23 Ноября 2024

Суббота, 04:58

БЕСПРОИГРЫШНЫЙ МАРШРУТ

Новая альтернатива для Европы - газ с азербайджанского месторождения «Шахдениз» уже реальность

Автор:

01.12.2020

Пока Европа продолжает активную борьбу с пандемией коронавируса и пытается оспорить санкции США в отношении прокладки российского газопровода «Северный поток-2», Азербайджан уверенно приближается к финишу в вопросе создания новой газотранспортной системы для поставок газа из региона Каспийского моря в страны Старого Света. 

В середине ноября текущего года стало известно, что последний сегмент Южного газового коридора (ЮГК) - Трансадриатический газопровод (TAP), посредством которого азербайджанский газ с месторождения «Шахдениз» через Грузию, Турцию и Грецию пойдет в Италию, готов к началу коммерческих операций. 

Таким образом, уже до конца текущего года Азербайджан расширит географию экспорта, а ЕС получит не только дополнительный источник газа, но и совершенно новый маршрут поставок. Он сыграет немаловажную роль в деле диверсификации экспорта и снижении зависимости от одного поставщика.

Как ожидается, проект также повысит роль Греции в транзите газа в Юго-Восточную Европу и сделает цены на энергоносители в Италии более конкурентоспособными.

 

В полной боевой готовности

Общая протяженность TAP составляет 878 км, из которых 550 км проходят через северную часть Греции, 215 км - через территорию Албании, 105 км - через Адриатическое море и 8 км - по территории Италии. Стоимость проекта оценивается в 4,5 млрд. евро.

Закладка фундамента трубопровода состоялась 17 мая 2016 года в Греции, а уже 13 октября текущего года консорциум TAP AG объявил о завершении физического строительства газопровода. Еще около месяца потребовалось на то, чтобы соединить трубопровод с газотранспортной системой Италии.

«16 ноября, спустя почти четыре с половиной года после начала строительства газопровода в греческих Салониках, работы перешли в стадию коммерческих операций по поставкам газа по газотранспортной системе TAP», - говорится в сообщении TAP AG.

«Сегодня сбываются долгосрочные перспективные планы! Как оператор новой транспортной системы, TAP, спроектированный и построенный с учетом лучших индустриальных практик и стандартов, создает возможность для диверсификации двумя способами: как новый и устойчивый энергетический маршрут и как надежный источник газа для миллионов европейских потребителей на ближайшие десятилетия», - заявил управляющий директор TAP Лука Шиппати, комментируя готовность трубопровода к эксплуатации.

По словам Л.Шиппати, ожидается, что газ из Азербайджана обеспечит около 30% внутреннего спроса в Болгарии, 20% - в Греции и 12% - в Италии.

Председатель совета директоров TAP Мурад Гейдаров отмечает, что Южный газовый коридор протяженностью 3,5 тыс. км является одной из самых современных и надежных систем, доступных в настоящее время для транспортировки энергоресурсов.

«Являясь ключевым компонентом ЮГК, TAP сочетает в себе стратегические и конкурентные особенности рынка. Это гарантирует, что Европа сможет получать энергоресурсы из еще одного источника, одновременно поддерживая ключевые цели по достижению интегрированного энергетического рынка, а также устойчивого, безопасного и диверсифицированного энергобаланса», - считает он.

Итак, тестовая закачка газа во все сегменты TAP завершена, ожидается, что газ поступит в Италию уже в декабре текущего года. При запуске на полную мощность по газопроводу в Европу будет поступать 10 млрд. кубометров газа в год. 

Учитывая спрос и масштабы экспорта «голубого топлива» в ЕС, можно предположить, что TAP при своих нынешних мощностях не может соперничать с европейским продолжением «Турецкого потока» (15,75 млрд. кубометров). Однако не стоит списывать со счетов возможности расширения Трансадриатического трубопровода в 2 раза, до 20 млрд. кубометров в год. 

Кроме того, по мнению экспертов, в период кризиса из-за пандемии COVID-19 и низких цен на энергоресурсы поставки по TAP могут составить конкуренцию российскому трубопроводному газу в Греции и Италии, поскольку азербайджанский газ дешевле российского.

Также ожидается, что трубопровод TAP будет способствовать газификации Западных Балкан, которые в настоящее время зависят от местного угля.

«TAP будет способствовать перспективной газификации западнобалканских стран, в которых отсутствует коммерческий газовый сектор, таких как Албания, Черногория, а также рынков с чрезвычайно скромным профилем спроса менее 0,5 млрд. кубометров в год. Последние пока  остаются полностью зависимыми от России, например, Босния и Герцеговина», - считает научный сотрудник Канадской ассоциации НАТО по исследованию энергетической безопасности Мариана Лиакопулу.

 

Прогнозы и перспективы

Согласно официальным данным, в 2019 году совокупный объем потребления газа в ЕС составил 560 млрд. кубометров. При этом доля российского газа на европейском рынке составляет 39%. 

Около 170 млрд. кубометров газа для Европы производится в Северном море, в основном Норвегией (120 млрд. кубометров). Несмотря на открытие новых месторождений, серьезного прироста добычи здесь не ожидается. Еще 170 млрд. кубометров приходится на экспорт из других стран - как в виде СПГ, так и трубопроводами.

После России крупнейшими поставщиками газа в Европу являются Катар, Алжир, США и Нигерия. 

Между тем эксперты прогнозируют снижение к 2030-2040 годам спроса в Европе на природный газ. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), несмотря на некоторый потенциал роста по мере вывода из эксплуатации угольных и атомных мощностей, спрос на газ в Европу не вернется к уровням 2019 года, поскольку на возобновляемые источники энергии приходится большая часть этой доли рынка. «Спрос на газ в странах Евросоюза к 2030 году будет на 8% ниже, чем в 2019 году», - ожидает МЭА.

Вместе с тем глава консорциума TAP AG уверен, что в среднесрочной перспективе природный газ в ЕС будет незаменим для снижения негативного воздействия на окружающую среду и поддержки перехода к «зеленой» энергетике.

Более того, по мнению Л.Шиппати, реализация «водородной  стратегии» ЕС открывает новые возможности и для Южного газового коридора. В частности, утверждает он, перспективными можно считать поставки биометана и водорода по Трансадриатическому газопроводу.

«Борьба с изменением климата является самой острой проблемой нашего времени. Биометан и водород с преимуществами, с точки зрения экологической устойчивости, безопасности и гибкости поставок могут открыть интересные перспективы для использования возобновляемых газов в экспорте в Италию и Европу по TAP», - говорит Л.Шиппати.

 

Российский «подход»

Россия, будучи главным поставщиком газа в Европу, продолжает расширять экспортную газотранспортную инфраструктуру, реализуя проекты строительства проходящего по дну Балтийского моря газопровода «Северный поток-2» мощностью 55 млрд. кубометров в год и по дну Черного моря - газопровода «Турецкий поток» (TurkStream). У последнего газопровода две нитки мощностью по 15,75 млрд. кубометров в год - одна из них предназначена для поставок газа в Турцию, вторая - в страны Южной и Юго-Восточной Европы. 

Первая нитка газопровода «Турецкий поток» уже запущена, и в январе 2020 года газ пошел в Турцию. В Европу поставки газа через «Турецкий поток» в Болгарию, Грецию и Северную Македонию стартовали в начале 2020 года.

При этом в российском концерне «Газпром» признают, что с прокладкой болгарской части трубопровода не все идет гладко. В июне болгарский премьер-министр Бойко Борисов объяснял задержку влиянием коронавируса на обеспечение оборудованием компрессорной станции, пообещав решить вопрос к концу текущего года.

Что касается строительства сербской ветки газопровода, по которой газ должен пойти в Венгрию и Центральную Европу, то вопреки заявлениям генподрядчика о рекордном ходе работ, здесь также имеет место отставание от графика и запуск может быть отложен до весны будущего года.

Куда большими сложностями сопровождается прокладка газопровода «Северный поток-2», по которому газ из России пойдет в Германию через Балтийское море. Он напрямую свяжет российскую ресурсную базу и европейских потребителей. Реализацию проекта затрудняют, с одной стороны, санкции США, с другой - нерешенный вопрос по применению Третьего энергопакета ЕС. 

Европейские покупатели надеются, что в течение 1-1,5 года новый газопровод будет введен в эксплуатацию. Однако нельзя исключать вероятность того, что с приходом в Белый дом новой администрации давление со стороны США на тему диверсификации поставок газа в Европу только усилится. 

«Если исходить из того, что Джозеф Байден намерен добиваться углеродной нейтральности США к 2050 году, он может быть заинтересован в защите и продвижении интересов американских нефтегазовых компаний на внешних рынках, а это означает новые санкции против других производителей и давление на покупателей газа», - полагает аналитик Vygon Consulting Мария Белова.

Эксперты не ждут каких-либо изменений в позиции США в отношении Южного газового коридора. Его реализация была поддержана двумя предыдущими администрациями в попытке диверсифицировать энергоснабжение ЕС, доставляя газ из Азербайджана в Турцию и Европу. Ожидается, что со сменой главы Белого дома эта стратегия не изменится.

«С президентством Дж.Байдена США вернутся в Международный клуб борьбы с изменениями климата. Вряд ли президент Байден будет продвигать американский сжиженный природный газ в Европе, как это делал Дональд Трамп. Потому что это противоречит климатической повестке. Но это не означает изменений в отношении Южного газового коридора, как раз наоборот», - считает Симоне Тальяпьетра, научный сотрудник брюссельского аналитического центра Bruegel.

До начала коммерческих поставок по Южному газовому коридору остаются считанные недели. Полномасштабный запуск данной газотранспортной системы в первую очередь окажет положительное влияние на экономику Азербайджана, что немаловажно с учетом планов по восстановлению освобожденных от оккупации территорий. За счет доходов от проекта правительство может расширить социальные программы и ускорить реализацию дополнительных мер по диверсификации экономики.

Кроме того, ЮГК еще больше сблизит между собой страны региона - Азербайджан, Грузию и Турцию, а также расширит связи со странами Европы. Если добавить к этому вклад проекта в диверсификацию энергопоставок в Европу, то вывод напрашивается сам собой: от реализации данного проекта выиграют все вовлеченные в него стороны, проигравших не будет.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

239


Актуально