23 Ноября 2024

Суббота, 04:54

САМА СЕБЕ ВРАГ

Пандемия и война в Карабахе свалили Армению на самое дно экономического кризиса

Автор:

15.11.2020

«Разгромное поражение Армении» - это выражение очень часто используется в последние дни в контексте исторической победы Азербайджана во второй Карабахской войне. И настолько оно к месту… Политический хаос, царящий в этой стране после военной капитуляции, - цветочки по сравнению с ягодками глубокого экономического кризиса. Армения после войны в Карабахе действительно разгромлена, причем так, что никакое восстановление транспортных коммуникаций в регионе не вытащит ее со дна полного финансового краха.

 

За чертой бедности

Известно, что, оккупировав Карабах, Армения осталась в стороне от всех важных региональных проектов, которые сегодня обеспечивают ее соседям стабильные доходы. И что самое интересное - изучая некоторые факторы экономического развития этой страны в постсоветский период, можно прийти к однозначному заключению: ни один руководитель Армении за последние 30 лет не пытался найти хоть какие-то пути для экономического развития. Наоборот, развивая коррупцию, беззаконие, добровольно передав стратегические сферы экономики зарубежным странам, власти Армении намеренно купировали любые возможности в этом направлении. В итоге год за годом, как снежный ком, разрастался внешний долг страны, а реальных возможностей его погашать становилось все меньше. 

Справедливости ради отметим, что Никол Пашинян после прихода к власти начал предпринимать какие-то попытки вытащить страну из нищеты. Но и стартовые экономические условия, и, главное, абсурдно-шутовские действия Пашиняна на политической арене не позволили им перерасти из зачаточного состояния во что-то большее. 

Еще до войны и пандемии COVID-19, согласно официальным данным, каждый четвертый гражданин Армении проживал за чертой бедности. Чистый коэффициент миграции в Армении (разница между иммигрантами и эмигрантами) составлял минус 5,6 на каждую тысячу человек. Дефицит счета текущих операций Армении на уровне 8,2% ВВП - достаточно серьезный показатель кризиса.

На сегодня экономика Армении истощена настолько, что весьма сомнительна возможность решения даже самых необходимых социально-экономических задач, а не то что погашения внешних займов. Правительство признает, что спад ВВП Армении в этом году составит не 2,6%, как предполагалось изначально, а 6,8%. То есть ухудшение прогноза, конечно же, было связано с началом боевых действий в Карабахе. 

На этом фоне международное рейтинговое агентство Fitch еще в начале октября понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Армении в иностранной и национальной валютах с «BB-» до «B+». Прогноз рейтингов - «стабильный». Краткосрочные РДЭ Армении подтверждены на уровне «B», потолок же странового рейтинга понижен с «BB» до «BB-».

 

Страна-банкрот

Но однозначно самая большая проблема для Армении сегодня - внешний долг. По данным армянского Минфина, по итогам первой половины текущего года общий государственный долг страны достиг $7,7 млрд., доля внешнего долга - $6 млрд. Причем 80% общего госдолга - в инвалюте, а устойчивая негативная тенденция в этом направлении говорит о том, насколько хрупка ее финансовая безопасность. 

Если обратить внимание на структуру внешнего долга Армении, можно видеть, что по большей части эта страна должна международным финансовым институтам (МФИ). Так, почти 50% от внешнего долга этой страны составляют многосторонние кредитные программы с участием Всемирного банка (23%), Азиатского банка развития (10%) и Международного валютного фонда (6,5%). Удельный вес других - каждого из МФИ не превышает 1%.

Сегодня правительство Армении радостно рапортует, что в 2021 году госдолг будет сокращен аж... до 63,2% ВВП, тогда как к концу 2020-го он достигнет 65% (!). Напомним, что по оценкам международных фининститутов красной чертой, за которую не должен выходить данный показатель, является 40%. «Это связано с исключительной обстановкой (пандемия коронавируса и война). А уже в 2021-м долговая нагрузка начнет снижаться», - заявил министр финансов Атом Джанджугазян на обсуждениях проекта госбюджета Армении на следующий год в парламенте.

При этом никакой реальной программы по возврату госдолга правительство так и не представило, отделавшись непонятной фразой, что это будет сделано за счет «аккуратного сбора налогов».

Выше уже было отмечено, что последние пару лет власти Армении пытаются обелить экономику и заставить частный сектор платить налоги в госбюджет. В своем обращении на Facebook в период войны Пашинян с невероятной радостью заметил об «удивительном» поведении армянских налогоплательщиков. По его словам, армянский бюджет в 2020 году может быть перевыполнен благодаря консолидированной политике армянского бизнеса. «В период войны, несмотря на сложную экономическую ситуацию, бюджет ожидает дополнительные $80 млн., которые будут потрачены на дальнейшую военную эскалацию», - утверждал Пашинян.

Правда, не уточнил, откуда бизнес будет брать деньги для выплаты налогов, если пандемия и война не оставили им каких-либо источников доходов. 

То есть сегодняшняя реальная ситуация такова, что Армения, в буквальном смысле страна-банкрот, в ближайшем будущем должна начать умолять своих кредиторов о реструктуризации или отсрочке выплат долга. 

 

Недоресурсы, недобизнес

Вернемся к вопросу, почему Армения не может жить за свой счет. Во-первых, вследствие экономической изоляции из-за своей оккупационной политики - при довольно неплохих транзитных данных для региона страна осталась в стороне от всех значимых проектов. Изменится ли что-то на фоне заявления о фактической военной капитуляции? Откровенно говоря, через регион уже проложены или находятся на стадии строительства все важные транспортные маршруты, в которых задействованы все соседи, кроме Армении. Проложены новые железнодорожные участки, построены сотни километров автодорог. Вряд ли будет что-то меняться в готовых миллиардных проектах. 

С другой стороны, во все эти проекты страна-участница вносит свою лепту, реализуя работы на своей территории за счет собственных ресурсов или привлекаемых кредитов. Ни того, ни другого у Армении на данном этапе нет и не предвидится. 

До сих пор экономика этой страны «выезжала» в основном на добыче и экспорте полезных ископаемых и продаже сельхозпродукции. По данным Госкомстата Армении, в первом квартале 2020 года основным экспортным товаром были полезные ископаемые (35,4 + 13,1% драгоценных и полудрагоценных камней) и продукция пищевой промышленности - всего 30%. Из-за COVID-19 первая позиция уже потеряла в цене, а спровоцированные Арменией боевые действия и вовсе закрыли «лавочку» рудных ископаемых. Ведь большая их часть находилась на территории оккупированных земель Азербайджана или на границе с ними. Правда, и до этого, к слову, далеко не все добытое попадало в официальную статистику, но это уже совсем другая тема.

Серьезные проблемы переживает аграрный сектор - война и пандемия  помешали осуществить осенний сев сельхозкультур на планируемом уровне, что, естественно, скажется на итоговом объеме продукции. По информации армянских СМИ, в настоящее время перерабатывающие предприятия Армении закупают 1 кг винограда по цене 90 драмов ($0,18), что ниже его себестоимости. Для сравнения отметим, что в прошлом году Ереванский коньячный завод закупал 1 кг винограда за 140-150 драмов. Конечно, в итоге это приводит к банкротству виноградарских хозяйств. Дело в том, что 11% экспорта Армении в прошлом году составили спиртные напитки, и столь плачевное состояние с закупочной ценой говорит также об упадочном состоянии перерабатывающих предприятий. Вряд ли они в этом году смогут выпускать и поставлять на рынок продукцию в том же объеме, что и в предыдущие годы.

Что касается бизнеса, то учитывая, что он в этой стране большей частью опирается на торговый сектор и сферу услуг, а снижение экономической активности уже в сентябре перевалило за 20-22% по сравнению с показателями, зафиксированными в начале года, - это достаточно тяжелый удар по экономике страны. 

Только из-за влияния COVID-2019 в сентябре в Армении было закрыто 1213 торговых объектов, а 5058 временно приостановили свою деятельность. Это около 50% всех торговых объектов, работающих в стране. Кроме того, в строительном секторе было ликвидировано 23 предприятия, временно приостановлена деятельность 231. Цифры за последующие месяцы этого года будут явно еще хуже.

 

Главный виновник

Ну и главная «вишенка на торте» - все страны с более-менее нормальной экономикой собирают резервы, чтобы в таких вот кризисных ситуациях использовать их для поддержания, как минимум, социальных программ. Что сделала Армения? Всего одна маленькая деталь, но достаточно показательно отвечающая на вопрос, кто виноват в сегодняшнем нищенском положении этой страны. В 2003 году в Армении был полностью ликвидирован весь золотой резерв страны. Такое решение было принято ее Центробанком - от продажи 1,4 т золотого запаса было получено всего лишь $17 млн. Как позже указывали армянские независимые эксперты, потери Армении от продажи золотого резерва составляют свыше $50 млн. И главное, утратив  золотой резерв, страна лишилась и возможности накопления «желтого металла» в будущем. 

И это при том, что, напомним, золото - основной экспортный продукт Армении. Для сравнения, Азербайджан использует часть добытого на своих золотых рудниках металла для пополнения золотого запаса страны. По итогам первой половины 2020 года объем физического золота в распоряжении Госнефтефонда (занимается закупкой золота)  достиг 101,8 т, что составляет 13,6% от всех резервов ГНФАР. С начала года фонд купил 600 кг золота у местных золотодобывающих компаний, и на конец июня принадлежащий ему объем этого металла оценивался почти в $6 млрд.

То есть вина за отсутствие значимых резервов в Армении, золотых и валютных, а значит, и какого-либо гаранта выполнения обязательств государства перед своим народом, полностью лежит на руководителях этой страны на протяжении долгих 30 лет.  

Впрочем, Армения - страна с потребительской экономикой, население и до этого особо на свое правительство не надеялось и в основном кормилось за счет денежных переводов и гуманитарной помощи из-за рубежа. Но пандемия изменила ситуацию и в этом сегменте. Сегодня бизнес переживает тяжелые времена во всех странах мира, соответственно, лишние деньги для помощи «бедным родственникам» уже мало у кого водятся. 

Например, по данным МВД России, в 2019 году в РФ были поставлены на учет 303 тыс. граждан Армении. И как отмечают армянские эксперты, часть из них была вынуждена вернуться на родину из-за потери трудовых мест, а те, кто остались, едва сводят концы с концами.

Словом, вконец «обглоданный» госбюджет Армении, огромный внешний долг при практическом отсутствии резервов, «мусорный» рейтинг, отпугивающий инвесторов, и критическое состояние продовольственной безопасности - все это вина не каких-то мифических внешних сил или Азербайджана, начавшего справедливую войну за освобождение своих земель. Просто народу Армении уже давно надо бы понять: ненависть и агрессия никогда еще не были двигателями прогресса ни в одной сфере. И образ «вечнострадающей» и «вечнобедствующей» страны вызывает жалость, но никак не служит стимулом для инвестиций. И подачки - явление временное и шаткое, как показала пандемия. И только научившись мирно сосуществовать с другими странами и нациями, можно избежать полного финансово-экономического краха.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

250


Актуально