Автор: Кянан РОВШАНОГЛУ
Израиль и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 13 августа достигли соглашения о нормализации двусторонних отношений, которое может стать поворотным пунктом в истории арабо-израильского конфликта. Событие уже стало основной причиной роста напряженности на Ближнем Востоке. При этом существуют риски, причем довольно ощутимые.
На самом деле ОАЭ - не единственное арабское государство, установившее отношения с Израилем. Так, Египет и Иордания поддерживают дипломатические связи с Государством Израиль с 1979 и 1994 годов соответственно. ОАЭ стали третьим государством в этом списке наряду с другими странами.
Но сейчас иной расклад, и процесс, начатый Эмиратами, может привести к серьезным последствиям в будущем.
Во-первых, следует учесть нынешнюю военно-политическую ситуацию на Ближнем Востоке, которая отличается от той, которая существовала в 1979 и 1994 годах. Сейчас регион испытывает более серьезные проблемы, чем тогда, включая рост терроризма, спровоцированного противоборством религиозных, политических и идеологических взглядов. Плюс ожесточенная борьба между «братьями-мусульманами» и существующими монархическими режимами арабских стран региона. С другой стороны, над этими странами нависла так называемая иранская угроза. Правительства стран Персидского залива ведут опосредованную войну с Ираном на территории Йемена, Сирии и Ирака, считая ИРИ более серьезной угрозой для своей власти.
Схожая ситуация сложилась в отношениях ОАЭ с Турцией. Во время дипломатического кризиса с Катаром (2017) и в условиях нынешней гражданской войны в Ливии Турция фактически противопоставила себя интересам ОАЭ и других арабских стран. Иными словами, обострение конфликта интересов внутри региона заставляет арабские государства искать более сильных союзников, в роли которых сегодня могут выступить США и Израиль. Ибо все понимают, что сотрудничество с последним против иранской угрозы - лучшее средство защиты, учитывая, что невозможно оставаться врагом Ирана и Израиля одновременно. С другой стороны, помирившись с Израилем, ОАЭ может также обрести новых союзников в лице США и стран Запада.
Вторым важным результатом примирения между Израилем и ОАЭ является то, что наметившийся процесс будет продолжительным. Чего нельзя сказать об отношениях Израиля с Египтом или Иорданией. Ожидается, что вслед за ОАЭ потянутся и другие страны региона. Так, сразу после заключения соглашения между ОАЭ и Израилем президент США заявил, что верит в скорую нормализацию отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Однако затем правительство Королевства заявило, что основным фактором нормализации отношений с Израилем может стать заключение мирного соглашения между Израилем и Палестиной.
Как известно, главным вдохновителем процесса примирения между ОАЭ и Израилем является Дональд Трамп. В январе сего года администрация американского президента объявила о новом плане («Контракт века») решения палестино-израильского конфликта. Отличие этого плана от предыдущих заключалось в том, что США не требуют от Израиля освободить оккупированные территории, а только прекратить строительство там новых поселений. Взамен на нынешних палестинских территориях предлагается осуществить новые инфраструктурные проекты, создать рабочие места и многое другое.
Несмотря на невыгодность предложенного плана для палестинцев в политическом контексте, Вашингтон признал Иерусалим столицей Израиля в декабре 2017 года и объявил Голанские высоты израильской территорией в 2019 году, вопреки резолюциям ООН. И этим США фактически не оставили иного выбора арабским странам в общем и слабому палестинскому лидеру Махмуду Аббасу в частности.
1 июля этого года израильское правительство планировало вынести на обсуждение в Кнессете вопрос об аннексии территорий, расположенных на западном берегу реки Иордан. Но позже проект был приостановлен «в силу сложившихся международных условий». А 13 августа было объявлено, что ОАЭ согласились нормализовать отношения с Израилем в качестве ответа на отказ Израиля от плана аннексии.
Однако очевидно, что нормализация отношений между двумя странами обусловлена региональными и международными условиями, которые важны не только для ОАЭ. Они важны и для других арабских стран, склонных к миру с Израилем, дабы избавиться от давления США и жестких региональных условий. Первый шаг в этом направлении сделал Судан. Спустя несколько дней после соглашения с ОАЭ израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что аналогичное соглашение может быть достигнуто также с суданским руководством уже к концу года. Ранее Нетаньяху встретился с нынешним переходным военным руководством Судана.
Заметим, что после подписания соглашения с ОАЭ 13 августа Нетаньяху поблагодарил правительства Омана, Бахрейна и Египта за поддержку соглашения, что также намекает на расширение географии соглашений о нормализации отношений с Израилем в будущем. Кстати, в октябре 2018 года Нетаньяху посетил Оман, где провел переговоры на высшем уровне с руководством страны.
Если в предстоящий период не произойдет каких-либо серьезных политических событий, в этот процесс неизбежно будут вовлечены и другие арабские государства Персидского залива.
Возможные риски
Согласившись на нормализацию отношений с Израилем, ОАЭ надеются получить необходимую поддержку со стороны еврейского государства. Это подтверждают визит главы израильской разведки в ОАЭ сразу после подписания соглашения, заявление о визите Биньямина Нетаньяху в ОАЭ до конца этого года. И самое главное, в СМИ появилась информация о переговорах по расширению военного сотрудничества между ОАЭ и Израилем в Красном море. Также поступают сведения о начале переговоров с соответствующими израильскими компаниями о поставках вооружений в ОАЭ.
Вместе с тем процесс нормализации отношений чреват серьезными рисками. В первую очередь это реакция арабского народа на данное соглашение. Уже сейчас в небольших, но достаточно известных кругах политических активистов ОАЭ звучат протесты. Каким бы слабым ни было осуждение ОАЭ, сделанное президентом Палестинской автономии, авторитет Махмуда Аббаса и за этим отзыв палестинского посла из Эмиратов стали серьезным предупреждением для ОАЭ. Надо понимать, что этот процесс может привести к росту давления на эту арабскую монархию как внутри страны, так и за ее пределами, то есть в странах региона. Против ОАЭ может аккумулироваться все арабское общественное мнение, недовольное миром с Израилем.
В отличие от Египта и Иордании, у ОАЭ нет сухопутной границы с Израилем, то есть конкретной необходимости в установлении дипломатических отношениях не возникало. Все понимают, что восстановление отношений с Израилем - это скорее шаг в направлении упрочения региональных политических интересов Абу-Даби, нежели желание способствовать решению палестино-израильского конфликта. В результате арабское и в целом исламское общественное мнение будет явно настроено против ОАЭ, что может привести к еще более серьезным последствиям.
Пока соглашение с Израилем осудили только Палестина, Турция и Иран. Напряженность же в отношениях с Ираном вышла за рамки политических заявлений. Так, на днях служба береговой охраны ОАЭ открыла огонь по иранским рыбакам в Персидском заливе, после чего Иран захватил нефтяной танкер, курсирующий под флагом ОАЭ, арестовав членов экипажа. Вряд ли инцидент перерастет в серьезное противостояние между обеими странами, но подковерная борьба между ними неизбежно усилится.
С другой стороны, соглашение с Тель-Авивом усилит раскол в арабском мире по палестинскому вопросу, укрепит позиции более радикальных сил, поддерживающих вооруженную борьбу против Израиля, в которой ОАЭ могут стать одной из мишеней.
Успех Трампа?
Несомненно, примирение Израиля и ОАЭ - успех президента США Дональда Трампа. В течение менее чем четырех лет на посту руководителя страны Трамп предпринял серьезные шаги для урегулирования ближневосточного конфликта. Загнав Тегеран в угол и не на шутку разозлив руководство Исламской Республики своими жесткими санкциями, администрация Трампа сумела улучшить отношения с арабскими странами и сделала их более покорными воле США. Признание Иерусалима столицей, а Голанских высот - территорией Израиля можно считать своеобразным внешнеполитическим жестом Трампа в сторону Израиля.
Но для продолжения череды «успешных достижений» президентской администрации на этом поприще г-ну Трампу следует, как минимум, быть переизбранным. Если американцы не изберут Трампа на второй срок, политическая ситуация на Ближнем Востоке может резко измениться. Именно поэтому победа нынешнего хозяина Белого дома на выборах 3 ноября столь важна и для Ближнего Востока. Видимо, поэтому Трамп так рассчитывает на поддержку еврейской общины США - крупнейшего лобби в стране.
Сейчас многое зависит от результатов предстоящих ноябрьских выборов в США. Неудача Трампа может полностью изменить нынешнюю картину, учитывая разные взгляды и приоритеты между демократами и республиканцами в вопросах, касающихся Ближнего Востока. Помимо прочего, активные усилия Трампа в деле продвижения ближневосточной политики США преследуют цель поставить еврейское лобби перед фактом на предстоящих выборах президента страны. Иными словами, все хорошо понимают, что в случае смены американского президента нынешний процесс остановится.
В любом случае, это серьезный успех для действующего израильского правительства. Израиль уже поддерживает официальные отношения с тремя странами, и в ближайшее время этот список может пополниться. Но происшедшее также несет в себе большие риски, вызывая серьезное негодование мусульманских арабских народов, недовольных оккупационной политикой Израиля. Сближение правительств этих народов с Израилем в угоду политическим интересам может произвести обратный эффект в нижних слоях социальной пирамиды, подталкивая радикальные вооруженные группировки к активным силовым мерам, вплоть до вспышки партизанской войны. Поскольку нынешняя ситуация ослабляет надежды на установление справедливого мира с Израилем, неизбежно усиление радикальных тенденций, недовольных происходящими процессами. Нельзя забывать, что сегодня ХАМАС, «Исламский джихад Палестины», «Хезболла» и десятки других вооруженных группировок делают упор на силовое освобождение Палестины.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: