25 Ноября 2024

Понедельник, 06:42

ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ПО-МОЛДАВСКИ

Получится ли новому президенту этой страны реализовать новую внешнюю политику?

Автор:

01.12.2020

Президентские выборы в парламентской республике Молдова, маленьком восточноевропейском государстве, вряд ли привлекли бы большое внимание мировых СМИ. Особенно на фоне нарастающей второй волны коронавируса и насыщенной новостной повестки в США, на Южном Кавказе и в Беларуси. Если бы не один весьма примечательный фактор. Многими экспертами избрание политика-реформатора, кандидата от правоцентристской партии «Действие и солидарность», бывшего премьер-министра страны 48-летней Майи Санду президентом было интерпретировано не просто как победа прозападных сил. Они уверены, что это поражение России и дальнейшее ослабление ее позиций на постсоветском пространстве. Масла в огонь также «своевременно» подлили первые программные заявления новоиспеченной главы государства украинскому изданию «Европейская правда».

 

Быстрый старт

Происходящее в Молдове многими обозревателями на Западе и постсоветском пространстве было подано именно в контексте того, что называется «чередой кризисов вокруг границ России». Считается, что таким образом условный Запад, грубо говоря, проводит очередную атаку на интересы Кремля. Эта мысль получила дополнительное подкрепление в свете скорого прихода в Белый дом администрации Джозефа Байдена, который, как ожидается, тоже поведет «внешнеполитическое наступление» на Москву. Уже известно, что ключевые должности, имеющие отношение к безопасности и внешней политике США, займут сплошные «ястребы», к тому же не слишком дружелюбно настроенные лично к Владимиру Путину. На этом фоне Санду - с ее гарвардским образованием, опытом работы во Всемирном банке и связями с политиками из ЕС и американскими дипломатами, а также прошлыми политическими заявлениями, - конечно, не может не вызывать настороженности в России. 

В ходе второго тура 15 ноября Санду обошла поддерживаемого Россией действующего президента от Партии социалистов Игоря Додона на 15%, набрав 57,75% голосов граждан. Ее называют символом европейского вектора Кишинева и «еще одной ставленницей Сороса», утверждается, что победу ей обеспечила диаспора благодаря голосам избирателей в посольствах за рубежом. Все это трудно опровергнуть, поскольку у каждого четвертого жителя страны есть румынский паспорт и действительно впервые в истории Молдовы явка на зарубежных участках была беспрецедентно высокой. Особенно на фоне карантинных мер.  

Впрочем, Санду своих политических воззрений никогда и не скрывала. Единственное, чего от нее не ожидали, так это, пожалуй, столь быстрого старта. В интервью «Европейской правде» 20 ноября Санду заявила, что стороны (Молдова и Приднестровье) должны найти мирное решение приднестровского конфликта, а также что российские миротворцы должны быть выведены из Приднестровья. При этом будущий президент оговорилась, что происходить такое урегулирование должно с согласия России, которую она вовсе не считает «страной-агрессором» и с которой хочет наладить прочные экономические связи. Хотя эти слова большинство наблюдателей назвали «осторожными», они все-таки послужили достаточным основанием для того, чтобы в самой Молдове, а также в России заговорили о возможности размораживания приднестровского конфликта.

 

Фактор географии

Между тем многие эксперты все-таки не верят в возможность вооруженного обострения в Приднестровье. Вооруженная стадия конфликта завершилась 1 августа 1992 года при непосредственном участии РФ (14-я армия генерала Лебедя способствовала разведению сторон). Никаких военных столкновений или противостояния на линии разграничения между Молдовой и Приднестровьем не происходит с 90-х годов. 

Кроме того, Кишинев сейчас, мягко говоря, не слишком готов к борьбе за Приднестровье. На данный момент Молдова - самая бедная экономика в Европе. Она к тому же переживает серьезнейший кризис - около трети предприятий и компаний на грани банкротства, ВВП упал более чем на 10%, огромные масштабы коррупции, продолжающийся отток рабочей силы, неэффективные меры по борьбе с коронавирусом. То есть, возможно, на самом деле Санду больше волнуют разблокировка молдавского экспорта в Россию и долги за газ, чем решение территориальной проблемы, и упрекнуть ее в этом будет трудно. Так, будущий президент заявила, что Кишинев не намерен платить за российский газ, поставляемый в Приднестровье, а это уже более чем $6 млрд. При этом все встает на свои места, если разобраться, откуда перед Кишиневом маячит такая огромная для него сумма. Молдавское правительство, подписывая договор с «Газпромом», каждый раз заказывает «голубое топливо» и для «Приднестровской молдавской республики» («ПМР»), которая не платит за него ни Кишиневу, ни Москве, но долг висит на балансе Молдовы. При этом топливо в Молдову, которая, кстати, полностью в этом зависит от РФ, идет опять-таки через территорию непризнанного Приднестровья. 

Еще более запутанная ситуация складывается с выработкой электроэнергии, которую Молдова получает из расположенного на границе с Украиной приднестровского города Днестровск. В нем функционирует ГРЭС, принадлежащая российской группе «Интер РАО ЕЭС». Всей молдавской газотранспортной инфраструктурой также владеет оператор «Молдовагаз», находящийся под контролем «Газпрома». Кишинев делает попытки выбраться из этой зависимости, но пока не слишком успешно.   

Нервным настроениям, конечно, способствуют близость Украины и конфликт на Донбассе. Сама Санду посоветовала Украине не повторять ошибок Кишинева, имея в виду тот факт, что у Приднестровья есть возможность торговать со странами Евросоюза, используя свободную экономическую зону РМ - ЕС (это позволяет направлять в ЕС 65% его экспорта). Но при  этом опять-таки необходимо учитывать фактор географии, а именно то, что общих границ у непризнанной «ПМР» с Россией нет. Даже ротация российских военных происходит через аэропорт Кишинева. И если рассмотреть самый худший для российских интересов сценарий, а именно блокаду «ПМР» совместными усилиями Кишинева и Киева, то, как полагают некоторые эксперты, Украина может столкнуться со следующим. Кремль может захотеть пробить коридор в Приднестровье через Украину. С чем в таком случае может столкнуться уже весь регион и даже мир, даже и не хочется говорить.  

 

Фактор ЕС

Другой момент, определяющий молдавскую политическую повестку и затрагивающий интересы всего Евросоюза, - вопрос объединения Молдовы с Румынией, сторонником чего, кстати, является Санду. Не вдаваясь в историю вопроса, просто отметим, что на данный момент в Молдове действительно румынский фактор играет определяющую роль - хотя бы потому, что многие граждане Молдовы имеют румынское подданство. Вопрос, однако, в том, нужно ли Евросоюзу, частью которого является Румыния, такое «пополнение»? Ведь сама Румыния по многим показателям - далеко не самое богатое государство ЕС. Более того, она является постоянным источником внутренних мигрантов в другие, более состоятельные страны Евросоюза. Взять вдобавок к этой компании еще и всех молдаван, Брюссель, скорее всего, рад не будет, равно как и направлять дополнительные средства на разные проекты регионального развития. 

Имея в активе приднестровскую проблему, Молдова в любом случае не может сойтись с Румынией. Примечательно, что на этом фоне озвучиваются подозрения, что Санду якобы специально хочет «избавиться» от Приднестровья, чтобы уйти в сторону Румынии.  Предположение это, конечно, на грани, учитывая также еще, что многие жители непризнанной «ПМР» имеют российские паспорта (около 200 тыс.). 

В свою очередь Румынию подозревают в том, что ради новых территорий она может инициировать в ЕС «румекзит». Однако при всех этих раскладах экономические и энергетические проблемы никуда не деваются и их придется так или иначе решать - при помощи Брюсселя или Москвы.    

 

Факторы взаимозависимости

Так что говорить о полной и окончательной победе Санду пока рано. Во-первых, ей еще нужно получить большинство в парламенте, где сейчас заседают социалисты Додона. Во-вторых, не исключено, что сам проигравший Додон может даже занять должность премьер-министра. Для упрочения своей победы Санду нужны досрочные выборы, но насколько это целесообразно сейчас, в конце года, - вопрос сомнительный. Более того, всем парламентским партиям, за исключением «Действия и солидарности», которую возглавляет Санду, досрочные выборы не выгодны. Социалисты расколоты партией Ренато Усатого, но и сами демократы не очень уверены в своих силах.

Как будет действовать в новых условиях Россия, пока непонятно. На победу Санду Кремль отреагировал подчеркнуто спокойно, явно показывая, что не записывает проигрыш Додона на свой счет. И хотя у России сейчас нет эффективных рычагов воздействия на политических лидеров Молдовы, создается ощущение, что Москва довольно уверенно «идет по ситуации» и имеет планы действия на различные варианты развития ситуации. Также, скорее всего, Кремль рассчитывает, что вышеперечисленные факторы взаимозависимости, из которых соткана сложная геополитическая ткань региона, все-таки сыграют сдерживающую роль. Будет ли этого достаточно, чтобы Молдова не стала очередным «кризисным звеном» по периметру России, станет ясно в ближайшее время после вступления Майи Санду в должность. Ну и Байдена, конечно, тоже.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

238


Актуально