Автор: НУРАНИ
Внутриполитические страсти в Армении вновь в точке кипения. Ленты информагентств «взорвались» уже 25 февраля: «Военный переворот!», «Армия вмешалась в политику!» и т.д. Начальник Генштаба ВС Армении Оник Гаспарян потребовал от премьер-министра, верховного главнокомандующего Никола Пашиняна уйти в отставку. Тот в отместку отправил в отставку самого Оника Гаспаряна. Однако начштаба уходить в отставку не пожелал и повторно озвучил свое требование. На улицы вышли и сторонники, и противники премьера - с мегафонами, ночевками на площади, потасовками…
Но что же за кадром?
Афтершоки проигранной войны, или Удар «Искандерами»
То, что происходит сегодня в Армении, - это во многом афтершоки того военного разгрома, что потерпел Ереван в Карабахе. Проигрывать всегда тяжело, а после 30 лет пиар-трескотни на тему «это в Армении армия, а у Азербайджана вооруженные формирования», «азербайджанцы воевать не умеют и побегут при первом же выстреле» и т.д. - тем более. Особенно когда все 44 дня войны официальная армянская пропаганда твердила о небывалых успехах армянской армии. Так, еще 2 ноября (!) представитель минобороны Армении Арцрун Ованнисян рассуждал о «сорванном блицкриге» Азербайджана.
Митинговать на улицах начали уже через несколько часов после подписания капитуляции. Причем подписал ее Пашинян «в тайном месте» - и, похоже, при этом не задумался, что скрывать долго такое событие не удастся.
С того времени Армения пережила несколько пиков. В Ереване уже штурмовали парламент и кабинет самого Пашиняна, откуда «увели» парфюм и компьютер. На улицы уже выходила оппозиция, которая даже выдвинула своего единого кандидата, нешуточную развернули активность лидеры свергнутого карабахского клана - Роберт Кочарян и Серж Саргсян.
Как уверены многие эксперты, в немалой степени роль катализатора событий сыграло опрометчивое заявление Пашиняна о ракетных комплексах «Искандер». Его обвиняли в том, что он не применил это «чудо-оружие» против Азербайджана. Затем последовали откровения генерала Мовсеса Акопяна: из «Искандера» все же стреляли, но где именно, он не скажет. Армянская блогосфера тут же выдала свою версию: стреляли, но не по Баку или Гяндже, а по Шуше, когда Азербайджанская Армия уже выбила оттуда армянских «зинворов». Серж Саргсян, экс-президент Армении, в своем интервью вновь прочитал нотации Николе Пашиняну: надо было применить «Искандеры» уже на четвертый день войны и стрелять по Баку! Никол в ответ огрызнулся: «Искандеры» то ли вообще не стреляли, то ли разорвались на 10%…
Напомним, в Баку с самого начала заявляли, что «Искандеры» в Карабахе не применялись. Армения стреляла по жилым кварталам азербайджанской Гянджи, по плотине Мингячевирской ГЭС ракетами «СКАД» и «Точка У». Кроме того, пыталась сбить на подлете к Баку гражданские самолеты при помощи комплекса С-300, обстреливала Барду и Тертер из РСЗО «Смерч», но до «Искандеров» не дотянулась. Причем, как отмечали в Азербайджане, по простой причине: «Пульт управления» этими ракетами находится в распоряжении Москвы. Добавим от себя: в подобной ситуации позволить Армении не только продемонстрировать эти ракеты на параде, но и применить было слишком рискованно. Это несло с собой высокие риски на азербайджанском и турецком «треках» уже для самой России, от чего в Москве, по понятным причинам, воздержались.
Но теперь так и не запущенные в реальной войне «Искандеры» превратились в Армении во внутриполитическое «оружие», которым размахивают все кому не лень.
Но вот замначальника Генштаба ВС Армении Тирану Хачатряну эта дискуссия обошлась довольно дорого. В одном из своих интервью он назвал слова Пашиняна о «взорвавшейся на 10% ракете» несерьезными. За что тут же был уволен с должности. Чего, по всей видимости, уже не смог стерпеть Оник Гаспарян.
Генералитет против «варчапета»
Отношения Никола Пашиняна с военной верхушкой и так были накалены до предела. Придя к власти на народной волне весной 2018 года, Никол Пашинян объявил войну коррупции, прежде всего в армии. Арест генерала Манвела Григоряна («Тушенка-Манвел»), в чьем особняке были обнаружены ящики с тушенкой, автомобиль «скорой помощи», солдатское белье, туалетная бумага и даже похоронный венок, был самым громким, но далеко не единственным эпизодом. В ереванских СМИ уже тогда проскальзывали возмущенные заявления неназванных военных чинов. Что пашиняновские «чистки» создали в армии невыносимую обстановку. Что военачальники думают только о том, кто завтра будет уволен, а кто останется, что в таких условиях просто невозможно заниматься своей прямой работой… И Пашинян вынужден был свои чистки свернуть. Более того, громкие дела так и не были доведены до судебных протоколов, но осадок остался.
Удар по позициям «варчапета» (премьер или правитель) в армии нанес его «наезд» (причем в первые же недели премьерства) на действующего на тот момент генсека ОДКБ Юрия Хачатурова, которого армянская военная верхушка считала своим, в отличие от Пашиняна. Причем в армии, где были более всего сильны пророссийские настроения, не могли найти поддержки прозападные «жесты» Никола Пашиняна. В такой ситуации отстранение от должности Хачатряна вполне могло сыграть роль «удара молнии в бочку с порохом».
«Недопереворот» по-еревански
Виталий Коротич, возглавлявший в конце 80-х - начале 90-х суперпопулярный в тот период «Огонек», в одном из интервью поделился воспоминаниями о путче ГКЧП 1991 года. Этот путч Коротич застал в США: «…Я начал выступать по телевидению, по всем каналам. Везде я говорил какие-то милые банальности, что наш народ никогда, это хунта, мы не позволим. И вот меня вечером потащили, был такой у них очень популярный новостной канал Макнила Лерера - один корреспондент работал из Вашингтона, а второй - из Нью-Йорка. И вот я из Нью-Йорка, а в Вашингтоне сидит беглый кагэбэшник в парике, в черных очках, весь замаскированный. И я там опять же изрекаю свои банальности. И вдруг он говорит: «Вы знаете, это такая все чепуха. Это не путч. Путчи делаются не позже пятницы или, в крайнем случае, субботы. Нужен один или два выходных дня, чтобы занять все пункты, чтобы люди в понедельник вышли на работу - а все уже занято и решено. А этот путч сделан в понедельник. Это настолько непрофессионально! Это не путч, это ерунда, ничего не получится».
То, что устроил Оник Гаспарян в Ереване, подходило под определение путча и военного мятежа еще меньше. Армия не выходит из казарм, на улицы городов не выходит бронетехника, никто не торопится брать под контроль почту, телефон, вокзалы и аэропорты и отключать интернет. Сам Оник Гаспарян тоже не объявляет, что отныне он здесь власть, - он просто советует премьеру уйти, а тот не уходит и увольняет Гаспаряна. Гаспарян же, который по горячим следам поражения Армении в Карабахе уже подавал в отставку, а потом передумал уходить, теперь покидать свой пост отказывается…
То, что началось как фарс, вполне может закончиться трагедией - вмешательство армии в политику представляет собой слишком опасный прецедент. Не случайно большинство внешних наблюдателей призывают все стороны в Ереване проявлять сдержанность и подчеркивают, что вмешательство армии в политику недопустимо.
Здесь можно напомнить о том, с каким восторгом два года назад писали, как бойцы армянской «миротворческой бригады» поддержали Пашиняна во время его «шашлычной революции». И добавить, что о недопустимости вмешательства армии в политику надо было думать уже тогда. Так что теперь остается только наблюдать за событиями в Ереване, которые вполне могут перерасти в полномасштабную гражданскую войну.
На этом можно было бы поставить точку. Но остается еще одна и, возможно, самая важная сторона вопроса. Армения - это страна, которая получила от своих союзников, в том числе России, в подарок весьма мощное и эффективное оружие. И в чьих руках оно теперь окажется, непонятно. Именно об этом предупредил на своей недавней пресс-конференции Президент Азербайджана Ильхам Алиев: «В стране, в которой царит хаос, где армия не подчиняется руководству, где они то ли совершили военный переворот, то ли не совершили. Это тоже часть трагикомедии, ведь военный переворот либо совершают, либо не совершают. Вот в таком трагикомическом виде, с хождениями с мегафонами, с ночными палатками, с какими-то бомжами на улицах. Это просто позор, просто позор. Весь мир смеется над ними - что над властью, что над оппозицией. Поэтому в такие руки разве можно давать опасное оружие?!»
Как видим, несостоявшийся военный мятеж в Армении превращается в «тревожную сирену». Отреагировать на которую надо уже сегодня. А точнее, надо было еще вчера.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: