Автор: Олег КУЗНЕЦОВ, Москва
Под конец января в армянонаселенном городе Ходжавенд Карабахского региона Азербайджана, в зоне ответственности российских миротворцев, состоялось торжественное открытие памятника нацистскому приспешнику Гарегину Нжде. По версии армянских информационных источников, монумент Нжде был физически установлен еще до начала боевых действий и должен был быть открыт в годовщину его смерти в ноябре прошлого года, но война этим планам помешала. Теперь данный факт преподносится ими как торжество армянского духа в условиях тотального военного поражения армянской армии и политического режима.
Тот факт, что в современной Армении после обретения ею национальной государственности всячески почитают и даже обожествляют личность Гарегина Нжде и пропагандируют его откровенно расистскую теорию цехакрона, ставшую официальной государственной идеологией, уже ни у кого не вызывает удивления. Ультрарадикальный национализм Нжде уже давно вошел в плоть и кровь армянского если не социума, то политикума, а поэтому ожидать отказа от данной практики в ближайшее время не приходится. Не удивляет также, что торжественно открытый армянскими сепаратистами монумент нацисту был установлен на месте обветшавшего от времени мемориала памяти советских воинов, которые погибли в борьбе с нацизмом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Подобные метаморфозы символов являются абсолютно закономерными и логичными для Армении и армянских сепаратистов в Карабахе. Здесь все последние 30 лет на место идеалов дружбы народов, интернационализма и этнокультурного многообразия приходит клерикальный нацизм, который признает законным существование только одной религии, только одной церкви и только одной нации, вследствие чего происходит смена нравственных доминант и героев.
Власти Армении как минимум двадцать лет подвергали страну планомерной и целенаправленной нацификации. Шаг за шагом превращали Армению в страну победившего нацизма в полном соответствии с теорией цехакрона Гарегина Нжде. Эта теория предполагала, что высшей ценностью для каждого армянина является его нация, вне которой он не может полноценно существовать. Целью цехакрона является объединение армянского народа на всей территории его исторической родины в рамках единого армянского государства. Однако под понятием «историческая родина» или «историческая Армения» подразумевается весьма обширный географический район на севере Передней Азии, который занимает территории в пределах Малой Азии, Армянского нагорья, включая часть Южного Кавказа, с центром в Араратской долине. При этом территория современной Республики Армения составляет только десятую часть «исторической Армении». То есть теория цехакрона выступает за более чем существенное расширение государственных границ нынешней Республики Армения до ареала «исторической Армении», тем самым выдвигая территориальные претензии ко всем ее соседям - Азербайджану, Грузии, Ирану, Турции.
Что же касается самого Гарегина Нжде, то он никогда не был в Карабахе, и из 69 лет его жизни (1886-1955) только пять связаны с современной Арменией, причем половину этого времени он находился в тюремном заключении. Он родился в селе Казнут в 5 км от Нахичевани (Азербайджан), где провел свои детские годы. Начальное образование получил там же, среднее - в Тифлисской гимназии (Грузия), а высшее образование - в Софии (Болгария). В 1907-1911 гг. после неудачной попытки заняться националистической пропагандой помещен под домашний арест в доме старшего брата неподалеку от Джульфы (Азербайджан), после чего был выслан в Болгарию. В 1914 г. поступил на русскую военную службу во 2-ю армянскую добровольческую дружину Кавказского фронта. Впервые на территории Армении он появился в 1918 г., где стал одним из командиров армии. В 1921 г. его отряды были выбиты Красной армией в Персию, откуда он эмигрировал в Болгарию. Там он проживал до октября 1944 г., где в годы Второй мировой войны сотрудничал с нацистскими разведками (абвер и СД-аусланд). После ареста органами военной контрразведки СМЕРШ был доставлен в Москву. В 1946-1948 гг. содержался во внутренней тюрьме МГБ Армянской ССР в Ереване. После вынесения приговора был переведен для отбывания наказания во Владимирскую тюрьму МВД СССР, где и скончался от болезни.
Установка памятника Нжде в Карабахе, с которым он никак не был связан, это героизация его личности, а также пропаганда и мемориализация цехакрона - его учения, оправдывающего и инициирующего территориальную экспансию армянского национализма. Именно теория цехакрона Нжде являлась идеологической основой агрессии Армении против Азербайджана во время Первой Карабахской войны. Поэтому мемориал Нжде в Ходжавенде является абсолютно логичным и закономерным проявлением влияния этой идеологии на умы карабахских армян. Сама же церемония открытия рассчитана на то, чтобы они продолжали надеяться на эфемерную возможность независимости от Азербайджана.
Меня как гражданина России во всей этой ситуации особо волнует, что торжественное открытие памятника нацистскому приспешнику Гарегину Нжде состоялось не просто в Карабахе как таковом, а именно на территории, «находящейся под временным управлением российских миротворцев». Сложилась неоднозначная ситуация, которая не повышает престиж России в современном мире нигде, кроме как в Армении. Именно это и напрягает больше всего.
Россия на уровне Генеральной Ассамблеи ООН выступает категорически против героизации нацизма в любых формах и в любых странах, особенно на постсоветском пространстве, и позиционирует себя на международной арене в качестве флагмана этого процесса. Но с другой стороны, российские миротворцы в Карабахе сейчас де-факто поощряют это дело. Именно ее делегация в ООН инициировала принятие еще в 2012 году резолюции ГА ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Именно МИД России 6 мая 2019 года на официальном сайте в своем докладе утверждает: «Бывшая правящая Республиканская партия Армении предпринимала шаги по увековечению памяти такого неоднозначного политического деятеля националистического толка, как Г.Нжде, в отношении которого имеется информация о сотрудничестве с Третьим рейхом». Не прошло и двух лет, как российские миротворцы фактически начинают охранять памятник коллаборационисту Третьего рейха.
Россия на своей территории в городе Армавир Краснодарского края в декабре 2019 года сносит памятник нацисту Нжде, установленный во дворе армяно-григорианской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, но спустя год с небольшим позволяет торжественно открыть новый в Карабахе - в Ходжавенде. Получается, что на территории России ее власти признают Нжде нацистским преступником и запрещают пропаганду его личности и учения, а за ее пределами закрывают глаза на героизацию и мемориализацию его личности как национального героя Армении и всего армянского народа. И делается все это непотребство под защитой российских штыков.
И, наконец, есть также дипломатический аспект в этом деле. Россия признает территориальную целостность Азербайджана и считает Карабах, включая город Ходжавенд, его неотъемлемой и составной частью. Азербайджан твердо и последовательно выступает против героизации нацизма, что продемонстрировал Президент Ильхам Алиев во время саммита Совета глав государств СНГ в Ашхабаде в ноябре 2019 года. Но, несмотря на это, Россия на территории Карабаха, то есть на официально признаваемой ею же самой территории Азербайджана, позволяет местным армянам героизировать нацистского преступника Нжде.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: