Автор: Джангир ГУСЕЙНОВ
Февраль в четырех странах Центральной Европы - Польше, Чехии, Венгрии и Словакии прошел под знаком 30-летнего сотрудничества в рамках т.н. «Вишеградской группы» (V4). Причем подчеркивалась преемственность этих связей аж с 1335 года, когда в том же венгерском городе Вишеград Иоанн Люксембургский - король Богемии, Карл I Роберт - король Венгрии и Казимир III - король Польши скрепили свои дружеские отношения крепким рукопожатием. В наши дни общая экономика этих четырех государств является пятой по величине (в сравнении со странами в отдельности) в Европе и 12-й - в мире. По числу населения в 64 млн. человек она 4-я в Европе и 22-я - в мире. Более того, до кризиса 2020 года она была самой быстрорастущей в Евросоюзе. И хотя основное направление сотрудничества внутри V4 - это политические, а не экономические связи, величина экономики больше, чем что-либо другое, говорит о возможности влиять на процессы как в Европе, так и вне ее. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий уверен даже, что страны Вишеградской группы являются «движущей силой экономического развития всей Европы».
Все страны V4 являются членами ЕС, но только Словакия - часть еврозоны. Наблюдатели часто называют этот союз «два плюс два» из-за разного отношения к европейской интеграции. Словакия и Чешская Республика сравнительно дружественны Европе, тогда как Венгрия и Польша придерживаются гораздо более евроскептического подхода.
Чудо на Дунае
Польша с экономикой в 475 млрд. евро и непрерывным высоким (до кризиса 2020 года) ростом в среднем 4,2% в год (с 1992 по 2019 год) догоняет Западную Европу. В 2018 году она перестала считаться развивающимся рынком, заняв седьмое место в ЕС по величине экономики, и прошлогодний спад на 2,8% особо на это не повлиял. Тем более что в 2020 году положительное сальдо внешней торговли Польши выросло в десять раз - до 12 млрд. евро с 1,14 млрд. в 2019 году.
Этот результат 2020 года был одним из лучших в Евросоюзе. Одной из наиболее важных особенностей польской экономики является большой внутренний потребительский рынок (38 млн. человек), составляющий 61% ВВП, что превышает средний показатель по ЕС. Это означает меньшую зависимость от экономики Германии. Правда, таких успехов страна вряд ли бы достигла без посторонней помощи. Польша является крупнейшим получателем средств от ЕС (208 млрд. евро с 2007 по 2020 год).
Согласно прогнозам Европейской комиссии, с ростом в 3,7% в 2019 году Венгрия до недавнего времени занимала пятое место среди самых быстрорастущих экономик в ЕС. После спада в 6,1% в 2020 году прогнозы теперь делать сложно.
Самый низкий докризисный рост ВВП среди стран V4 был у Чехии - 2,6% в 2019 году. Однако там был и самый низкий уровень безработицы в ЕС - 2,2%. В период с 2015 по 2017 год 40% всех государственных инвестиций в Чехии финансировалось из европейских структурных и инвестиционных фондов. Невысокий, но стабильный рост экономики предполагал, что с 2027 года Чешская Республика сможет стать одним из чистых плательщиков ЕС. Однако падение ВВП в 2020 году на 6,5% наверняка внесет свои коррективы.
С 1998 года, после того, как Словакия избавилась от авторитарного режима Владимира Мечиара, она сделала гигантский рывок в своем развитии. Таким образом, она возглавила список стран с самой быстро реформирующейся экономикой в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Теперь ее вместо «черной дыры в центре Европы» именуют не иначе, как «тигр с Татр», «европейский Детройт» или «чудо на Дунае». На долю автомобильной промышленности Словакии приходится 44% промышленного производства и 40% экспорта. Именно из-за структуры своей промышленности и ее ориентации на экспорт ВВП Словакии в прошлом году пострадал сильнее всех в V4, сократившись на 7,1%.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в целом роль Вишеградской группы в Евросоюзе возрастает, причем не только в экономическом плане. При этом «четверка» не всегда демонстрирует полное согласие с Брюсселем по некоторым общеевропейским проблемам, в том числе касающимся миграции и разноскоростного развития. К примеру, Словакия оказалась единственной из V4, которая в 2015-2017 годах согласилась принять небольшое число беженцев из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Это позволило ей, в отличие от соседей, избежать судебного преследования со стороны Комиссии ЕС. V4 зачастую называют нарушителем спокойствия в Евросоюзе.
ЕС принял амбициозную программу помощи под названием «Следующее поколение ЕС» для борьбы с кризисом и возвращения стран на путь роста. Основную часть этой помощи составляет Фонд восстановления и устойчивости в размере 672,5 млрд. евро, распределенный в виде грантов (312,5 млрд. евро) и займов (360 млрд. евро). В виде грантов Чехия получит 6,7, Венгрия - 6,3, Польша - 23 и Словакия - 5,6 млрд. евро. Правда, правительство ЕС подчеркнуло, что если страна Евросоюза не выполняет базовые критерии правового государства, например, принцип независимости судебной власти, то она может лишиться выплат из европейской кассы. В частности, речь идет о Венгрии и Польше, которые уже не первый год подвергаются критике за проводимые их руководством судебные реформы.
Разногласия
Страны V4 на протяжении многих лет успешно продвигали свои стратегические интересы в рамках ЕС. Этот успех основан на гибкости и «трансформационной способности». Группа может расходиться во мнениях по одним стратегическим вопросам, например отношениям с Россией, но в то же время проявлять сильную сплоченность в отстаивании своих интересов по другим вопросам, как это было в период миграционного кризиса.
Строительство газопровода «Северный поток-2», прекращения которого требует Польша, - один из предметов спора. Польша настаивает, потому что новый газопровод может нанести ей серьезный экономический ущерб. Речь идет не только о резком падении доходов от платы за транзит газа в Западную Европу. Это также касается политического влияния, которое неминуемо снизится пропорционально уменьшающейся значимости нынешних газопроводов. Словакия и Чехия хоть и поддерживают позицию Польши, подчеркивают неактуальность этого вопроса для них, а Венгрия открыто возражает, потому что стремится сохранить хорошие отношения с Россией. В первую очередь это касается газовой и атомной энергетики, где гигант MOL сотрудничает с «Газпромом».
Есть и другие вопросы, по которым разногласия внутри Вишеградской четверки, или же в их отношениях с остальной частью ЕС, иногда доводят до серьезных конфликтов. Но существует область, в которой страны V4 имеют неоспоримое преимущество перед «старыми» членами союза. Это их уникальный опыт процесса трансформации из коммунистического уклада в капиталистический, хорошее знание соседних регионов Восточной Европы и Западных Балкан, а также социальные, исторические, экономические и культурные связи с республиками бывшего СССР.
«Восточное партнерство»
Именно поэтому в 2008 году основным инициатором проекта под названием «Восточное партнерство» (ВП) выступила Польша. Запущен же он был в 2009 году благодаря усилиям Чехии, организовавшей в Праге саммит ЕС, на который пригласили руководителей Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины.
В итоге на членов V4 была возложена обязанность активного взаимодействия со странами «Восточного партнерства» с тем, чтобы они поделились своим опытом политических и экономических преобразований, через которые прошли сами.
18 июня прошлого года состоялся очередной, одиннадцатый Саммит стран «Восточного партнерства» в формате видеоконференции. Главы государств и правительств 33 стран (27+6) обсудили общие приоритеты партнерства. Было решено, что новый пакет задач, направленный на расширение связей ЕС с шестью постсоветскими странами, будет утвержден в 2021 году на очном саммите.
В ходе видеоконференции Президент Ильхам Алиев подчеркнул, что сотрудничество с Европейским союзом - один из основных приоритетов внешней политики Азербайджана. Подписаны документы о стратегическом партнерстве с девятью членами ЕС, переговоры по новому соглашению о партнерстве с Европейским союзом находятся на заключительной стадии.
Для смягчения социально-экономического воздействия коронавируса на страны «Восточного партнерства» ЕС готов предоставить им в общей сложности более 800 млн. евро. V4 также заявила, что запускает программу V4EastSolidarity для стран ВП в рамках Международного Вишеградского фонда на сумму в 250 млн. евро.
Фонд Visegrad создан в 2000 году. Донорами его, помимо стран V4, также являются США, Канада, Германия, Нидерланды, Южная Корея, Швеция и Швейцария. Фонд финансирует такие проекты, как культура, образование, инновации, предпринимательство, СМИ, окружающая среда, туризм и т.д. В 2019 году он профинансировал обучение 100 студентов (бакалавриат и магистратура) из стран «Восточного партнерства», в том числе 13 - из Азербайджана.
V4 и Азербайджан
Экономические, политические и гуманитарные отношения между Азербайджаном и странами V4 укрепляются с каждым годом.
Чешская Республика является одним из основных партнеров Азербайджана в энергетическом сотрудничестве со странами Европейского союза. Около 30% чешского спроса на нефтепродукты покрывается за счет поставок из Азербайджана. В свою очередь более 85% товарооборота Чехии со странами Южного Кавказа приходится на АР. В 2018 году он достиг $1 млрд.
Товарооборот с Республикой Польша составил в 2018 году $104 млн. О давних и тесных межгосударственных связях говорит тот факт, что в 2013 году в польском городе Гнежно открылся памятник, посвященный 540-летию установления дипломатических отношений между двумя странами и 20-летию его восстановления.
По данным на тот же 2018 год, товарооборот с Венгрией и Словакией достиг пика в $70 млн. и $30 млн. соответственно. Венгерская нефтегазовая компания MOL является крупнейшим центральноевропейским инвестором в Азербайджане и имеет третий по величине портфель в консорциуме «Азери-Чираг-Гюнешли» ($1,5 млрд.). По словам министра иностранных дел и торговли этой страны Питера Сижьярто, «Азербайджан является ключевым фактором надежного энергоснабжения Венгрии». Венгрия рассчитывает ежегодно закупать у Азербайджана 1-2 млрд. кубометров газа, который поставляется в Европу по Южному газовому коридору.
Поддерживавшая на протяжении всех последних 30 лет территориальную целостность Азербайджана Вишеградская четверка выразила готовность оказать помощь в восстановлении разрушенных районов Карабаха.
Генератор идей
Исторически Вишеградская четверка, пусть и не намного, но все же старше Европейского союза.
30 лет назад, стараясь поскорей избавиться от наследия коммунистического прошлого, эти страны объединились для того, чтобы поддерживать друг друга. Вместе они вступили в НАТО, а затем и в ЕС, где старые демократии Европы поначалу высокомерно старались всячески оградить себя от наплыва новых граждан.
Вопреки многочисленным предсказаниям о недолговечности союза, он не только сохранился, но и окреп организационно, генерирует общеевропейские идеи, такие, как «Восточное партнерство», «Инициатива трех морей», интеграция стран Западных Балкан в ЕС и т.д.
Потому вполне оправданно, наверное, дополнить высказывание польского премьера: Вишеградская группа становится движущей силой не только экономического, но и политического развития Европы.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: