Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
События в Беларуси, тесно переплетенные с воздействием заинтересованных внешних сил, все очевиднее принимают характер затяжного кризиса. Непрекращающиеся массовые протесты, начавшиеся после признания официальным Минском действующего президента Александра Лукашенко победителем состоявшихся 9 августа выборов главы государства, делают неизбежными политические реформы и, судя по всему, транзит власти. Вот только какой внешнеполитический характер примет этот процесс? Предугадать ответ на данный вопрос представляется сейчас практически невозможным, особенно с учетом разворачиваемых вокруг Беларуси острейших геополитических перипетий.
Лукашенко «просто так» не уйдет
Продолжающиеся уже второй месяц массовые протесты против власти Александра Лукашенко сопровождаются сообщениями о жестком подавлении, избиениях, арестах оппозиционных деятелей и недовольных политикой действующего президента рядовых граждан Беларуси. Столкновения привели даже к гибели нескольких человек, что однозначно свидетельствует о неудержимом росте гражданского противостояния. Страна фактически расколота, поскольку поддержка президента Лукашенко немалой частью белорусского общества не вызывает сомнений в той же степени, как и опора антиправительственных сил на значительные слои населения, недовольные, как минимум, самим фактом многолетнего пребывания одного лица у руля государства.
Сам Лукашенко признался в том, что «немного пересидел в президентском кресле». Однако дал понять и то, что «просто так» он не уйдет, ибо «если я уйду, моих сторонников будут резать». Данное заявление само по себе - свидетельство ожесточенной внутриполитической схватки, предельный накал которой не могут камуфлировать и заверения оппозиции о намерении добиваться прихода к власти исключительно мирными средствами.
Ранее главный соперник Лукашенко на выборах, оппозиционный кандидат Светлана Тихановская, на фоне жесткого противоборства между протестующими и силовиками вынуждена была принять решение покинуть Беларусь и перебраться в соседнюю Литву. Вместе с тем она выразила от имени всей оппозиции готовность предоставить действующему президенту гарантии безопасности, но только «если он уйдет мирно, по-человечески». При этом она заверила, что в случае добровольного ухода Лукашенко «кардинальных перестановок не будет», «многие из тех, кто работает сейчас в правительстве, наверняка останутся на своих местах».
Фактическим ответом на это стал неординарный политический шаг Лукашенко - внезапная, или, как называют эксперты и СМИ, тайная инаугурация. На торжественном мероприятии он объявил о провале попытки осуществления в Беларуси «цветной революции», в то время как Координационный совет оппозиционных сил продолжает требовать проведения новых выборов президента, итоги которых, по мнению противников Лукашенко, были существенно сфальсифицированы. Что же касается «тайной от народа» инаугурации Лукашенко, то Тихановская расценила его как «фарс», подтверждение того, что «предыдущие полномочия закончены, а новый мандат народ ему не выдал».
Однако главное в происходящих сейчас в Беларуси событиях, конечно же, заключается не в обсуждении перспектив тех или иных политиков. Поскольку судьба будущей конфигурации власти в стране во многом зависит от того, на кого именно и при каких условиях сделают ставку известные внешние центры, оказывающие решающее влияние на развитие событий в Беларуси.
Тихановская на сцене Европы
Запад фактически сжег все мосты в своих отношениях с Лукашенко, заявив о непризнании действующего главы Беларуси легитимным президентом. Вопрос ставится так, что евроатлантические круги перестанут считать Лукашенко главой Беларуси с 5 ноября, когда истечет срок его действующего президентства.
Показательна в этом смысле резолюция Европарламента, который «в соответствии с позицией Европейского совета отвергает результаты так называемых президентских выборов в Беларуси от 9 августа, учитывая, что они прошли с вопиющими нарушениями всех международно признанных норм». Одновременно Европарламент признал Координационный совет белорусской оппозиции «временным представителем народа» и поддержал идею проведения новых президентских выборов. Протестуя не только против «вопиющих нарушений», но и против силового подавления протестных акций, Европарламент выступил за введение санкций против Лукашенко и чиновников, «ответственных за фальсификацию результатов выборов и репрессии в Беларуси». В резолюции содержится также просьба к Совету ЕС заморозить любые денежные переводы Минску и прекратить выдачу кредитов, в том числе от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Наряду с этим предлагается увеличить финансирование структур гражданского общества в Беларуси, то есть, по сути, организаций, выступающих за сближение этой страны с ЕС. Примечательно в этой связи подписание премьер-министрами Польши и Литвы - стран, которые являются своего рода локомотивами европейского воздействия на процессы в Беларуси, - декларации, предусматривающей оказание помощи участникам белорусских протестов.
Явной демонстрацией решительной готовности Евросоюза воплотить на деле свое непризнание легитимности Лукашенко стало участие Светланы Тихановской в заседании глав МИД стран - членов ЕС. То есть единый кандидат от оппозиции де-факто предстал на этом мероприятии «законным представителем» белорусского народа. И сам этот факт ничуть не потерял своей значимости даже на фоне того, что европейским министрам не удалось принять решение о введении санкций против Лукашенко и его окружения. Тому помешала позиция Кипра, настаивающего, чтобы наряду с введением санкций против Беларуси было принято аналогичное решение и против Турции, с которой Никосия, совместно с Афинами, «схватилась» за средиземноморские углеводородные ресурсы. Тем не менее, как ожидается, санкции против белорусских властей будут приняты на запланированном на начало октября саммите ЕС.
О непризнании Александра Лукашенко президентом Беларуси заявили и США. В заявлении Госдепартамента, опубликованном после «тайной» инаугурации Лукашенко, подчеркивается, что Соединенные Штаты не могут считать его законно избранным лидером Беларуси, так как «выборы 9 августа не были ни свободными, ни справедливыми, а объявленные результаты были сфальсифицированы и нелегитимны».
Давление Запада отчетливо проявилось и в ходе заседания Совета ООН по правам человека. Он принял резолюцию, призывающую власти Беларуси прекратить насилие, освободить политзаключенных и вступить в диалог с Координационным советом и гражданским обществом. Тихановская выступила в видеоформате и на этом заседании, что вызвало негодующую реакцию Китая, Венесуэлы и, главное, России.
Именно Россия выступает ключевым геополитическим актором, имеющим влияние на Александра Лукашенко. Но воздействие на белорусскую ситуацию она оказывает, исходя из своей стратегической незаинтересованности осуществления на просторах бывшего СССР очередной «цветной революции». Поскольку уверена, что за этим непременно последуют новые попытки выдавливания России из традиционной сферы ее влияния. Тем более что в случае прихода к власти в Беларуси прозападных сил реальна перспектива превращения этой страны в стратегически значимый форпост, направленный, как полагают в России, именно против ее интересов. Особенно если учесть, что белорусский расклад не даст Москве возможности опереться на «ресурсы» сродни тем, которые она запустила в Крыму и Донбассе в условиях «майданизации» Украины.
Ставка Путина
Решимость России не допустить своего геополитического поражения в Беларуси подтвердил визит Александра Лукашенко в Москву. На встрече с ним президент РФ Владимир Путин подтвердил, что Россия рассматривает Беларусь как ближайшего союзника, а самого Лукашенко - как легитимного президента. При этом Путин поддержал готовность Лукашенко задействовать процесс конституционных изменений в Беларуси.
Последний аспект весьма примечателен в том смысле, что Москва, выражая Лукашенко поддержку в сложившихся обстоятельствах, все же дает понять недовольство его прежней неуступчивостью по ряду существенно важных для России вопросов. Главный из них - перспектива ускоренной интеграции, на которую Лукашенко имел собственные виды в рамках сохранения белорусского суверенитета. Вспоминается в этой связи фраза Лукашенко, произнесенная им в декабре прошлого года, накануне встречи с Путиным, перед белорусскими парламентариями: «Запомните, я не пацан, который отработал три, четыре, пять лет президентом. И я не хочу перечеркнуть все, что сделал вместе с вами, народом, создав суверенное независимое государство, чтобы его сейчас уложить в какой-то ящик с крестом наверху».
И сейчас складывается впечатление, что, высоко оценив идею новой Конституции Беларуси, Россия в принципе готова подтолкнуть Лукашенко к серьезным внутриполитическим реформам. Но только к таким, которые будут гарантировать неизменность стратегической ориентации Минска на Москву. В этом смысле не вызывает никаких сомнений и «обреченность» Беларуси на транзит власти. То есть суть схватки России и Запада за Беларусь - не в том или ином отношении к личности Лукашенко, а в перспективном подходе к вышеозначенному транзиту, его форме и геополитическому содержанию.
Таким образом, протянутая Путиным рука помощи дает возможность Лукашенко несколько отсрочить свой уход из власти, но при этом постараться обеспечить незыблемость в целом пророссийского курса. Ведь двигателем этого курса все 26 предыдущих лет своего правления был действующий президент Беларуси.
Подтверждением «руки» является и согласованное на встрече Путин - Лукашенко предоставление Беларуси российского государственного кредита в $1,5 млрд., часть которых, как ожидается, пойдет на рефинансирование старых обязательств Минска. Со своей стороны Лукашенко, судя по всему, решит в интересах России вопрос соглашения о бесплатной аренде Москвой двух военных объектов на территории Беларуси. Это радиоузел системы предупреждения о ракетном нападении и зональный пункт связи ВМФ РФ. Срок действия соглашения заканчивается в следующем году. И нет никаких сомнений в перспективе дальнейшего использования Россией столь значимых стратегических объектов. В частности, Александр Лукашенко в Минске на встрече с министром обороны РФ Сергеем Шойгу сказал следующее: «Если кто-то думает, что Беларусь ослабла, что не выстоим, что Россия отойдет в сторону, это для дураков рассуждения. Мы в состоянии удержать ситуацию не только в Беларуси, но и по периметру наших границ. Вы можете не сомневаться в нашей надежности в плане обороны нашего общего Отечества - от Бреста до Владивостока. Последние события нас еще больше склоняют к тому, чтобы мы держались вместе и ни в коем случае не удалось забить клин между нами всем тем, кто на это рассчитывал и рассчитывает».
Однако реализуются ли подобные планы в контексте «общего Отечества» России и Беларуси, при том, что сама эта формулировка Лукашенко свидетельствует о его уже безоглядной опоре на Москву? И что вообще ожидает Беларусь в обозримой перспективе? Ответы на эти вопросы тем более важны, что от них зависит судьба не только самой Беларуси, но и многих глубинных политических процессов на всем постсоветском пространстве.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: