Автор: Нигяр АББАСОВА
Вслед за Победой в Карабахе Азербайджан успешно закрыл еще одну проблему, беспокоящую регион на протяжении трех десятилетий. Правда, на этот раз противоречия касались не земель, а нефтяного месторождения на Каспии и, что самое важное, здесь речь об оккупации не шла. Поэтому, несмотря на долголетние переговоры, разногласия не привели к какому-либо враждебному противостоянию и спор в итоге был решен в максимально мирной и дружественной обстановке. Кстати, месторождение, которое до недавнего времени не могли поделить Азербайджан и его каспийский сосед - Туркменистан, также символично называется «Достлуг» («Дружба»).
Исторический документ
Встреча президентов Азербайджана и Туркменистана Ильхама Алиева и Гурбангулы Бердымухамедова, проведенная в формате видеоконференции 23 января, ознаменовалась торжественным подписанием межправительственного Меморандума о взаимопонимании по совместной разведке, разработке и освоению углеводородных ресурсов месторождения «Достлуг» в Каспийском море.
«Этот документ стал результатом проведенной нашими странами большой многолетней работы, нацелен на упрочение сотрудничества и взаимопонимания в энергетической сфере, раскрытие огромного обоюдного потенциала двух крупнейших энергетических держав, создание в регионе Каспийского моря самых благоприятных условий для развития устойчивой энергетики, широкого и взаимовыгодного международного партнерства», - заявил Г.Бердымухамедов на церемонии подписания.
«Сегодняшний документ я бы назвал историческим. Потому что Азербайджан и Туркменистан впервые приступают к совместной работе по освоению месторождения в Каспийском море. Это месторождение и работа на нем будут еще больше сближать наши страны и народы и принесут пользу и туркменскому, и азербайджанскому народам», - подчеркнул И.Алиев.
Под месторождением «Достлуг» подразумевается широко известное общественности месторождение «Кяпаз» (азербайджанский вариант), или «Сердар» (по-туркменски). Азербайджан изначально предлагал вариант совместного освоения энергоресурсов данной площади. Отрадно, что именно такое решение и было принято по итогам многолетних обсуждений.
Тем кто хорошо знаком с историей азербайджано-туркменских взаимоотношений, понятно, что подразумевали лидеры двух стран, говоря о важности момента и значимости самого подписанного документа. Ведь месторождение «Кяпаз»/«Сердар» стало настоящим яблоком раздора между Баку и Ашхабадом в постсоветский период. Разногласия, начавшиеся с конца 90-х годов прошлого столетия, выражались в виде взаимных угроз судебного разбирательства данного вопроса и даже дошли до разрыва дипломатических отношений. Последующее потепление и возобновление диалога давали слабую надежду на то, что стороны рано или поздно придут к консенсусу. Наконец, этот день настал.
Меморандум стал не только важным шагом в улучшении отношений между двумя прикаспийскими странами, он может также стать ключом к строительству Транскаспийского газопровода (ТКГ). Учитывая, что на месторождении «Достлуг» имеются не только запасы нефти, но и газа, нетрудно себе представить, какие перспективы это открывает, в первую очередь, для Туркменистана, а также для Южного газового коридора и европейских потребителей газа.
К истории вопроса
Месторождение «Кяпаз»/«Сердар» было открыто в 1959 году, в 1986-м на нем начались буровые работы. Запасы месторождения оцениваются от 50 до 100 млн. тонн нефти и 30 млрд. кубометров газа, но дальнейшие разведочные работы могут обнаружить еще большие залежи углеводородного сырья.
Исследования на месторождении велись, в основном, до 1991 года, когда Туркменистан и Азербайджан входили в состав Советского Союза. После распада СССР новые независимые республики не смогли договориться между собой и с Ираном о делимитации границ Каспия и переговоры зашли в тупик.
В конце 90-х, а также в 2001 году Туркменистан пытался передать месторождение инвесторам и объявлял тендер на его освоение, но Азербайджан энергично протестовал. В итоге азербайджано-туркменские отношения были разорваны, а месторождение заморожено.
По соглашению, подписанному двумя странами в 2008 году, до решения вопроса с определением статуса Каспия на месторождении «Кяпаз»/«Сердар» никаких геологоразведывательных и буровых работ не должно было проводиться и не велось. Первым толчком для того, чтобы вопрос сдвинулся с мертвой точки, стало подписание в августе 2018 года руководителями пяти прибрежных государств Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Именно этот документ позволил Азербайджану и Туркменистану начать предметный диалог о совместных проектах на Каспии.
По признанию туркменского лидера, в ходе официального визита в марте 2020 года главы двух государств подробно обсудили и проанализировали возможности двустороннего сотрудничества в энергетике на Каспийском море. «В результате были достигнуты договоренности о совместной работе на одном из крупных месторождений углеводородных ресурсов на Каспии. При этом было подчеркнуто, что главными принципами такой деятельности будут солидарность, взаимное уважение и поддержка. Поэтому глубоко символическим стало наше общее решение назвать это месторождение «Достлуг», - отметил Г.Бердымухамедов.
Президент Азербайджана считает, что реализация проекта совместного освоения месторождения «Достлуг» создаст новые возможности и для экспорта энергоресурсов.
«Сегодняшнее подписание открывает новую страницу в освоении углеводородных ресурсов Каспия. Этот проект будет способствовать укреплению энергетической безопасности наших стран, а также наших соседей. Этот проект открывает большие экспортные возможности, тем самым будет способствовать росту благосостояния наших народов», - заявил И.Алиев.
И добыча, и транзит
Действительно, учитывая наличие в Азербайджане сети экспортных трубопроводов, а главное, нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), жидкие углеводороды, добываемые на месторождении «Достлуг», также можно будет экспортировать по этим маршрутам. Таким образом, Туркменистан получит прямой доступ к международным рынкам сбыта. Также это позволит увеличить загрузку БТД и принесет акционерам нефтепровода и странам-транзитерам дополнительные доходы.
К слову, туркменская нефть, добываемая компанией Petronas, уже достаточно давно и весьма успешно поставляется на мировые рынки с использованием БТД, так что выбор этого маршрута и для новых объемов выглядит вполне логичным.
Кроме того, большинство месторождений в Азербайджане эксплуатируется уже не одно десятилетие, и на них наблюдается естественное падение добычи, включая и блок «Азери-Чираг-Гюнешли», обеспечивающий более половины всей нефтедобычи в стране. Так что «Достлуг» поможет выполнить задачу по стабилизации этого показателя.
С другой стороны, наличие на месторождении «Достлуг» газовых ресурсов позволяет предположить возможность их поставки по Южному газовому коридору. Это еще больше усилит роль ЮГК и откроет прямой выход для туркменского газа на новые рынки сбыта - в Турцию и ЕС.
В случае разработки месторождения «Достлуг» созданная на этом месторождении инфраструктура может быть соединена с инфраструктурой на АЧГ для доставки углеводородного сырья на берег Азербайджана. Это сильно упростит вопрос поставок газа из Туркменистана через Каспийское море в Азербайджан для его последующего экспорта на рынки Турции и Европы. С учетом планов по развитию ЮГК Туркменистан, обладающий четвертыми по величине запасами природного газа в мире, самый очевидный кандидат для транспортировки газа трубопроводами TANAP и TAP в Европу.
«Достигнутое сегодня между Азербайджаном и Туркменистаном соглашение не только дает возможность двум странам работать вместе над разработкой месторождения «Достлуг», но и открывает путь для сотрудничества в области добычи природного газа или, по крайней мере, для транзита газа из Туркменистана через Каспийское море в Азербайджан и другие страны. Для Туркменистана было бы очень важно обеспечить выход на надежные рынки», - считает экс-посол США в Азербайджане Мэтью Брайза.
Аналогичного мнения придерживается и директор Программы энергетической безопасности Канадской ассоциации НАТО, ведущий специалист по геополитике и энергетике Каспия Роберт Катлер. «Меморандум, которому дал толчок и ускорение Актауский договор в августе 2018 года (о правовом статусе Каспийского моря. - R+), на самом деле устраняет последнее препятствие на пути к Транскаспийскому газопроводу. Не должно быть никаких сомнений в том, что обе стороны подробно обсудили сотрудничество по ТКГ в контексте двусторонних дискуссий, в результате которых был разработан этот меморандум. Не стоит удивляться дальнейшему прогрессу в реализации ТКГ в обозримом будущем», - считает эксперт.
По мнению старшего аналитика независимой норвежской исследовательской и консалтинговой компании Rystad Energy Свапнила Бабеле, совместная разработка месторождения «Достлуг» Азербайджаном и Туркменистаном открывает еще больше возможностей для разведки в Каспийском море.
«И в Азербайджане, и в Туркменистане наблюдается снижение добычи жидких углеводородов, и этот проект поможет им поддерживать добычу в краткосрочной перспективе. Данное соглашение может также создать почву для новых переговоров по давно предложенному Транскаспийскому трубопроводу, открыть новые газовые рынки для Туркменистана, который в основном экспортирует газ в Китай. Азербайджан уже начал поставки газа в Юго-Восточную Европу по сети газопроводов, которые являются частью Южного газового коридора», - считает С.Бабеле.
Теперь предстоит большой объем работы, чтобы довести начатый процесс до подписания контракта на разработку месторождения «Достлуг». Прежде всего сторонам необходимо решить вопросы технического и коммерческого характера. Контракт, скорее всего, будет подписан между госкомпаниями двух стран на паритетных началах (50 на 50) с последующим созданием совместной операционной компании, которая и займется освоением углеводородного сырья и всеми вопросами, связанными с созданием инфраструктуры для добычи и транспортировки нефти и газа на берег.
Следующая остановка - Иран
Подписание Меморандума между Азербайджаном и Туркменистаном свидетельствует о том, что все вопросы на Каспии могут быть решены в атмосфере диалога и сотрудничества. Этот проект послужит хорошим примером для урегулирования подобных вопросов между Азербайджаном и Ираном. Как известно, предметом спора между Баку и Тегераном является блок перспективных структур «Алов-Араз-Шарг». Контракт на разведку и разработку этого блока был подписан 21 июня 1998 года между SOCAR и рядом иностранных компаний. Оператором проекта выступала британская BP. Однако после вооруженного инцидента с участием иранских ВМС Ирана, воспрепятствовавших проведению азербайджанским судном геофизических исследований этой территории в 2001 году, работы по контракту были заморожены вплоть до достижения соглашения о статусе Каспия между Азербайджаном и Ираном.
Положительные сдвиги в этом вопросе наметились в марте 2018 года, когда в ходе визита президента Ирана Хасана Рухани в Баку был подписан меморандум «О взаимопонимании между Министерством энергетики Азербайджана и Министерством нефти Ирана о совместной разработке соответствующих блоков в Каспийском море». Среди обсуждаемых блоков называется, в частности, «Араз-Алов-Шарг». Замминистра нефти Ирана Амир Х.Заманиния говорил и о намерении двух стран создать совместную нефтяную компанию для работы на Каспии. Однако введенные осенью того же года в отношении Ирана санкции США фактически помешали реализации этих работ, отложив их до лучших времен.
Тем не менее, стороны продолжают демонстрировать стремление к сотрудничеству. В ходе встречи президента Ирана Хасана Рухани с первым заместителем премьер-министра Азербайджана Шахином Мустафаевым в декабре 2019 года вновь были рассмотрены вопросы взаимодействия в сфере совместной разработки каспийских нефтегазовых месторождений. Президент Ирана тогда заявил, что Тегеран следит за реализацией совместных проектов по разведке и добыче нефти в Каспийском море, и выразил надежду, что эти вопросы будут обсуждаться на заседании совместных комиссий двух стран.
Кстати, аналогичное сотрудничество Иран планирует развивать и с Туркменистаном. Возможно, со снятием американских санкций этот процесс активизируется.
В соглашении по статусу Каспийского моря отмечается, что страны готовы решать вопросы спорных месторождений в двустороннем формате. Азербайджан и Туркменистан именно так и поступили. Есть уверенность в том, что совместная работа на месторождении «Достлуг» будет успешной и эффективной. Если их примеру последует и Иран, то это послужит только во благо всего региона и внесет большой вклад по превращению Каспия в зону прочного мира, добрососедства, взаимопонимания и эффективного партнерства.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: