Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Инцидент в Суэцком канале, который на неделю сделал невозможной навигацию через него, привел к тому, что мировая торговля понесла ущерб в десятки миллиардов долларов. Следовавший из Китая в Нидерланды контейнеровоз Ever Given длиной 400 м и водоизмещением 220 тыс. тонн сел на мель 23 марта в южной части канала. Он перегородил дорогу почти 450 судам, в том числе танкерам, газо- и контейнеровозам. Только 29 марта осевшее судно удалось сдвинуть - вернув на фарватер, вывести из узкой части канала в Большое Горькое озеро.
Однако, по оценкам специалистов, на полное устранение сбоев в графике движения потребуются недели, а возможно и месяцы, что уже существенно повлияло на сроки доставки грузов. В результате перед международными логистическими компаниями вновь со всей очевидностью возник вопрос о диверсификации цепи поставок и маршрутов для оптимизации рисков.
Кто виноват - ветер, капитан или Путин?
Как только новости о происшествии в Суэцком канале, через который проходит примерно 12% всего мирового товарооборота, облетели интернет, сразу же появилось множество мемов и предположений относительно того, каким образом гигантский контейнеровоз мог оказаться на мели. Поскольку это событие имело такие же глобальные последствия, как и, например, начавшаяся год назад пандемия коронавируса, многие пользователи соцсетей пришли к выводу, что Ever Given оказался на мели вовсе не случайно. А это значит, что кому-то было выгодно заблокировать водную магистраль, гарантирующую самое быстрое сообщение между Азией и Европой. Среди возможных бенефициаров простоя назывались и загадочные «они», видимо, кто-то из пресловутого «мирового правительства». Называлось даже имя президента России Владимира Путина, и на эту тему, кстати, было создано наибольшее число забавных мемов.
Масла в огонь конспирологии подлили разговоры о том, что перед заходом в канал судно якобы совершило какой-то замысловатый маневр, зафиксированный службой VesselFinder. Однако всему, конечно, нашлось вполне простое объяснение. Так, представитель судоходной компании Bernhard Schulte Shipmanagement, которая управляет Ever Given, сказал немецкому журналу Der Spiegel, что суда, ожидающие входа, нередко «блуждают».
Что же касается самого инцидента, то, согласно основной версии, контейнеровоз случайно отклонился от курса из-за сильного ветра. Действительно, в тот день в регионе дул сильный ветер и началась песчаная буря с порывами ветра до 46 миль в час. Именно в этот момент команда потеряла управление и свернула в сторону песчаной насыпи.
Примечательно, что глава управления Суэцкого канала Усама Рабиа заявил, что канал не причастен к аварии и считается пострадавшей стороной. Хотя следить за тем, чтобы у берегов не было отмелей, должна именно управляющая компания. «Не забывайте, что первым ответственным и тем, кто управляет судном, является капитан», - подчеркнул Рабиа, тем самым косвенно обозначая главного виновника.
В любом случае, разбираться явно есть в чем. И делать выводы. Действительно, «новый Суэцкий кризис» так же, как и пандемия COVID-19, показал нам оборотную сторону процесса глобализации. В первом случае вирус, возникший в Китае, охватил весь мир. Во втором случае пробка в узкой части пролива в Египте повлияла на торговлю и производство во многих частях света. Впрочем, к тому, что преимущество в любой момент может обернуться недостатком, человечество уже, похоже, начинает привыкать. И, возможно, это хорошие новости.
Важные и уязвимые морские пути
Каналы и проливы во все времена считали важными военно-стратегическими и торговыми объектами. Однако эти морские пути очень часто имеют много уязвимых моментов. Например, стратегический Баб-эль-Мандебский пролив, разделяющий Африканский континент и юг Аравийского полуострова и как бы являющийся партнером Суэцкого канала, находится под постоянной угрозой из-за конфликта в Йемене. Опасения по поводу поставок нефти через Ормузский пролив появляются каждый раз, когда возникает очередная напряженность вокруг Ирана, - Тегеран не раз грозился его перекрыть. Имеющий огромное значение для мировой торговли Малаккский пролив (соединяет Индийский океан с Тихим) постоянно сталкивается с угрозой пиратства.
Примечательно, что в последнее время к угрозам вооруженных конфликтов, пиратства и террористических атак добавились и климатические изменения. Так, если в районе Суэцкого канала песчаные бури станут частым явлением, случай с Ever Given может быть не единственным. Судоходство по тому же Малаккскому проливу часто затрудняется из-за задымления в результате ежегодных лесных пожаров на острове Суматра. Из-за лесных пожаров иногда приходится перекрывать пролив Дарданеллы, который сам по себе довольно опасен из-за узких проходов, частых туманов и штормов.
Один из самых загруженных в мире - Панамский канал также порой страдает из-за климатических условий, например, сильных ливней. Между тем в случае Суэцкого канала альтернативных маршрутов предостаточно, хотя все они имеют свои экономические и геополитические издержки.
Один пояс, один путь
Так, среди основных «обходных дорог» называются направления в рамках очень масштабного и амбициозного китайского проекта «Один пояс, один путь» («Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века»). Этот проект нацелен на создание новых и совершенствование существующих наземных и морских транспортных, а также экономических коридоров, связывающих Пекин со странами Центральной Азии, Европы и Африки. Во многих случаях они не только могут гарантировать большую безопасность грузов, но также и существенно сократят время их поставок. Основные направления из Китая - через Центральную Азию, Россию до Европы (до Балтийского моря); через Центральную Азию, Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю; через Юго-Восточную Азию, Южную Азию к Индийскому океану. Кроме того, есть направление через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы, а также через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана. Китай очень серьезно подходит к реализации своей инициативы. Так, созданы два новых финансовых института - Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути. Ведется скрупулезная работа на всех фронтах - от экономического и технического до дипломатического.
Северный морской путь
Еще один маршрут, о котором в последнее время очень много говорят (и как многим теперь кажется, вовсе не случайно), - это Северный морской путь (СМП), который из-за глобального потепления с каждым годом все больше освобождается ото льда. Северный путь значительно короче, чем пути, связывающие Европу и Азию через Суэцкий канал, благодаря чему транспортные компании смогут сэкономить время и транспортные расходы. С другой стороны, наоборот, отмечается, что ледокольная проводка грузов заметно повышает стоимость транзита и снижает скорость движения, так что это компенсирует в обратную сторону сокращение расстояния. В любом случае Россия уже строит первый из партии новых ледоколов, которые должны будут обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике. Судно обещают спустить на воду к 2027 году. Оно будет иметь 209 м в длину, ходить со скоростью до 22 узлов, сможет раздробить слой льда толщиной более четырех метров и прокладывать канал во льду до 50 м. В прошлом году на форуме «Арктика: настоящее и будущее» заместитель министра по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики России Александр Крутиков заявил, что к 2035 году ожидаемый объем перевозок по Северному маршруту составит 160 млн. тонн.
Москва уделяет данному направлению важное место в своем стратегическом развитии, в том числе и с опорой на военную составляющую. Этим она демонстрирует свое доминирование в данном регионе. Совпадение или нет, но практически параллельно с инцидентом в Суэцком канале в районе Земли Франца-Иосифа - самого северного архипелага России, отделенного от внешнего мира льдами Северного Ледовитого океана, под руководством Главного командования ВМФ проводилась арктическая экспедиция «Умка-2021». Отрабатывались различные учебно-боевые, научно-исследовательские и практические задачи, включая одновременное всплытие из-под льда трех атомных подводных лодок в ограниченном районе радиусом 300 м. Операция прошла успешно, и Минобороны выложило в интернет ролик со всплытием, который моментально набрал большую популярность. Кстати, среди особо заинтересованных Северным морским путем стран значатся Южная Корея, Япония и Китай. Причем последний не прочь задействовать СМП в качестве ответвления своего Нового Шелкового пути.
Red-Med, «Лазуритовый коридор» и Север-Юг
Еще одна наземная альтернатива Суэцкому каналу, о которой уже давно говорится, расположена совсем рядом с ним. Это израильский высокоскоростной железнодорожный коридор Red-Med, который соединит порт Эйлат в заливе Акаба на Красном море с портами Ашдод и Хайфа на побережье Средиземного моря. Этот путь из-за разгрузки/погрузки перевозимого товара, несомненно, дороже прохождения по каналу через Египет, однако все равно вызывает большой интерес со стороны крупных экспортеров - Индии и Китая. Кроме того, интерес к проекту проявляет и Саудовская Аравия, что укладывается в рамки нормализации израильско-саудовских отношений в последние годы. Кстати Неом - футуристический мегаполис, который Эр-Риад строит в пустыне у Красного моря, находится очень близко от Эйлата.
Также необходимо упомянуть «Лазуритовый коридор», призванный связать Афганистан с Европой через Каспийское море, Кавказ и Турцию. Еще один коридор Север-Юг (NS) - проект международного транспортного коридора, который должен обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией через Иран. Основными преимуществами коридора называются сокращение расстояния перевозок и за счет этого снижение стоимости.
Стоит отметить, что участником этих двух проектов, а также проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» является и Азербайджан, который таким образом оказывается одним из хабов наземных логистических цепочек, сходящихся из разных направлений. Вовлечению Баку в проекты способствуют и итоги Второй Карабахской войны. Ведь Азербайджан вернул под свой контроль оккупированные Арменией территории и теперь занимается возрождением этих земель, привлечением туда инвестиций. И, самое главное, Баку последовательно и прямо выступает за разблокировку всех региональных коммуникаций. Так было издревле - оживленные торговые пути несли процветание и стабильность и помогали поддерживать мир, этот же закон работает и в современном мире. Таким образом, инцидент в Суэцком канале неминуемо подтолкнет реализацию альтернативных маршрутов для минимизации всех возможных рисков, и большое число заинтересованных сторон, скорее всего, гарантирует этому процессу успех.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: