Автор: Нигяр АББАСОВА
Глобальный рынок сжиженного газа (СПГ, LNG) стремительно развивается - на него приходится уже более 40% мировой торговли газом. Для своей более чем полувековой истории сектор производства и продажи СПГ продемонстрировал довольно быстрый рост и сейчас играет значительную роль в тех изменениях, которые происходят на мировом энергетическом рынке. Объемы продажи сжиженного газа за последние два десятилетия увеличились в четыре раза, а до 2050 года должны возрасти еще в два раза.
Высокий потенциал
Сектор СПГ достойно прошел 2020 год и впереди у него большое будущее, считают аналитики англо-голландской компании Royal Dutch Shell. В прошлом году глобальный спрос на сжиженный природный газ вырос до 360 млн. тонн, главными импортерами которого являлись Китай и Индия.
Ожидается, что к 2040 году мировая потребность в СПГ достигнет 700 млн. тонн в год. Это связано с продолжающимся уверенным ростом спроса на природный газ в Азии и расширением его использования в качестве источника энергии в отраслях, в которых электрификация представляет определенные сложности.
Большие перспективы СПГ аналитики связывают с тем, что газ играет ключевую роль в декарбонизации мировой экономики. В Shell говорят, что восстановление экономики и преодоление масштабных экономических последствий пандемии коронавируса за счет низкоуглеродных ресурсов, а также последовательное сокращение выбросов до нулевых значений требуют решений, основанных на применении более чистых источников энергии.
По подсчетам экспертов, только за последние шесть лет глобальное производство СПГ выросло на 55% - с 244 до 378 млн. т/год. На основе текущих инвестиционных проектов можно ожидать, что к 2025 году мировые мощности увеличатся еще на 20%. В долгосрочной перспективе рынок продолжит расти со среднегодовым темпом в 4% и к 2030 году достигнет 527 млн. т/год.
Пандемия коронавируса затронула инвестиции в будущие проекты производителей СПГ. В 2020 году заявленный рост мощностей со стороны предложения составил всего 3 млн. тонн, в то время как ожидалось, что этот показатель будет на уровне 60 млн. тонн.
Введение локдаунов и режимов самоизоляции по всему миру привело к задержкам в строительстве и вводе в эксплуатацию новых мощностей по сжижению газа. Такие задержки в среднесрочной перспективе способны привести к недостатку предложения на мировом рынке.
Аналитики полагают, что этот прогноз означает высокий потенциал рынка для участников.
В настоящее время сжиженный природный газ экспортируют 18 стран, а покупают 42. Причем на рынке присутствует суровая конкуренция.
Лидер рынка
Крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире остается Катар с рыночной долей 26,5%. Однако новые проекты в ряде стран ослабили доминирующее положение Дохи на рынке СПГ. На «пятки» лидеру небезуспешно наступает Австралия (26%), третье и четвертое места занимают США (14,7%) и Россия (10%). Большими мощностями для сжижения обладают также Малайзия, Индонезия, Алжир и Нигерия.
Как считают аналитики, Катар последние 10 лет занимал довольно пассивную позицию, не вкладывая инвестиции в развитие мощностей по производству СПГ, оставляя производство на уровне 77-78 млн. тонн в год, что способствовало продвижению конкурентов вперед.
Правда, судя по всему, эта ближневосточная страна совсем не планирует уступать пальму первенства. Министр энергетики Катара Саад Шерида аль-Кааби объявил, что страна намерена потратить миллиарды долларов на расширение СПГ-мощностей более чем на 50%, до 126 млн. т/год. Это тот уровень, по его словам, которого другим странам будет сложно достичь.
Как пояснил министр, Катар сможет производить СПГ в рамках первой фазы расширения мощностей так дешево, что это будет целесообразно, даже если цены на нефть опустятся ниже $20 за баррель. «Это один из самых конкурентоспособных проектов на планете, а, может быть, и самый конкурентоспособный», - сказал он.
Катарская государственная компания Qatar Petroleum в феврале текущего года приняла окончательное инвестиционное решение по реализации проекта по разработке месторождения «Северное» и строительства на его базе завода по сжижению природного газа, который увеличит мощности Катара с 77 до 110 млн. т/год.
«Географическое положение обеспечивает Катару гибкость с точки зрения каналов поставок. Сегодня до 68% производимого СПГ направляется в страны Азии, а крупнейшими потребителями являются Китай и Индия, 27% - в Европу. Поскольку именно рынок Азиатско-Тихоокеанского региона станет основным драйвером роста мирового потребления СПГ, географическая структура поставок, вероятно, сохранится и в будущем», - считает аналитик VYGON Consulting Иван Тимонин.
Новые СПГ-мощности
Между тем высоко оценивается и потенциал по развитию СПГ-мощностей также в России. По мнению вице-премьера РФ Александра Новака, Россия может занять 25% мирового рынка СПГ.
«К 2025 году общая мощность наших проектов составит более 68 млн. тонн в год. В перспективе доля России на глобальном рынке СПГ может достигнуть четверти от общемирового показателя», – отметил А.Новак.
Потенциал России на мировом рынке сжиженного газа подкрепляется рядом факторов. Так, у РФ наибольшая в мире ресурсная база - около 20% всех доказанных запасов. Причем Россия географически близка как к Европе, так и к Азии. Это позволяет в кратчайшие сроки доставлять СПГ до потребителя.
Кстати, в России уже разработан проект стратегии развития СПГ до 2035 года, который предусматривает строительство на территории страны более 10 заводов по выпуску сжиженного газа. Ожидается, что реализация этих проектов обеспечит около $150 млрд. дополнительных инвестиций в российскую экономику и позволит стране к 2035 году почти в 3 раза увеличить объем производства СПГ и дополнительно добыть 2,5 трлн. куб. м газа до 2040 года.
Сейчас в России работают два крупных СПГ-завода «Газпрома» - «Сахалин-2» и «Ямал СПГ» НОВАТЭК. По данным Росстата, в 2020 году производство сжиженного природного газа в России выросло на 3,5%, до 30,5 млн. тонн.
Нарастить собственные объемы экспорта СПГ планируют и Соединенные Штаты, будучи одними из крупных игроков и готовые побороться за азиатский рынок. По мнению аналитиков, наиболее перспективным американским мегапроектом на данный момент является Alaska LNG, который предполагает строительство мощностей по сжижению газа на полуострове Кенай на юго-западе Аляски.
По оценкам управления энергетической информации министерства энергетики (EIA), экспорт американского сжиженного природного газа в 2022 году впервые превзойдет по объему экспорт трубопроводного газа из страны.
«Экспорт СПГ из США в среднем в 2021 году составит 8,5 млрд. куб. футов в сутки. В 2022 году, по прогнозу EIA, экспорт СПГ из США достигнет в среднем 9,2 млрд. куб. футов в сутки, впервые превзойдя объем экспортных поставок природного газа по трубе», - говорится в докладе управления.
Планы вполне реальные, если учесть, что Пекин дал зеленый свет наращиванию закупок в США сжиженного природного газа. Министерство финансов КНР опубликовало 18 февраля список из 696 наименований американских товаров, импорт которых со 2 марта в течение года не станет облагаться заградительными пошлинами, введенными в ответ на аналогичные меры США. В список наряду с многочисленными сельскохозяйственными товарами вошли также энергоносители.
Перспективы для Азербайджана
Прогнозируемый рост спроса на СПГ и возросшая конкуренция на рынке диктуют новые идеи и для газовой отрасли Азербайджана. На данный момент основная часть сжиженного газа в Азербайджане производится на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) имени Гейдара Алиева SOCAR. Он продается фирме ООО «Məişət Maye Qaz», которая и осуществляет его реализацию внутри страны и за ее пределами. Кроме того, торговая «дочка» Госнефтекомпании - SOCAR Trading успешно занимается поставками СПГ третьих стран на международные рынки. К примеру, в 2020 году компания осуществляла поставки СПГ в Пакистан, которые продолжила и в этом году на тендерной основе. Также азербайджанской стороной инициирована возможность реализации поставок сжиженного газа в Пакистан на долгосрочной основе по привлекательным условиям с учетом братских взаимоотношений двух стран.
Вместе с тем в связи с модернизацией, проводимой на БНПЗ SOCAR, можно ожидать в перспективе увеличения объемов, а главное, улучшения качества производимого в Азербайджане сжиженного газа, который можно будет направлять на экспорт напрямую, без посредников.
Наряду с этим Азербайджан обладает хорошим потенциалом для организации транзитных поставок СПГ с восточного побережья Каспия, из Казахстана и Туркменистана по железной дороге в Европу. Наличие железнодорожного сообщения Баку-Тбилиси-Карс, а также открытие транспортного коридора между Азербайджаном и Нахчываном могут ускорить продвижение такого проекта. Тем более что с Казахстаном уже не первый год обсуждается возможность увеличения транзита жидкого углеводородного сырья через территорию Азербайджана. Интерес есть с обеих сторон. В качестве одного из вариантов Минэнерго Казахстана даже рассматривалась возможность строительства на западе страны СПГ-завода с последующей транспортировкой этой продукции через Азербайджан на мировые рынки. Конечно, в условиях пандемии трудно судить, насколько высока вероятность реализации этого проекта, но думается, что со временем данный вопрос найдет свое решение в той или иной форме. Учитывая растущий интерес к СПГ в мире, Азербайджан и его соседи по Каспию вряд ли захотят остаться в стороне от столь привлекательного и перспективного рынка.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: