Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Внутриполитическая жизнь в России - обычно довольно стабильная и предсказуемая - к концу января вдруг резко набрала скорость. Этому поспособствовало возвращение из Германии в Россию блогера и оппозиционного лидера Алексея Навального. Далее последовала череда событий - арест Навального в аэропорту «Шереметьево», появление на YouTube двухчасового фильма о «дворце Путина», акции протеста по всей России. 2 февраля суд заменил Навальному условный срок на реальный по делу «Ив Роше» и назначил 2 года и 8 месяцев колонии, что только подстегнуло ситуацию.
Напомним, что в Германии Навальный провел почти пять месяцев, где лечился от отравления - по данным Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), боевым отравляющим веществом - скандально известным «Новичком». Между тем одним из самых примечательных моментов происходящего является то, что у внутриполитической, казалось бы, борьбы в России имеется столь зашкаливающий геополитический градус.
Who is мистер Навальный?
Навальный - на политическо-блогерском небосклоне России фигура далеко не новая и его «антикоррупционные расследования» широко известны. До скандала с «дворцом» многие из них касались близких людей из окружения Путина, а также их детей. При этом, несмотря на такой замах, назвать самого Навального оппозиционным политиком довольно сложно. Хотя бы потому, что никакой четкой политической программы, а тем более конкретных предложений в области экономики и социальной сферы, у него и его соратников нет. Правда и то, что все многочисленные попытки Навального зарегистрировать собственную политическую партию были отклонены органами власти, а основанный им Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) был закрыт. Впрочем, за время своих расследований блогер мог бы, наверное, разработать убедительную программу. Потому что лозунги «против Путина», «против коррупции» и «жить, как в Европе» - это, конечно, не серьезная повестка, а голый популизм. То есть он затрагивает действительно важные и волнующие для граждан темы, но что делать с этим, фактически не говорит. На одном же недовольстве далеко не уедешь, это должно быть понятно любому деятелю, претендующему на звание политика. Впрочем, популярность Навального растет и без этого. Опрос, проведенный «Левадой» в сентябре 2020 года, показал, что 20% россиян поддерживают действия оппозиционера, хотя семь лет назад таковых было всего 6%.
Между тем однозначно ответить на вопрос, кто же все-таки такой Навальный, не получится. Для своих сторонников, в том числе за рубежом, он однозначно «герой нашего времени», «народный политический лидер, бросивший вызов системе», пламенный оппозиционер, политик с большой буквы. Статья в Википедии о Навальном по размерам чуть ли не превосходит статью о Путине. Блогер входит (к недоумению многих в России) в рейтинги самых влиятельных людей в мире и в интернете. Бывший президент Польши Лех Валенса номинировал Навального на Нобелевскую премию мира, а западные СМИ сравнивают его с известным советским диссидентом Андреем Сахаровым. В то же время для Кремля Навальный долго оставался просто блогером и «фигурантом уголовных дел», о нем практически не говорили на госканалах и в выпусках новостей. Сам Путин принципиально не произносит его имя публично, называя то «берлинским пациентом», то «персонажем», а сейчас пресс-секретарь президента РФ придумал новое прозвище - «постоялец камеры».
Но самое примечательное о Навальном - это никогда не прекращавшиеся утверждения, что он сотрудничает с западными спецслужбами, хотя уровень сотрудничества ранее особо не обсуждался. И вот недавно его уже официально обозначили как фигуру, за которой «стоят мощные силы и финансы Запада», в том числе американские интернет-платформы и интернет-монополии. 9 февраля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что пора перестать называть сторонников Алексея Навального, в том числе руководителя сети его региональных штабов - Леонида Волкова и исполнительного директора ФБК Владимира Ашуркова, оппозицией. По словам Захаровой, они «агенты влияния», а натовцы инструктируют их о формате митингов. В качестве доказательства спикер российского внешнеполитического ведомства привела следующее. Волков, 4 февраля заявивший, что акции протеста продолжатся только весной и летом, вдруг переменил свое мнение после онлайн-встречи в постпредстве Польши при ЕС со странами - членами ЕС, а также с США и Великобританией. Кстати, еще ранее Волков заявлял, что «доставать Навального из тюрьмы его сторонники будут «прежде всего внешнеполитическими методами»: «Через санкционный список, по которому уже работают европейские и американская администрации».
Геополитический фактор
Таким образом, неудивительно, что во многих российских СМИ и в российском сегменте соцсетей активно озвучивается мысль о Навальном как об инструменте ослабления и сдерживания России, которой хотят устроить «русскую весну», а затем «развалить». Что ж, если задуматься, то источники финансирования проектов оппозиционера, у которого была возможность на проведение полноценной кампании с созданием избирательных штабов в каждом регионе России, действительно не слишком понятны. Так называемые «либеральные СМИ» в России пишут, что «за последние 10 лет Навальный вырастил из своего довольно прозаичного блога в «Живом Журнале» впечатляющий мультимедийный ресурс». Что у его видеорасследований прекрасные продюсеры, монтажеры и графики - используются съемки с дронов, 3D-реконструкция. Также говорится, что «Навальный выстроил организационную инфраструктуру, которая не только обеспечивает его поддержкой по всей стране. Ведется подготовка и нового поколения политиков», тренируются молодые люди в разных сферах - «от цифрового маркетинга до социологических исследований». На все это, конечно, нужны средства, и немалые. Ясного ответа на этот вопрос нет.
То, что Навальный стал чуть ли не главной темой в диалоге России со странами Запада, также наводит на определенные размышления. Осуждение ареста оппозиционера, а также требование о его немедленном освобождении и «прекращении насилия против участников мирных демонстраций» прозвучали из уст федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, госсекретаря США Энтони Блинкена, главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, президента Франции Эммануэля Макрона, главы МИД Швеции и председателя ОБСЕ Анн Линде, главы британского МИД Доминика Рааба и других западных политиков.
Столь впечатляющий список и серьезные претензии заставили главу МИД РФ Сергея Лаврова сказать, что «градус истерии, которую начали западные страны из-за ситуации с Алексеем Навальным, зашкаливает», и посоветовать «заняться собственными проблемами». В данном деле Москва явно уступать не собирается и сама идет на повышение ставок. Это стало понятно после высылки из России дипломатов Германии, Польши и Швеции за участие в акциях в поддержку оппозиционера. И все это, что называется, под самым носом у верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, который в тот момент находился с визитом в Москве. Более того, во время пресс-конференции с Боррелем Лавров назвал ЕС «ненадежным партнером». Многие на Западе сочли, что таким образом еврокомиссара в России демонстративно унизили - «лишили политического достоинства», и, что самое интересное, он сам практически с этим согласился.
Довольно жесткая риторика Москвы в данном случае говорит о том, что Россия, скорее всего, решила сыграть на разобщенности коллективного Запада, который никак не может определиться даже с тем же отношением к газопроводу «Северный поток-2». Неубедительной позиция Запада в глазах России выглядит и на фоне собственных действий Франции и США, например, во время разгона «желтых жилетов» или сторонников Трампа.
Так что же дальше?
Еще один момент, который стал определяющим в действиях Навального, - это смещение фокуса внимания на молодых людей. Именно подростков и молодых людей лет до 30 определили в качестве ударной силы перемен, и они же в основном участвовали в митингах протеста. Многие из них, получив приглашение посетить акции через соцсети, мессенджеры и различные группы, восприняли это как некую «тусовку». Хотя и нельзя отрицать, что они, возможно, действительно искренне поддерживают Навального и хотят справедливых перемен.
Фактически исключительно на молодых людей, кстати, рассчитано и предложение организовать следующую протестную акцию с помощью фонариков - в определенное время выйти во двор, включить фонарик на телефоне и поднять его высоко вверх. Ну, чем не «движуха», особенно для всех изголодавшихся во время карантина по «зрелищам», - почти рок-концерт, что-то, делающее тебя причастным к чему-то необычному. Почти беспроигрышный вариант, не затратный и, главное, исключительно мирный, в рамках законности, простой. Однако кто бы ни стоял за Навальным (если кто-то вообще стоит), решение привлечь к протестным акциям подростков, скорее всего, было провальным. Многих родителей это разозлило, и они попытались объяснить своим детям и внукам то, что сами испытали в трудные 90-е годы прошлого века, а также то, что песню вроде «Перемен требуют наши сердца» пели и до них…
Так что же дальше? Кто-то считает, что решение послать Навального в тюрьму не только не удалит его голос с политического ландшафта России, но объединит оппозицию вокруг его имени. Особенно, если вдруг «в местах не столь отдаленных» с Алексеем что-либо случится и он превратится в пресловутую «сакральную жертву» как раз ближе к президентским выборам. Есть даже мнение, что в таком случае дело Навального может подхватить его жена - Юлия (эдакая российская Светлана Тихановская). Понятно, что многое будет зависеть от того, как себя поведут власти, которые, кстати, не всегда выдают адекватную реакцию. Так, высказывались многочисленные экспертные мнения, что такого внимания к фигуре Навального можно было бы избежать, например, не создавать невероятную шумиху во время его прилета в Россию. Сюда же можно отнести и детали «истории с отравлением», подробности дела об оскорблении ветерана, странные высказывания ряда прокремлевских журналистов и политологов.
Справедливости ради стоит отметить, что все это дает почву для различных околоконспирологических версий. По одной из них внутри Кремля идет борьба за власть (и, соответственно, какая-то из политических группировок поддерживает Навального), а по другой - Навальный и вовсе… «агент Кремля». В этом случае его якобы используют для того, чтобы «взять на карандаш» всех проявивших себя яростных критиков власти и сбить протестные настроения в преддверии осенних выборов в Госдуму. А также задать тон «здоровой конкуренции» - ведь уже зашевелились и «Яблоко», и коммунисты. Эту же версию косвенно подтверждает то, что, имея большое портфолио расследований, Навальный, действуя, как он говорит, в «тотально несвободной стране» и «наезжая» на самых значимых лиц политической элиты, тем не менее, все это время имел возможность снимать свои фильмы. И, в конце концов, как вишенка на торте, замахнулся даже на самого Путина…
Можно ли на основании всего перечисленного сделать вывод, что фактор Навального поляризировал и политизировал российское общество? Конечно, нет. С одной стороны, после последних событий действительно значительно уменьшилось число тех, кому до этого было все равно на деятельность Навального, а его сторонники стали намного более активными и даже радикальными. Но тут, еще раз повторимся, необходимо понимать, о каком срезе общества идет речь, - об активных пользователях соцсетей преимущественно молодого возраста, проживающих в крупных городах. А это, конечно, далеко не вся Россия. Если сегодня спросить россиян, хотят ли они каких-то политических перемен, есть ли у них запрос на расследования вроде тех, что проводит Навальный, хотят ли они действительно работающих социальных лифтов для молодежи, то почти все ответят «да». Но на вопрос, видят ли они в Навальном лидера «всея Руси», ответ наверняка будет «нет». И почему ответ будет таким, без объяснений ясно любому, кто хоть немного знает о России и тех людях, которые ее населяют.
Правда, о которой мало говорят в СМИ и телеграм-каналах, заключается в том, что вся борьба «за» и «против» Навального в основном идет в интернете. Она ведется среди экспертов и блогеров/стримеров, которые зарабатывают на своих рассказах деньги, среди студентов и офисных работников, у которых есть на это время. И даже среди молодых людей в ярких спортивных куртках и креативных масках, которые готовы несколько часов бегать по морозу от омоновцев. Но вот только к большинству россиян (может, и скорее всего, недовольных по каким-то своим причинам властью) это не имеет никакого отношения. Они в растерянности стоят между Кремлем и Навальным и спрашивают: «А что, собственно, происходит?» Именно к их мнению нужно прислушиваться и с их возможной реакцией считаться - и власти, и реальной оппозиции.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: