Автор: НУРАНИ
Над Товузским участком государственной границы Азербайджана и Армении относительная тишина. А эксперты продолжают анализировать и комментировать невидимые «шестеренки» и возможные последствия вспышки боевых действий на границе Азербайджана и Армении.
О том, что речь идет о намеренной провокации армянской стороны, аналитики, причем не только азербайджанские, заговорили уже в первые часы после начала артиллерийской канонады над Товузом. Они отметили практически в один голос, что у Азербайджана просто нет причин устраивать стрельбу на Товузском направлении, вдали от оккупированных азербайджанских земель. К тому же на государственной границе Армении, где уже вступают в силу гарантии безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Иное дело - сама Армения, политической верхушке которой очень бы хотелось, во-первых, отвлечь народ от нарастающих проблем и внутреннего кризиса. А во-вторых, втянуть на своей стороне в войну третьи страны, и прежде всего союзников по ОДКБ. Сегодня уже очевидно, что эти планы Еревана потерпели полный крах, а как бы даже намеченное экстренное заседание ОДКБ отменили. И даже в плановом формате союзники Еревана просто «приняли к сведению» происходящее, но не более того. И это при том, что в Армении развили прямо-таки невероятную дипломатическую активность. Глава ее МИД Зограб Мнацаканян говорил по телефону и с генеральным секретарем ОДКБ Станиславом Засем, и с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, и со многими другими.
Территориальные аппетиты
Чтобы лучше понять, что именно происходило, точнее, что должно было произойти в Товузском районе, обратим внимание на телефонную беседу 13 июля министра обороны Армении Давида Тонояна с личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком. Тоноян заверил, что «командование и личный состав армянского армейского войскового объединения проинструктированы пока что сохранять сдержанность, а в случае провокаций противника по направлению границ РА реагировать по необходимости - вплоть до занятия новых благоприятных позиций». То есть прямо заявил, что армянские вооруженные силы намерены продвинуться и «занять более благоприятные позиции».
При этом напомним, что о наличии у властей Армении планов по захватам новых территорий тот же Давид Тоноян открыто говорил еще весной 2019 года на встрече с представителями армянской общины Нью-Йорка. Он заявил, что формулу карабахского урегулирования «Территории в обмен на мир» военное руководство Армении перефразировало в следующий принцип: «Новая война - новые территории». Затем добавил: «Мы выйдем из этой окопной ситуации, постоянного оборонного состояния. Мы увеличим число тех подразделений, которые могут перенести военные действия на территорию противника». Представить себе более прозрачный намек на планы захвата новых территорий трудно. Особенно если вспомнить, как в 2015 году тот же Давид Тоноян, еще в бытность замминистра обороны Армении, рассуждал: «В этом контексте хотелось бы задать риторический вопрос: кто говорит, что созданный в 1994 году пояс безопасности при нынешнем уровне вооруженности Азербайджана достаточен для выполнения своей роли? Кто говорит, что сформированный вокруг «НКР» (здесь и далее кавычки наши. - Ред.) пояс безопасности достаточен для нас? Чья это оценка? По нашей оценке, в нынешних условиях уровня вооруженности Азербайджана его уже недостаточно». Напомним: «поясом безопасности» в Ереване именуют окружающие бывшую НКАО оккупированные районы Нижнего, или равнинного, Карабаха. Все это было озвучено в мае 2015 года, а в начале апреля 2016 года Армения начинает обстрел прифронтовых городов и сел Азербайджана. Это и привело к вспышке боев, точечной операции Вооруженных сил Азербайджана и корректировке линии фронта не в пользу Армении. Дальнейшие события тоже известны - Давид Тоноян пересел в кресло главы МЧС Армении, режим Сержа Саргсяна вскоре «посыпался». Однако новые власти Армении в лице Никола Пашиняна, устроив парламентское расследование апрельского провала, тем не менее предпочли вернуть Тонояна в минобороны, да еще на пост министра. Где он, судя по многим косвенным признакам, устроил новую опасную авантюру, но уже в другой точке. Причем выбор этой точки знающим людям говорит о многом.
Подальше от Карабаха, ближе к трубопроводам
Возможно, в недалеком будущем, когда вспышку боев в Товузе будут изучать уже не по горячим следам, особого внимания удостоятся и фейки армянских пиарщиков в погонах. Это упавший в Афганистане американский БПЛА, который выдавали за «сбитый азербайджанский беспилотник». Это и видеозапись на официальном Ютуб-канале минобороны Армении, где силы ПВО берут на прицел гражданский авиалайнер, назвав его «азербайджанским беспилотником», и т.д. Наконец, напомним, что немалое количество фейков было сконцентрировано вокруг высоты Гарагая. Сначала в Ереване громко объявили, что взяли ее под свой контроль, а потом вынуждены были признать, что никаких новых позиций и высот Армения не взяла.
Но за кадром - некоторые местные «особенности геолокации». Совсем недавно на ненарушенных участках границы Азербайджана и Армении официальный Баку начал менять армейские части на пограничников. Многие эксперты тогда расценили это как возможный шаг к миру и нормализации отношений. Но в Армении это восприняли с точностью до наоборот, решив, что именно здесь прорваться будет полегче.
Как видно на карте, которую разместил в своем ФБ-аккаунте азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде, Армения решила перейти в наступление именно там, где достаточно близко к границе проходит впечатляющий коммуникационный «пучок». Это железная дорога Баку - Тбилиси - Карс, экспортный нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан и, самое главное, Южный газовый коридор (ЮГК). Вице-президент по инвестициям и маркетингу Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) Эльшад Насиров в ходе онлайн-обсуждений Каспийского политического центра о влиянии COVID-19 на энергетический сектор поставил вопрос ребром: «Сейчас операции проходят не в Нагорном Карабахе, признаваемом всеми международными организациями и странами как территория Азербайджана, а на армяно-азербайджанской границе. После встречи приглашаю всех посмотреть на карту региона. Вы увидите, что вся инфраструктура по выводу энергетических ресурсов Азербайджана в западные страны и на мировой рынок находится в этом регионе. Баку - Тбилиси - Джейхан, Южный газовый коридор, трубопровод Баку - Супса, железная дорога Баку - Тбилиси - Карс, шоссе Баку - Тбилиси находятся в непосредственной близости от места начала военных действий со стороны Армении. Пользуясь случаем, приглашаю наших коллег из Вашингтона и других подумать о том, насколько уязвимы Гянджинский коридор и Транскаспийский регион и как обеспечить военную и физическую безопасность коридора, обеспечивающего энергетическую безопасность Европы».
Это уже меняет и цену вопроса, и степень общественной опасности, прежде всего для стран Евросоюза. Если кто забыл: вспышка боев случилась за три месяца до выхода ЮГК на серьезную мощность, к новой «трубе» уже в практической плоскости «приглядываются» в Туркменистане. И на этом фоне Армения решила поиграть с огнем около экспортных трубопроводов - тех самых, по которым регулярно обещала ударить не то ракетами, не то системами залпового огня.
Насколько плотно с этими планами увязаны атаки именно на высоту Гарагая - вопрос к военным экспертам. А вот политикам, особенно в европейских странах, настало время всерьез задуматься о том, что безответственное поведение Армении сегодня угрожает уже не только Азербайджану. А значит, и реагировать на это уже нужно на другом уровне…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: