23 Ноября 2024

Суббота, 06:20

БЫТЬ ЛИ ХЛЕБУ?

Несмотря на засуху и вызванные пандемией проблемы, мировые прогнозы по урожаю 2020 года в целом выглядят неплохо

Автор:

15.09.2020

Пандемия COVID-2019 и вызванные ею экономические пертурбации, сильная засуха и сокращение производства биоэтанола изменили структуру глобального зернового рынка, снизив предложение по ряду направлений. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) снизила на 25 млн. тонн августовский прогноз мирового производства зерновых относительно июля текущего года, в основном из-за сокращения посевов фуражного зерна. Эксперты прогнозируют сохранение волатильности на зерновом рынке как в силу протекционистских мер в ряде стран, так и по объективным причинам, связанным с природными, демографическими и социальными факторами. 

 

Виновата пандемия

Устоявшееся соотношение спроса и предложения на глобальном зерновом рынке начало меняться еще в феврале текущего года, когда мировые цены на зерно стали снижаться из-за разрыва транспортно-логистических цепочек и сокращения спроса в связи с пандемией коронавируса. Свою «лепту» в эти процессы также внесло мартовское падение мировых цен на нефть. 

Примечательно, что схожие процессы наблюдались и после финансово-ипотечного (2008) и энергетического (2014) кризисов, когда резкое снижение цен на нефть сделало коммерчески невыгодным переработку злаковых и масличных культур в биоэтанол и биодизельное топливо. Согласно данным ООН, подобные резкие колебания рынка в прошлом приводили к глобальному сокращению предложения зерна и ряда других агрокультур и, как следствие, росту цен на базовые продукты питания, усилив голод в наиболее отсталых странах мира. 

Однако, помимо топливного кризиса, в текущем году на рынок злаковых культур повлиял также ряд других факторов, в совокупности приведших к изменению глобального зернового баланса. Примечательно, что еще весной Международный совет по зерну (IGC) прогнозировал, что производство кукурузы в сезоне 2020 года достигнет рекордного показателя - почти 1,17 млрд. тонн, пшеницы - 766 млн. тонн. Позитивные оценки экспертов IGC основывались на перспективе более высокого урожая кукурузы, а также росте потребления фуражного зерна животноводческими и птицеводческими предприятиями. Однако вызванная пандемией рецессия резко снизила спрос на комбикорма, спад наблюдался также в пищевом секторе и перерабатывающей промышленности. 

Производители злаковых в ряде стран отреагировали на эти процессы сокращением посевов яровых, в частности кормовых культур. Согласно недавним данным FAO, в августе мировое производство фуражного зерна составило 1,5 млрд. тонн - на 23,5 млн. тонн меньше июльского показателя. Виновником спада в основном стали фермеры США, сократившие площади под кукурузу относительно весеннего прогноза, в результате в стране недобрали 26,3 млн. тонн этой ценной кормовой культуры. В свою очередь FAO снизила прогнозы по производству зерна, включая и фураж, в странах Евросоюза и Украине, где причиной ухудшения видов на урожай стали засуха в период вегетативного роста и неблагоприятные погодные условия во время хлебной страды. Подвела также Индонезия, где были скорректированы в сторону понижения расчетные показатели производства и прогноз по зерновым на 2020 год. 

Однако, по оценкам FAO, спад производства фуража в США, Европе и ряде других стран мира во многом компенсируется ростом прогнозов по производству кукурузы в Аргентине и Бразилии, где ожидаются рекордно высокие урожаи. 

Что касается продовольственной пшеницы, то и здесь зафиксировано снижение по урожаю: в основном в Аргентине, ЕС и США - на 6,4 млн. тонн по сравнению с июльским показателем. Соответственно, глобальная прогнозная оценка FAO в августе понизилась до 760,1 млн. тонн, что несколько меньше достаточно высокого уровня 2019 года. 

В период пандемии коронавируса усилился еще один негативный фактор, влияющий на глобальный зерновой рынок. В этот непростой период Россия, Казахстан и ряд других государств в целях защиты внутренних рынков ввели ограничения на экспорт продовольствия, в том числе временно ограничили поставки пшеницы, муки, гречки, масличных культур и т.д. По оценкам экспертов Всемирной торговой организации и FAO, подобная тенденция обернулась ростом цен на хлеб, муку и другие базовые продукты питания, в производственной цепочке которых используются зерновые культуры. И, судя по всему, этот тренд будет иметь продолжение: на днях в Минсельхозе России заявили, что планируют сделать механизм квотирования экспорта зерна постоянным, и параметры квоты на следующий год могут быть определены после получения урожая. «Российское зерно пользуется повышенным спросом в мире, и отсутствие мер контроля над экспортом потенциально может привести к его нехватке на внутреннем рынке», - отметил недавно министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев. 

Тем не менее, несмотря на засуху, спад производства фуражного зерна, экспортные квоты и другой вызванный пандемией негатив, мировые прогнозы на урожай 2020 года в целом выглядят неплохо. Так, в отчете продовольственной структуры ООН итоговый прогноз по производству зерна в текущем году составлен с позитивным сценарием: ожидается, что с учетом сборов в странах Южного полушария урожай составит 2,8 млрд. тонн, что на 58 млн. тонн превысит соответствующий показатель 2019 года.

 

Азербайджан: проблемы ирригации

В силу новых факторов, меняющих устоявшиеся тренды на мировом рынке зерна, возникает резонный вопрос: как обстоят дела с зерновым балансом в Азербайджане, где недавно завершилась уборка яровых?  

К сожалению, в текущем году в Азербайджане не удалось повторить успехи 2018 и 2019 годов, когда в стране был собран рекордный урожай зерновых - 3,3 и 3,4 млн. тонн соответственно. Основная причина спада производства связана с сильной засухой, приведшей к снижению уровня рек Кура и Араз, спадом уровня воды во многих водохранилищах, что стало причиной нехватки поливной воды в ряде зерносеющих регионов страны. Баланс на зерновом рынке страны обеспечивается за счет импорта из России и Казахстана. 

К началу июля была завершена уборка озимых зерновых на площади более 860 тыс. га, с полей собрано свыше 2,7 млн. тонн урожая. По словам министра сельского хозяйства Азербайджана Инама Керимова, из-за нехватки поливной воды пострадали некоторые низменные районы, здесь наблюдались определенные потери посевов зерна на площади около 100 тыс. га. Засуха сыграла свою негативную роль и на всходах яровых культур (пшеница, овес, кукуруза и бобовые), уборка которых осуществлялась в основном в августе. Соответственно, предварительные итоги по урожаю зерновых (озимых и яровых) на середину августа оцениваются на уровне порядка 2,9 млн. тонн, а средняя урожайность составила 30,7 ц/га, что чуть меньше прошлогодних результатов. Согласно данным Госкомстата, зерновые уже собраны с 944,4 тыс. га, что составляет 97,6% от общей площади посевных. Итоговые данные по сбору урожая станут ясны чуть позже, однако повторный сев кормовой кукурузы в 41 районе страны и завершающаяся в сентябре уборка урожая зернобобовых в отдельных хозяйствах предгорных районов почти не скажутся на озвученных в августе показателях.            

Таким образом, нынешний год вновь подтвердил, что низкая эффективность ирригации по-прежнему остается наиболее актуальной проблемой, мешающей азербайджанским хлеборобам ежегодно собирать стабильно высокие урожаи. Не может не вызывать тревогу приведенная недавно вице-премьером Шахином Мустафаевым динамика сокращения запасов пресной воды в последние 5 лет. «В настоящее время запасы воды в основных водохранилищах составляют 11,1 млрд. кубометров, тогда как их вместимость равна 20,5 млрд. кубометров. Для сравнения, резервы воды в минувшем году составляли 12,9 млрд. кубометров, а в 2016 году и вовсе достигали 16,5 млрд. куб/м», - утверждает вице-премьер. 

В целом вызванные нехваткой воды эрозионные процессы в той или иной степени затрагивают 41,8% земельного фонда страны. О потенциальных угрозах аграрному сектору страны в связи с засухой неоднократно говорилось в докладах FAO. Еще десять лет тому назад эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) представили подробные исследования последствий опустынивания в Азербайджане. Согласно подготовленному OECD документу, если в республике не будет создана современная ирригационно-мелиоративная система, то уже к 2030 году из-за сокращения уровня увлажнения почвы, прежде всего по причине снижения подпочвенных вод, долгосрочный ущерб сельскому хозяйству Азербайджана превысит $36,3 млрд.   

Несмотря на проделанную в последние годы работу - строительство Самур-Абшеронского канала, Тахтакерпюнского и Шамкирчайского водохранилищ и связанных с ними оросительных каналов в северо-восточной и северо-западной частях страны, модернизацию главного Миль-Муганского коллектора, в сфере ирригации все еще остается немало проблем и недочетов. 

Причем связан этот негатив не только с глобальными факторами - климатическими изменениями и процессами опустынивания. Как отметил недавно президент Ильхам Алиев, наблюдаемая сегодня проблема с нехваткой воды вызвана огромными - порядка 40-50% потерями воды в распределительных водопроводных сетях и ирригационных каналах, неэффективностью контроля над расходованием водных ресурсов, отсутствием плана по водному балансу, нерачительным расходованием госинвестиций, а также слабой координацией деятельности ответственных за данную сферу организаций - ОАО «Азерсу» и «Мелиорация и водное хозяйство». 

В целях преодоления этого негатива в апреле текущего года по инициативе главы государства создана специальная межведомственная комиссия, которая разрабатывает Госпрограмму развития орошения и ирригации. Проекты двух госпрограмм уже готовы - это «Программа развития ОАО «Мелиорация и водное хозяйство» на 2020-2030 годы» и «Программа первичных мероприятий по борьбе с потерями воды и эффективному использованию оросительной воды». Программы рассчитаны на среднесрочную (до 2025 года) и долгосрочную (до 2030 года) перспективы. Они предусматривают строительство малых водохранилищ на горных реках, расширение использования альтернативных источников воды, в том числе для населенных пунктов, расположенных в Кура-Аразской низменности, применение экономящих воду оросительных технологий, разработку нового механизма льготного использования поливной воды и т.д. В числе прочего предполагается скорейшее внедрение методов интенсивного орошения, что не только экономит воду, но и бережет плодородный слой почвы. 

 

Стратегия по укрупнению хозяйств

Не менее важной целью для повышения рентабельности отечественного зерноводства обозначено укрупнение аграрных хозяйств, увеличение доли производства зерна в агропарках и специализированных зерносеющих хозяйствах. Ведь на больших площадях ощутимо снижаются издержки на содержание и эксплуатацию сельхозтехники, внесение удобрений и борьбу с вредителями, проведение ирригационных и других агротехнических мероприятий. 

Как показал опыт текущего года, несмотря на сильную засуху, в ряде регионов страны достигнуты небывалые показатели урожайности - от 40 до 44,1 ц/га, а в нескольких пилотных хозяйствах, где применялись самые современные технологии, урожайность составила 60 ц с круга, то есть была на уровне лучших мировых показателей. В последние пару лет урожай зерновых в пилотных хозяйствах и агропарках в 1,5 и более раз превышал средний показатель по стране. 

В Минсельхозе полагают, что ввод в строй нескольких десятков специализированных зерновых агрокомплексов даст возможность довести ежегодное производство зерновых до 3,6 млн. тонн, достигнув уровня внутреннего годового потребления. В частности, по оценкам правительства, реализация стратегии по укрупнению хозяйств и решение ирригационных проблем позволят в 2022 году выйти на сбор урожая зерновых и зернобобовых порядка 3,7 млн. тонн. 

Причем вместе с ростом производства планируется изменить структуру посевов, увеличив долю твердых сортов пшеницы. Это должно сократить зависимость Азербайджана от импорта продовольственной пшеницы из России и Казахстана. Так, в 2019/2020 аграрном году Азербайджан импортировал преимущественно из России 1,4 млн. тонн зерна. И хотя в первой половине текущего года импорт зерна из стран Евразийского экономического союза существенно снизился, он остается все еще на высоком уровне. 

На долю импорта до сих пор приходится чуть более трети годовой потребности в  продовольственной пшенице, и ежегодно страна тратит порядка $200 млн. на эти цели. Эти траты сегодня неизбежны, так как местные хлебопекарная, кондитерская и макаронная отрасли сильно зависимы от зарубежных закупок, поскольку значительная часть произведенной в Азербайджане пшеницы мягкоостная и предназначена преимущественно для фуража. Для снижения воздействия этого негатива в марте прошлого года Милли меджлис Азербайджана принял решение еще на два года освободить импорт и продажу зерна, а также производство и реализацию муки и хлеба от налога на добавленную стоимость (НДС). Не исключено, что фискальные и таможенные преференции придется продлить и в последующие два года.  

По мнению экспертов, такая зависимость в перспективе весьма нежелательна для нашей страны: на среднесрочный период прогнозируется волатильность цен на зерновых биржах мира. В частности, наблюдаемый сегодня рост цен на пшеницу в России и Казахстане в дальнейшем будет возрастать из-за введения экспортных квот, а возможно, и пошлин. Эксперты ООН считают, что в более долгосрочный период изменение климата и истощение потенциала плодородных земель, а также рост населения Земли неизбежно приведут к дефициту зерновых и устойчивому росту цен на них. Поэтому Азербайджану в силу отсутствия резервов для увеличения пахотных площадей нужно обеспечить внедрение методов интенсивного земледелия, чтобы гарантированно обеспечивать продовольственную и зерновую безопасность на десятилетия вперед.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

274


Актуально