Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
О возможном новом обострении конфликта на юго-востоке Украины в последнее время в буквальном смысле кричат все эксперты - украинские, российские, западные. То, что еще в начале года называли «тихой эскалацией», постепенно разрастается и разгорается и грозит перерасти в полномасштабные боевые действия. Есть ли шанс остановиться в шаге от войны и что может удержать всех вовлеченных игроков?
Без иллюзий
Еще в феврале спикер украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Алексей Арестович признал, что обострение ситуации на Донбассе «не просто возможно, оно практически неизбежно, рано или поздно, возможно этой весной, ближе к лету». Об обострении ситуации также говорил глава МВД Украины Арсен Аваков. А секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов заявил по итогам заседания в конце февраля, что в связи с обострением ситуации в Донбассе приняты некие «секретные решения», о которых он не станет распространяться. Наблюдатели тут же выдвинули предположения, что речь идет о переходе к решительным действиям в том случае, если вернуть Донбасс мирным, политическим путем не получится. При этом на середину марта официальных заявлений по поводу мирного процесса, могущих хоть как-то прояснить ситуацию, фактически не было.
Лишь официальный Киев вдруг заговорил о том, что ожидает одобрения Россией некоего плана мирного урегулирования ситуации в Донбассе. По словам главы офиса украинского президента Андрея Ермака, «план был разработан Германией и Францией, доработан Украиной, отвечает духу Минских соглашений и соответствует нормам международного права». Что примечательно, украинская сторона подчеркнула: если Россия не согласится с документом, это будет означать, что она не хочет прекращения войны в Донбассе.
Впрочем, если судить по интенсивности обмена ударами между сторонами, можно даже констатировать, что военные действия уже возобновились. Ведь происходящее сейчас в зоне конфликта никак не вписывается в «особый режим перемирия», который последний раз стороны обязались соблюдать в июле прошлого года. Разнообразные источники пишут, что Киев стягивает к линии фронта тяжелые вооружения. По всей линии соприкосновения развернуты механизированные и десантные штурмовые бригады, а силы «ДНР» и «ЛНР» получили приказ подавлять огневые точки Вооруженных сил Украины.
На этом фоне, помимо Донбасса, заметно накаляется обстановка и вокруг Крыма. В феврале Верховная Рада Украины приняла постановление с призывом к мировому сообществу. В обращении к ООН, Европарламенту, ПАСЕ, парламентским ассамблеям НАТО и ОБСЕ, правительствам иностранных государств предлагается усилить давление на Россию по крымскому вопросу. Также в конце февраля Владимир Зеленский подписал указ о подготовке международного саммита в рамках «Крымской платформы», направленной на возвращение полуострова под украинскую юрисдикцию. «Крымскую платформу» позиционируют в качестве консультативной и координирующей основы для тех стран и международных организаций, которые готовы более эффективно реагировать на политику России в данном отношении. Киев активно ищет международную поддержку для продолжения связанных с Крымом антироссийских санкций. Киев также желает обсуждать актуальные для него вопросы судоходства в Черном и Азовском морях.
Первым, кто поддержал инициативу «Крымская платформа», стало правительство США, причем фактически на всех уровнях. Так, в начале февраля новый глава американского Госдепартамента Энтони Блинкен отметил, что США продолжат оказывать Украине «надежную экономическую и военную помощь». И уже 1 марта минобороны США сообщило о выделении $125 млн. для повышения оборонного потенциала Украины. Пакет в рамках Инициативы по поддержке безопасности Украины (USAI) предусматривает обучение военных, приобретение обмундирования и помощь военных советников. Это «позволит украинским силам защищать территориальную целостность страны, контролировать границы и повысить оперативную совместимость с НАТО». Кроме того, Вашингтон заявил, что санкции против РФ будут оставаться до тех пор, «пока Россия не изменит курс» по Крыму. Наряду с этим НАТО активно усиливает свое присутствие в Черном море. 10 февраля Украина предложила Альянсу начать использовать воздушное пространство возле Крыма для проведения операций по транспортировке войск, оборудования, грузов и т.д. Была выражена и надежда на «поддержку НАТО в мониторинге воздушной ситуации вдоль границы с Россией».
Иллюзий ни у кого нет - все это происходит в контексте более широкого и давнишнего противостояния между Россией и Западом, особенно Россией и США. Все помнят фразу известного Збигнева Бжезинского о том, что «без Украины Россия перестает быть империей». В этих словах все зависит от того, что брать за точку отсчета, но понятно, что Москва, полностью «проигравшая» Украину Западу, многое потеряет в геополитическом, геокультурном и геоэкономическом смыслах. Не говоря уже о вопросах национальной безопасности, если учитывать вероятность вхождения Киева в НАТО.
Более того, на данный момент уже невозможно не учитывать тот факт, что более полумиллиона жителей Донбасса имеют российское гражданство. Поэтому, несмотря на официальную риторику, в конфликте на юге Украины, конечно, никто не рассматривает Россию как третью сторону. Именно этим и объясняется нервная реакция Кремля на присутствие США в Черном море. Ведь через Черноморский регион осуществляются существенная доля российского экспорта, а также логистика войск в Сирии. Американские военные в данном случае - это чистой воды геополитический, нежели реальный военный фактор. Поскольку в случае реального боестолкновения США и России американцам вовсе не обязательно так близко подходить к российским берегам.
На Мюнхенской конференции по безопасности в этом году Джо Байден, возможно, и не обозначил РФ как главного геополитического соперника. Но среди угроз трансатлантическому сообществу Москва уж точно значится под номером один. Кроме того, энергетическим планам США в Европе мешает «Северный поток-2». И в этом интересы Вашингтона сходятся с интересами Украины и Польши, МИДы которых обратились к главе Белого дома с просьбой «использовать все средства» для того, чтобы помешать завершению этого проекта. В Сети также давно циркулирует версия, что на самом деле коллективному Западу нужны обширные пахотные земли Украины (особенно с учетом грядущих изменений). Эти предположения ничем не подкреплены и запросто могут быть помещены в конспирологическую корзину. Но факт остается фактом - Украина входит в топ-10 крупнейших земельных резервов планеты, а также имеет самое высокое соотношение пахотных земель к общей площади занимаемой территории. Если добавить к этому привлекательные водные ресурсы и полезные ископаемые, то уже на многое можно посмотреть под другим углом зрения.
Где расставлены «красные линии»?
С активизацией боевых действий в Донбассе Москва получает проблемы при любом раскладе.
Так, если Россия никак не вмешается в возможное начало боевых действий или вмешается по минимуму, ей грозят серьезные имиджевые лишения и потеря доверия со стороны «ДНР» и «ЛНР». Уже сейчас в комментариях на телеграм-каналах можно прочитать многочисленные жалобы жителей Донбасса по поводу того, что Россия их «бросила». Если же развитие ситуации пойдет по «грузинскому» сценарию, то есть по пути полномасштабной эскалации, России грозят беспрецедентное давление со стороны международного сообщества и санкции. Это может вылиться в остановку почти завершенного проекта «Северный поток-2», сильные экономические проблемы и серьезное падение уровня жизни населения. Скорее всего, произойдет внутриполитический раскол по уже давно известным и очерченным линиям, что на фоне «истории с Навальным» для Кремля очень нежелательно.
Прогнозировать военный исход в этом случае довольно сложно. Несмотря на разговоры о том, что ВС Украины за последние годы прошли серьезную подготовку под руководством инструкторов США и НАТО, понятно, что никому в голову не придет сравнивать потенциалы украинской и российской армий. Также указывается на серьезные проблемы в украинской экономике, которые для населения выражаются в росте цен и коммунальных тарифов. Многие жители также недовольны усилиями страны по борьбе с СOVID-19. В 2020 году в Украине была зафиксирована самая низкая рождаемость за последние десять лет, наблюдается серьезный отток населения. Так что в этом случае все будет зависеть от того, как далеко смогут зайти западные союзники Киева, где расставлены «красные линии». И еще - кто будет готов взять на себя ответственность, в том числе и финансовую.
Кто перекрыл «канал по имени Медведчук»?
При этом ставки для Запада действительно довольно высоки. Ведь в случае сдачи позиций Москва сможет «прирасти территорией», решить ряд стратегических задач. Среди них нехватка пресной воды в Крыму, консолидация общества на патриотическом подъеме. В самой Украине, скорее всего, начнется глубокий политический кризис с неопределенным исходом, и, возможно, страна опять полностью попадет в российскую орбиту. Однако думается, что в российском руководстве достаточно реалистов, которые вряд ли рассчитывают на такой исход. Поэтому, учитывая большинство переменных, для России самым выгодным было бы, если/или все останется, как прежде. Или если без войны Донбасс останется частью Украины, например, в виде автономии, а сама Украина будет хотя бы наполовину пророссийской.
Очевидно, что такой сценарий мог бы быть реализован с помощью партии «Оппозиционная платформа - За жизнь» (ОПЗЖ) Виктора Медведчука, который позиционировался как «один из немногих украинских политиков, последовательно выступавший за восстановление отношений между Москвой и Киевом». И действительно, сначала все вроде бы развивалось в нужном для Кремля русле. Так, доверие к президентской партии «Слуга народа» как-то незаметно падало, среди самих партийцев наблюдался раскол. Вместе с тем партия ОПЗЖ постепенно крепла и ширила свои возможности. Но тут президент Владимир Зеленский внезапно оттеснил главу ОПЗЖ с помощью хорошо известных шагов, что вызвало шок у ряда комментаторов. Именно потому Медведчука «не трогал даже Порошенко», рассматривая его как «канал» для связи с Москвой.
Эксперты высказывают мысль, что произошедшее нанесло сильный удар по информационному влиянию России в Украине и в целом по пророссийским силам, что и было задумано. Если не рассматривать другую, также озвучиваемую в Сети версию, что, возможно, Медведчука «слила» сама Россия. Ряд наблюдателей в России указали на то, что в ходе скандально известного визита верховного представителя ЕС Жозепа Борреля в Москву обсуждалась и Украина. А конкретнее то, что Киев и западные посредники-партнеры собирались предложить Москве через «канал по имени Медведчук». Ведь, как можно предположить, им, скорее всего, пользовался не только Порошенко.
Как закончилась та встреча между Боррелем и главой российского МИД Сергеем Лавровым, все прекрасно знают. После нее Зеленский сразу «пошел войной» на Медведчука. При этом даже в том, что жена политика Владимира Марченко объявила, что вынужденно вступает в партию мужа, можно усмотреть легкий «кремлевский троллинг». С одной стороны, это троллинг самого Зеленского, поскольку Оксана Марченко также из сферы шоу-бизнеса и даже вспомнила, что когда-то помогала нынешнему президенту с трудоустройством.
С другой стороны, в паре Медведчук-Марченко можно усмотреть аналогии с российской оппозиционной парой Навальный и его жена… И вот, не совпадение ли, что спустя какое-то время Киев предложил России поговорить о новом «очень мощном шаге»? Шаге, который будет «предметом мощного обсуждения через неделю-две», да еще который разработали Франция и Германия в духе международного права. А сам Зеленский заявил, что если «нормандский саммит» по урегулированию конфликта в Донбассе не состоится, он найдет возможность встретиться с каждым лидером отдельно.
Вопрос, однако, в том, о чем Жозеп Боррель пытался поговорить в России? В открытых источниках об этом ничего нет, но можно предположить, что Европу крайне беспокоит состояние украинской экономики. Ведь совсем уж серьезные проблемы Киева нанесут сильный удар по идее Евромайдана и имиджу Брюсселя. При этом спасать украинскую экономику Европа, пострадавшая от последствий ковидного карантина, скорее всего, в одиночку не может и не хочет. И пытается привлечь к этому процессу Россию, которая, вполне ожидаемо, торгуется. Это только предположение. Но, честно говоря, такой расклад был бы наилучшим исходом складывающейся ситуации - и, самое главное, без войны.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: