных бизнесменов.
Остановить кривую спада
Несмотря на масштабные стимулирующие меры, принятые в условиях пандемии, однозначно сегодня мир переживает крупнейший экономический кризис со времен «Великой депрессии». Более того, по мнению авторитетных экспертов, выступивших на конференции Bloomberg Invest Global, полное восстановление мировой экономики в этом году исключено, а в 2021-м его перспективы будут во многом зависеть от того, насколько быстро удастся приостановить кривую спада.
Так, глава Федерального резервного банка Ричмонда Томас Баркин сравнил нынешнюю траекторию, по которой движется экономика, со спуском на лифте перед подъемом пешком.
По оценке Международного валютного фонда, к концу года доходы на душу населения снизятся в 170 странах мира (90% от общего количества). Причем к концу 2021 года мировой ВВП, скорее всего, будет ниже, чем в аналогичный период 2019 года, считают экономисты HSBC Holdings plc.
При этом развивающиеся страны в этом году больше не будут двигателем мирового экономического роста. По прогнозу Всемирного банка, их ВВП снизится на 2,5% - наихудший показатель с начала наблюдений в 1960 году.
Даже при оптимистичном сценарии последствия кризиса для рынка труда также будет невозможно преодолеть во второй половине 2020 года, считает Международная организация труда, сообщившая, что во втором квартале количество отработанных часов было на 14% ниже, чем до вспышки коронавируса.
Помимо этого, Bloomberg отмечает, что возможности государственной поддержки, которая уже достигла $11 трлн., будут ограничены из-за рекордного уровня задолженности.
Для Азербайджана коронавирус, помимо полного простоя в ряде сфер экономики, обернулся и другой проблемой - снижением мировых цен на нефть. А это, в свою очередь, напрямую влияет на объемы госинвестиций, от которых в большей степени зависит деятельность многих частных компаний в стране. Таким образом, нарушен экономический баланс, наблюдается снижение как импорта, так и экспорта, а введенные карантинные ограничения привели к разрывам в цепочке «производство-переработка-потребление».
Однако, несмотря на очевидные проблемы и многомиллионный ущерб (точная сумма еще подсчитывается) для экономики страны, ситуация находится под контролем. «В первом полугодии 2020 года средняя цена на нефть на мировых рынках составила $38 за баррель, хотя наши прогнозы рассчитаны из цены в $55 за баррель. Естественно, это потери для нас. Но я хочу сказать, что наша экономика устойчива даже в условиях снижения цен на нефть до $14 за баррель, так как в предыдущие годы были созданы необходимые резервы», - сказал президент Ильхам Алиев в интервью местным телеканалам. Он отметил, что «в первом полугодии валютные резервы Азербайджана снизились всего на $98 млн., хотя мы ждали большего снижения».
Глава государства добавил, что, безусловно, пандемия коронавируса оказала негативное влияние на экономику Азербайджана, в частности, за пять месяцев рецессия составила 1,7%. Но благодаря эффективной борьбе с теневой экономикой и повышению фискальной прозрачности, которые придают финансовую устойчивость, восстановление будет происходить быстро.
Финансовая поддержка от государства
Согласно опубликованной статистике, за первое полугодие 2020 года сверхплановые поступления в госбюджет Азербайджана уже превысили 400 млн. манатов, 98 млн. из которых - по линии таможенных органов, остальное - налоговые поступления.
Правда, надежд на продолжение этой тенденции в течение года мало из-за целого ряда налоговых послаблений для предпринимателей на общую сумму в 114 млн. манатов, принятых Милли меджлисом в мае этого года. Но, как сказал на днях на брифинге министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров, этими программами государство пытается помочь бизнесу выйти из кризиса с меньшими потерями.
Так, по данным на начало июля, в Министерство экономики Азербайджана обратились в общей сложности 146,5 тыс. налогоплательщиков, пострадавших от последствий пандемии. И Госагентство казначейства обеспечило перечисление 24,5 тыс. налогоплательщиков 95,6 млн. манатов для выдачи заработной платы, 212,5 тыс. наемных работников, в том числе, произведена выплата по второму месяцу (50%) в размере 47,3 млн. манатов. Объем финансовой помощи по утвержденным заявкам в рамках программы финансовой поддержки индивидуальных (микро) предпринимателей составляет около 63,3 млн. манатов.
По словам М.Джаббарова, в целом в период карантина финансовая помощь была оказана 130 тыс. предпринимателей, а с учетом средств, выделенных для начисления заработных плат персоналу, эта цифра достигла 310 тыс.
По мнению членов правительства, в настоящее время в какой-либо дополнительной финансовой помощи для поддержания бизнеса необходимости нет. Как заявил помощник президента Азербайджана Шахмар Мовсумов, «на первых этапах пандемии мы приняли крупный пакет по поддержке бизнеса. Ряд его пунктов исполняется до сих пор. Это налоговые льготы, льготы по соцотчислениям и так далее. Поэтому мы не видим необходимости в принятии дополнительных мер по поддержке бизнеса», - сказал он на одном из недавних брифингов Оперативного штаба при Кабинете министров.
Поддержать кредитом
Между тем, в отличие от крупных субъектов бизнеса, которые в некоторой степени предусматривают определенную «подушку безопасности» в своих годовых бюджетах, малые и средние предприятия обычно «живут», так сказать, от доходов к расходам. Поэтому, естественно, находятся сегодня в «красной» зоне риска.
Да, правительство помогает выплачивать зарплату работникам, налоговый груз существенно снизился. Но многих предпринимателей беспокоит вопрос: смогут ли они восстановить свой бизнес после пандемии? Ведь многих карантин застал врасплох - кто-то не успел реализовать купленный товар, кому-то не удалось выполнить обязательства перед заказчиками…
Очевидно, что как только жизнь и экономическая активность начнут возвращаться в прежнее русло, у бизнесменов возникнет потребность в дополнительных финансах для возрождения допандемического объема своего дела. Основной груз для обеспечения этой потребности ляжет на плечи банковского сектора, который уже должен всерьез поработать над расширением кредитного портфеля.
По словам руководителя Центра анализа экономических реформ и коммуникаций Вюсала Гасымлы, с начала пандемии в феврале этого года объем выдаваемых банками кредитов каждый месяц сокращается, и в марте-мае кредитный портфель снизился на 6,1%, составив 14,4 млрд. манатов.
Предотвратить эту негативную динамику можно лишь при вмешательстве государства, что и было сделано путем внедрения нового Порядка предоставления льготных кредитов за счет средств Фонда развития предпринимательства, утвержденного указом президента Ильхама Алиева от 4 июня 2020 года.
В соответствии с новыми правилами применяются и новые механизмы льготного кредитования предпринимательства. Одним из них является предоставление льготных кредитов предпринимателям на приобретение оборудования без предоставления под залог недвижимости. Суть его заключается в том, что льготный кредит направляется на приобретение нового оборудования, которое также считается залогом. Процентная ставка банков в таких случаях составляет 7%. Новый подход внесет значительный вклад в дальнейшее расширение доступа субъектов бизнеса к финансовым ресурсам, поддержит инвестиционную активность, экономический рост и занятость.
Еще один механизм подразумевает реструктуризацию долговых обязательств кредитных организаций перед фондом, предоставление отсрочки исполнения кредитного обязательства при форс-мажорных обстоятельствах (стихийные бедствия, эпидемии и т.д.).
Очень важно, что начато внедрение механизмов предоставления госгарантий по новым кредитам и субсидирования процентов по этим кредитам, госфинансирования части кредитных процентов предпринимателей с текущей кредитной задолженностью.
Согласно условиям предоставления государственных гарантий по бизнес-кредитам и субсидирования их процентных ставок, гарантия предоставляется на часть (до 60%) нового портфеля бизнес-кредита в размере 500 млн. манатов, а 50% годовой процентной ставки этих кредитов финансируется государством. Этот механизм распространяется на кредиты сроком до трех лет, годовая процентная ставка по которым не превышает 15%. Льготный период по этим кредитам составляет до 12 месяцев.
В рамках новых мер Минэкономики создало электронную кредитную платформу для предпринимателей (e-edf.gov.az), посредством которой бизнесмены, пострадавшие от пандемии коронавируса, в кратчайшие сроки смогут оформить кредиты на сумму до 3 млн. манатов с льготным периодом в 12 месяцев. Так, предприниматели смогут обращаться за бизнес-кредитами в режиме онлайн, их обращения одновременно рассматриваются в уполномоченных кредитных организациях и Минэкономики, создается возможность отслеживать статус обращений в режиме реального времени. То есть обеспечиваются гибкость и прозрачность в получении кредитов.
По мнению В.Гасымлы, предоставление госгарантий по банковским кредитам предпринимателям, пострадавшим от пандемии, и субсидирование кредитных процентов предотвратят появление проблемных кредитов. Так, субсидирование процентов по текущему кредитному портфелю на 1 млрд. манатов, а также гарантии и субсидирование по новым кредитам на 500 млн. манатов означают поддержку кредитному портфелю на 1,5 млрд. манатов, что составляет более 10% от текущего кредитного портфеля по стране. Как считает председатель комитета Милли меджлиса по экономической политике, промышленности и предпринимательству Таир Миркишили, существует необходимость внедрения новых механизмов поддержки во многих областях экономики, которые понесли убытки. «Решение проблемы залога, а также выплата государством половины процентов будут в значительной степени способствовать выживанию малых и средних предприятий и их готовности реализовывать новые проекты в постпандемический период», - добавил он.
Между тем министр экономики М.Джаббаров насчет сроков восстановления настроен довольно оптимистично, заверив журналистов, что этот процесс начнется уже к концу нынешнего года. «Сегодня мы видим большой интерес к промышленным паркам страны. Интерес к инвестиционным проектам сохранился, думаю, в ближайшее время в ООО «Сумгайытский химико-промышленный парк» мы будем наблюдать за реализацией частным сектором новых проектов», - отметил министр.
Во всяком случае ясно, что возникающие проблемы правительство будет решать в режиме «нон-стоп» и делать все, чтобы бизнес вернул себе прежние обороты. Ведь в настоящее время из каждых четырех манатов, поступивших в госбюджет, три маната приходятся на долю частного сектора. А это достаточный стимул для государства искать новые формы поддержки предпринимательства.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: