Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Если хотя бы год назад, когда COVID-19 еще не «выплеснулся» за пределы Китая, нужно было представить примерное развитие гипотетической пандемии и реакцию на нее со стороны международного сообщества, то смоделированная ситуация в корне бы отличалась от того, что мы наблюдаем в реальности. Возможно, это представление отчасти основано на голливудских фильмах-катастрофах или произведениях в стиле Дэна Брауна и апокалиптических документальных видео с YouTube, но вместе с тем также на логике, здравом смысле и школьных знаниях по биологии и анатомии...
Таким образом, события развивались бы примерно так. После временной растерянности из-за переполненных больниц, рухнувших экономик и хаоса в обычных, налаженных сферах жизни (образование, туризм, ресторанный бизнес), государства всего мира решают создать совместный центр. Его цель - исследование вируса, поиск самых эффективных способов лечения и разработка вакцины. Где-нибудь в Швейцарии срочно выделяется хорошо охраняемое здание, свозится самое передовое оборудование и съезжаются лучшие ученые. Политики и общественные деятели в ходе срочно созванной Генассамблеи ООН в режиме онлайн призывают хотя бы временно забыть все геополитические распри и приложить максимум усилий, чтобы адекватное реагирование на вирус было доступно, в том числе, и для беднейших стран мира. Одновременно следуют программы продовольственной помощи, помощи фермерам, пожилым людям, детям и т.д. Во главе спасения человечества от ковидной заразы ожидаемо становятся США, в результате чего американский лидер обретает невероятную популярность не только в своей стране, но и во всем мире.
Что же мы наблюдаем в реальности? Страны всего мира, следуя порой странной логике и необъяснимым временным рамкам, фактически закрылись друг от друга. Политические лидеры, отменив многие международные мероприятия, переговариваются в основном с помощью зум-конференций. А геополитический градус напряженности в масштабах всей планеты просто зашкаливает. Можно сказать, не было предпринято ни единой попытки объединить усилия ученых и врачей. Напротив, страны, обладающие возможностями, рьяно взялись за независимое производство вакцин, превратив это благородное дело в соревнование. Мало того, что так и не был разработан более-менее единый протокол лечения болезни, так почти каждый день СМИ разных стран тиражируют все большее число ее симптомов (от умственных расстройств до диареи) и говорят о появлении новых, даже более опасных штаммов. В самом начале пандемии спорили в основном те, кто верил в COVID-19 (ковидобесы), и те, кто наличие вируса отрицал (ковид-диссиденты). А сейчас в соцсетях разгораются нешуточные баталии тех, кто верит в защитную силу прививок, и тех, кто считает их содержимое способом извести человечество. При этом в новостях в основном рапортуются успехи начатой массовой вакцинации в странах Запада, а проблемы беднейших стран Африки, Латинской Америки и Азии, как обычно, замалчиваются. Ну и как вишенка на торте - США не только не возглавили спасательную миссию населения Земли, а сами стали наиболее пострадавшей страной. Америка расколота глубокими внутриполитическими проблемами после того, как сторонники уходящего в отставку президента попытались взять штурмом Капитолий, а для инаугурации нового президента пришлось превратить Вашингтон в город-крепость…
Прививочная геополитика
В середине января глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адан Гебрейесус заявил, что большинство населения планеты никаких перспектив вакцинации от коронавируса не имеет. Так, в 49 самых обеспеченных государствах жители получили уже более 39 млн. доз вакцины. В то время как в одной из самых бедных стран было сделано всего 25 прививок. Более 95% доз вакцин распространялось среди населения только десяти стран - США, Китая, Великобритании, Израиля, ОАЭ, Италии, России, Германии, Испании и Канады. По мнению некоторых экспертов, в 2021 году 90% жителей беднейших стран вообще не получат никакой вакцины.
Так уж получилось, что вроде как вопрос спасения человечества от коварного вируса оказался вовсе не из области гуманности, а был отнесен к сфере чистого бизнеса. Несмотря на порывы человеколюбия и Всемирную декларацию прав человека, принципы людского сосуществования не слишком поменялись со времен средневековья.
Бизнес и геополитика. Вот два столпа современного общества. Действительно, кто бы мог предположить еще год назад, что вакцины вдруг станут геополитическим фактором? Но, тем не менее, это реальность. Помимо ограниченного доступа к прививкам такому положению дел поспособствовала возможность внедрения так называемого ковидного паспорта, которая многим кажется пугающей. Так, нельзя исключать, что определенные страны будут пускать на свою территорию лишь тех граждан, которые привиты вакциной угодного им производителя. В этом случае может получиться готовый и, самое главное, простой в использовании и очень эффективный инструмент по сдерживанию массовой миграции.
Сообщения о том, что вводятся ковид-паспорта (или цифровой сертификат вакцины, или цифровой паспорт иммунитета), в той или иной форме поступали в январе из разных частей мира. Среди них австралийский Новый Южный Уэльс, Эстония, Китай, Израиль, Чили, Индия, Россия, США. Понятно, что помимо борьбы за рынок сбыта (а он составляет примерно $100 млрд.), именно этот фактор и вызывает наиболее острую вакцинно-геополитическую конкуренцию. Так, к примеру, Украина российскую вакцину «Спутник V» покупать не хочет, а европейскую вакцину ((Pfizer-BioNTech, Moderna, AstraZeneca и т.д.) ей пока не продают, ибо самим не хватает. Значит ли это, что украинцев, которые так сражались за свой европейский выбор, могут, по крайней мере определенное время, не пускать в Евросоюз, пока не известно. С другой стороны, Венгрия, которая является членом ЕС, одобрила именно российскую вакцину. Российской вакциной также закупились Беларусь, Аргентина (где уже получил прививку сам президент Альберто Фернандес), Бразилия, Боливия, Сербия. Более десяти стран, в том числе Индонезия, Пакистан, Турция, Египет, Саудовская Аравия и Бразилия, приступили к испытаниям китайских вакцин. Западные СМИ полны публикаций о том, что поставки вакцины для России и Китая - это отличная возможность проявить свою «мягкую силу», или, как ее уже называют, «вакцинную дипломатию». В свою очередь китайские СМИ возмущаются, почему западные СМИ при этом замалчивают о побочных эффектах своих прививок.
Не без последствий
Естественно, что при столь рекордных темпах разработки вакцин против коронавируса рисков не может не быть. «Побочки», а также смертельные случаи уже были выявлены в Норвегии, Германии, Израиле, США. Кроме того, выясняется, что вакцина Pfizer была зарегистрирована европейским агентством по использованию лекарственных препаратов под давлением главы Еврокомиссии и еврокомиссара по здравоохранению. Судя по всему, есть различие между лабораторной вакциной и коммерческой. Поэтому неудивительно, что вдобавок ко всему население Земли также разделилось по принципу «за» и «против» вакцины. Эти слухи разогреваются и тем, что, как утверждается, вакцины Pfizer, BioNTech и Mode-rna, разработанные на основе матричной РНК (мРНК или mRNA), могут приводить к малоизученным, а то и еще вовсе не известным последствиям.
Британская международная исследовательская фирма YouGov провела опрос. Так, лишь 47% опрошенных американцев выразили желание вакцинироваться. Идея обязательного вакцинирования пользуется наименьшей поддержкой во Франции (19%), Польше (21%) и США (29%). Наибольшим доверием опрошенных пользуется вакцина немецкой разработки. За ней расположились вакцины, созданные в Канаде, Великобритании, Австралии, Франции, США, Сингапуре, Южной Корее, России, Индии, Китае и Иране. На этом фоне невозможно не отметить, что на уровне простых обывателей, а также различных экспертов, политологов, блогеров и инфлюенсеров все больше ширится мнение из области «конспирологии», согласно которому прививки являются то ли способом сокращения населения Земли, то ли его «чипирования». Толком объяснить, что значит и как может происходить первое и второе, никто не может, но поскольку сами политики и мировые лидеры эту тему в своих выступлениях еще ни разу не комментировали, популярность такой теории продолжает набирать обороты.
Разорванная Всемирная паутина
Примечательно, что ее популярности поспособствовали внутриполитические события в США, ведь на просторах Сети «гуляет» мнение, что именно сторонники Байдена являются адептами превращения населения нашей планеты в «цифровой концлагерь» под властью транснациональных корпораций… Звучит бредово? Наверное. Но об этом думают и это обсуждают миллионы… Простой пример. Недавно под постом в Facebook одного очень уважаемого американского издания мы позволили себе усомниться в правомерности того, чтобы связывать вакцинацию от коронавируса с сохранением рабочего места. Тут же последовал, с одной стороны, шквал отметок «нравится», а с другой - издевательских комментариев с намеком на симпатии к Трампу… Пришлось дать понять, что к Америке у меня нет никакого отношения, равно как и к 45-му президенту США. И тут же интерес к моему комментарию словно «выключили». Это лишь малый фрагмент тех баррикад, которые в данный момент разделили сердца и умы жителей Земли и по совместительству пользователей соцсетей.
8 января аккаунты Дональда Трампа в Twitter (88 млн. подписчиков), Facebook (35 млн.) и Instagram были заблокированы в связи с «риском новых призывов к насилию». Можно долго спорить по поводу того, был ли призыв к насилию, был ли факт насилия. И вообще, является ли такое решение технологических гигантов в отношении на тот момент еще президента самой сильной мировой державы нарушением прав человека. Собственно, это именно то, о чем говорилось выше. Но с этого января стало ясно одно - теперь интернет уже точно перестал быть нейтральной площадкой для свободного обмена мнениями и явлением, объединяющим людей. Человечество, подгоняемое COVID-19, вступило в третье десятилетие 21 века по все ширящимся разрывам Всемирной паутины…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: