25 Ноября 2024

Понедельник, 07:07

ПАРЛАМЕНТ «МЕЧТЫ» «СИЛОЙ» НЕ ВОЗЬМЕШЬ

Очевидно, что западные центры не допустят расшатывания основ политической стабильности в Грузии

Автор:

15.11.2020

На парламентских выборах в Грузии победу в третий раз подряд одержала партия «Грузинская мечта». Это означает продолжение прежнего внутри- и внешнеполитического курса официального Тбилиси, если только поствыборный период не ознаменуется серьезными пертурбациями в жизни страны вследствие эскалации межпартийного противостояния. Ведь итоги голосования опротестовывают оппозиционные силы, не только обвиняющие власти в фальсификации выборов, но и угрожающие массовыми акциями неповиновения.

 

Снова схватка Иванишвили и Саакашвили

Эти парламентские выборы в Грузии состоялись на основе нового законодательства, согласно которому электорат выбирал 150 депутатов: 120 - по партийным спискам и 30 - по мажоритарной системе. Порог для прохождения партий был снижен до 1% в целях предоставления больших шансов на успех небольшим партиям и повышения конкуренции между различными политическими силами.

В выборах в парламент, избираемый на четыре года, приняли участие 48 партий и два блока. Но главную интригу составила борьба между правящей «Грузинской мечтой», возглавляемой миллиардером Бидзиной Иванишвили, и блоком «Сила в единстве», фактическим лидером которого является проживающий ныне в Украине экс-президент Михаил Саакашвили.

Согласно данным Центризбиркома, победу на выборах одержали «мечтатели», заручившись поддержкой 48,15% избирателей, тогда как блок «Сила в единстве» (в него входят пять партий: «Единое национальное движение», «Государство для народа», «Прогресс и свобода», «Республиканская партия» и «Европейские демократы») набрал 27,14% голосов. Кроме того, однопроцентный барьер преодолели еще семь политических партий, при этом ни одна из них не дотянула до 4%.

Таким образом, «Грузинская мечта» получила достаточное количество депутатских мест для сохранения единоличного большинства в высшем законодательном органе и формирования правительства. Вместе с тем очевидно и снижение рейтинга «мечтателей», находящихся у власти уже восемь лет. Местные эксперты объясняют их успех не столько внушительной поддержкой политики правящей партии со стороны населения, сколько отказом определенной части общества снова приводить к власти команду Саакашвили. Последний аспект, впрочем, не влияет на активность сторонников экс-президента, обвиняющих власти в фальсификации голосования и требующих повторных выборов.

Сразу после обнародования официальных предварительных итогов выборов ведущая оппозиционная сила организовала акции протеста с участием десятков тысяч человек. Не исключено, что митинговая стихия в Грузии будет набирать оборот, одновременно угрожая полноценной деятельности нового парламента по причине бойкота его оппозиционными избранниками народа.

 

Протесты набирают силу?

Дело в том, что все восемь оппозиционных партий, прошедших в парламент, в знак протеста отказались от мандатов. То есть речь идет о перспективе бойкота высшего законодательного органа, реалистичность которой будет зависеть от, скажем так, эффективности организуемых оппозицией массовых акций протеста.

Оппозиция требует не только повторных выборов, но и формирования правительства национального единства с участием различных противостоящих властям политических сил. При этом потенциальным раздражителем внутриоппозиционного единства остается личность самого Саакашвили - фактического лидера «Единого национального движения», составляющего костяк протестных сил. Часть оппозиционных партий не желает его возвращения в большую грузинскую политику. Не зря экс-президент отказался от инициированного его сторонниками выдвижения своей кандидатуры на пост премьер-министра в случае фиксирования победы оппозиции. Но при этом он активно призывает своих сторонников участвовать в акциях, не боясь, в том числе, и распространения коронавируса. К слову, предупреждения со стороны Минздрава, что массовые акции могут еще больше осложнить и без того непростую эпидемиологическую ситуацию в стране, не оказывают почти никакого воздействия на масштабы протестной активности.

Большие митинги оппозиции состоялись в Тбилиси и Батуми, причем в столице правоохранители разогнали протестную акцию около зданий парламента и Центризбиркома с помощью водометов и слезоточивого газа. Таким образом, ноябрь подтверждает себя как знаковый месяц для грузинской политики.

В ноябре 2003 года произошла «революция роз», приведшая к власти Михаила Саакашвили. Спустя четыре года именно в ноябре ему пришлось отражать первые мощные выступления противостоящих ему сил, и можно сказать, что те события 2007 года стали началом конца правления Нацдвижения. Чем закончится новый ноябрьский всплеск: возвращением к власти лидера «революции роз» или, наоборот, укреплением позиций «Грузинской мечты», демонстрирующей решимость отстоять свое правление?

Ответ на этот вопрос зависит не только от прочности ресурсов самой власти и протестного потенциала оппозиции. Многое определят позиция заинтересованных внешних сил, прежде всего Запада, и его оценка результатов грузинских выборов.

 

«Демократичные, но небезукоризненные»

За избирательными процессами в Грузии традиционно наблюдают ведущие западные структуры, включая Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и ПАСЕ. В этот раз их присутствие было ограничено в связи с пандемией, но, тем не менее, не стало от этого менее пристальным и целенаправленным. Общее содержание выраженных ими оценок сводится к тому, что выборы были свободными, законными и демократичными, но небезукоризненными. Обращает на себя внимание и совместное заявление посольства США и делегации ЕС в Грузии, которое с учетом отрицания оппозицией официальных итогов выборов преследовало цель «предложить свою помощь в признании легитимности парламентских выборов в Грузии». Речь идет о том, что «для исправления обоснованных избирательных нарушений необходим заслуживающий доверия и инклюзивный правовой процесс, чтобы общественность смогла признать легитимными результаты выборов». С этой целью от оппозиционно настроенных граждан Грузии ожидается мирное проведение протестных акций, а от властей - «помочь в создании такой среды».

Очевидно, что западные центры пытаются не допустить расшатывания основ политической стабильности в Грузии, чреватой серьезными проблемами для будущего страны. Именно в этом они видят смысл своего посредничества между грузинскими властями и оппозицией, тем более что вышеупомянутое будущее Грузии представляется этим центрам исключительно в русле стратегии Тбилиси.

Действительно, почти все политические силы Грузии не видят альтернативы курсу на вступление Грузии в НАТО и Евросоюз. Из пробившихся в новый парламент политических сил лишь «Альянс патриотов» (3,14% голосов) выступает за сближение с Россией. Кстати, примечательно, что «Альянс патриотов» хоть и отказался, наравне с другими оппозиционными партиями, от мандатов, но все же не принимает участия в единых протестных акциях. Другая считающаяся пророссийской сила - Демократическое движение - «Единая Грузия» - под руководством экс-спикера Нино Бурджанадзе вообще осталось за бортом законодательного органа. Так что для США и ЕС урегулирование внутригрузинской напряженности прочерчивается не через ставку на ту или иную прозападную силу, а посредством обеспечения безболезненного для евроатлантической стратегии Тбилиси политического процесса, недопущения лобового столкновения между «кровнородственными» силами, в представлениях которых о будущем Грузии нет фундаментальных противоречий. То есть, условно говоря, для США и ЕС выбор между Саакашвили, как решительным сторонником антироссийского тренда, и Иванишвили, предпочитающим более мягкие формы противостояния с Москвой, не носит принципиального характера. Отсюда и все эти весьма компромиссные оценки грузинских выборов со стороны заинтересованных евроатлантических центров.

 

Партнерству изменить нельзя

За процессом выборов в Грузии, подтвердившим в целом незыблемость внешнеполитической стратегии страны, наблюдали и в Азербайджане. Ход политических событий и дебатов в Грузии раскрывает как важность Азербайджана в контексте жизненных интересов этой страны, так и непрекращающиеся манипуляции с целью нанесения ущерба отношениям стратегического партнерства между Баку и Тбилиси.

Так, отдельные силы в Грузии в ходе предвыборной гонки вновь стали муссировать тему исторической и политико-правовой принадлежности монастырского комплекса Кешикчидаг (Давид Гареджи). Примечательно, что причастны к этому как власти, так и ряд оппозиционных сил, в частности Лейбористская партия, возглавляемая печально известным популистом Шалвой Нателашвили и, кстати, не прошедшая в парламент ввиду получения всего 1% голосов. Напомним, что совсем недавно в Грузии начаты картографические разбирательства с уголовным преследованием ряда лиц за якобы «нарушение ими территориальной неприкосновенности Грузии» в ходе делимитации грузино-азербайджанской границы.

Однако очевидно, что все эти околомонастырские разговоры носят скорее внутриполитический характер, хоть и выявляют отношение к проблеме части грузинского общества. О том, что тема Давида Гареджи стала предметом внутренних инсинуаций в предвыборных условиях, свидетельствовала и акция протеста, устроенная у монастыря ультранационалистической организацией «Грузинский марш». Ее участники, заметим, предъявляли не только территориальные претензии к Азербайджану, но и требовали снять партию Саакашвили с предстоящих выборов, обвинив экс-президента ни много ни мало в продаже монастырского комплекса Баку.

Между тем в разгар выборной гонки в Грузии официальный Баку дал целый ряд сигналов, подтверждающих его отношение к Тбилиси как к надежному стратегическому партнеру. В целом ряде интервью зарубежным изданиям и телеканалам президент Азербайджана Ильхам Алиев, раскрывая позицию Баку по карабахской проблематике и взаимоотношениям с другими государствами, дал высокую оценку взаимной поддержке между нашей страной и Грузией. Указав на тесное сотрудничество Азербайджана и Грузии в экономической и транспортно-коммуникационной сферах, он отметил непреходящее значение двусторонней дружбы, при которой «не имеет значения то, что Грузия - христианская страна, а Азербайджан является мусульманской».

Примечателен и имевший место после выборов телефонный звонок Ильхама Алиева премьер-министру Грузии Георгию Гахария, получившему от главы азербайджанского государства поздравления в связи с победой правящей партии «Грузинская мечта». При этом стороны констатировали дружественный и стратегический характер взаимоотношений между Азербайджаном и Грузией.

Так что диалог Баку и Тбилиси как ближайших стратегических партнеров будет и далее развиваться в позитивном ключе, несмотря на периодически возникающие при правительстве «Грузинской мечты» искусственные «спорные» вопросы.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

310


Актуально