Автор: Намик МАИЛОВ
«Поднимись на гору, разведи на вершине три костра.
Когда горит один костер, на пир народ собирается;
когда два костра - защищаться от врага собирается.
Пусть теперь, увидев три костра, все с сохой собираются».
Из эпоса «Деде Горгуд»
Ровно 28 лет азербайджанцы встречали Новруз с одним пожеланием: «Чтобы в следующем году наши праздничные костры взвились над Карабахом!» Не было ни одного семейного торжества, ни одного праздничного мероприятия, где бы вы ни услышали этого пожелания. Причем связано это было не только с верой азербайджанцев в мистическую силу Новруза, но и с уверенностью в том, что рано или поздно историческая справедливость восторжествует и Азербайджан восстановит свою территориальную целостность. Ровно 28 лет азербайджанцы жили с этой мечтой. И вот, она сбылась! Пламя праздничных огней Азербайджана возвысилось над Карабахом! Их свет озарил многолетний мрак оккупации, их тепло согрело души друзей, в их огне сгорело зло, в плену которого столько лет находился этот азербайджанский край.
Праздничное послание из Шуши
Наверно, всего несколько месяцев назад многие не поверили бы в то, что главный праздничный костер Азербайджана в этом году будет разведен в освобожденной от оккупации Шуше, на Джыдыр дюзю. Теперь это историческая реальность.
«В этом году мы отмечаем Новруз байрамы в Шуше, на Джыдыр дюзю. Это - историческое событие. Начиная с 2004 года, ежегодно поздравляя азербайджанский народ с Новруз байрамы, я говорил, что мы вернемся на родные земли. Говорил, что мы восстановим территориальную целостность страны. Говорил, что после освобождения наших земель от оккупации мы отметим Новруз байрамы в Карабахе, и этот день настал. Сегодня мы отмечаем Новруз байрамы в нашем древнем городе, культурной столице Азербайджана - Шуше», - сказал Президент Ильхам Алиев в своем праздничном обращении к азербайджанскому народу из города Шуша.
Это событие имеет не только морально-историческую ценность, но и большое политическое значение. Послание И.Алиева из древней культурной столицы Азербайджана было адресовано не только собственному народу, но и всему миру.
«В последние годы я неоднократно говорил в своих выступлениях и интервью, что нам не нужно половинчатого решения вопроса. Азербайджанский народ, наверное, прекрасно понимает, что это означает. Я говорил, что все необходимо делать своевременно. Я знаю, что, когда и как надо делать. Для меня никогда не было более важной задачи, чем освобождение земель. Я посвятил этому весь период своего президентства. За каждым решением стояла эта цель - приблизит этот шаг нас к победе или нет. Я говорил, что каждый из нас должен ежедневно приближать победу. Есть мои выступления, они остаются в истории. Каждый день все мы должны приближать победу. Приблизили, подготовились, пришли и нанесли поражение врагу, уничтожили его. Мы пришли и стоим здесь. Я стою на древней азербайджанской земле как Верховный главнокомандующий победоносной армии, и никто после этого не сможет заставить нас уйти отсюда», - заявил Президент Азербайджана.
Азербайджан, вносящий значимый вклад в развитие региона, мировую экономику, безопасность, диалог цивилизаций, сохранение культурного наследия, борьбу с глобальными вызовами, вправе ожидать адекватного отношения к своим чаяниям со стороны мирового сообщества. Причем речь идет не о каком-то особом, привилегированном отношении, а всего лишь о справедливом подходе, которого требует международное право. Однако сегодня в мире балом правят двойные стандарты, в результате чего многолетние мирные переговоры по урегулированию карабахской проблемы при международном посредничестве не увенчались успехом, и официальному Баку пришлось освободить свои земли, опираясь на собственные силы. И никто за эти годы не спросил у Армении, почему для реализации так называемого права горстки карабахских армян на самоопределение порядка 1 млн. азербайджанцев должны были быть лишены крова над головой и всех элементарных прав человека.
Даже сейчас, когда мир увидел те ужасающие масштабы разрухи, которую оставила за собой армянская оккупация, попытки приравнивания агрессора к жертве не прекращаются. А часто агрессор и вовсе представляется как жертва. Вместо того чтобы призвать Армению к ответу за применение тактики выжженной земли, ночные обстрелы мирных городов из баллистических ракет, осквернение религиозных и культурных памятников на оккупированных ею землях, сегодня Азербайджан обвиняют в разрушении христианского наследия на освобожденных землях. При этом с завидным упорством замалчивается тот факт, что Азербайджан веками бережно хранил эти памятники, которые считает своим же культурным наследием, в отличие от Армении, уничтожившей почти все следы мусульманской цивилизации на своей территории.
Но сворачивать с пути Баку не собирается - впереди большая созидательная работа на выжженной Арменией земле.
«Мы восстановим не только Шушу, но и все освобожденные земли. Созидательная работа началась, дан старт инфраструктурным проектам. Ведется подсчет ущерба, готовятся генеральные планы городов. В первую очередь готовится генеральный план города Агдам и всего Агдамского района, его первоначальная версия представлена мне. В настоящее время над ним идет работа с учетом моих поручений, и в ближайшем будущем генеральный план будет утвержден. После этого восстановительные работы начнутся на всех освобожденных землях», - сказал И.Алиев в своем послании.
Очищая путь к миру
В Агдаме тем временем вновь взрываются мины. Но теперь не для того, чтобы сеять смерть, а чтобы спасать людей. В том-то и разница между сегодняшней Арменией и Азербайджаном. В то время как Баку вкладывал деньги в развитие экономики всего региона, инициировал масштабные международные проекты, спонсировал восстановление и сохранение мирового культурного наследия, Ереван десятилетиями «сеял» мины, строил многоуровневые укрепления на оккупированных землях. Теперь азербайджанским саперам приходится прочесывать каждый сантиметр земли, прежде чем строители начнут здесь восстановительные работы.
...Очередная противотанковая мина показательно уничтожается на глазах у десятков руководителей местных СМИ и НПО. У тех, кто фотографирует, от взрыва невольно вздрагивают руки. В глазах радость вперемешку с вопросом: сколько же понадобится времени и усилий, чтобы избавиться от этого опасного наследия? Армения упорно отказывается предоставлять карты минных полей. А ведь когда-то здесь проходили поезда Баку-Степанакерт-Баку (в советское время азербайджанский город Ханкенди назывался Степанакерт - именем армянского большевика Степана Шаумяна).
Карты минных полей нужны, как минимум, чтобы эта дорога вновь заработала, чтобы сюда снова вернулся мир, чтобы армянское и азербайджанское население вновь могло мирно сосуществовать. Но зачем Армении мирное сосуществование этих двух народов, если главные лица армянской политики считают азербайджанцев и армян «генетически несовместимыми»?! Не зря же армянское сепаратистское образование в нагорной части Карабаха было опоясано семью оккупированными азербайджанскими городами и сотнями сел, почти стертых с лица земли. Так же, как и Агдам...
В освобожденном Агдаме мы побывали еще накануне Новруза. Но я не стал писать репортаж по свежим следам. Подождал, чтобы несколько остыть от увиденного и передать все это читателям как можно сдержаннее, без эмоций. Представляете, каково возвращаться на эти земли человеку, лично пережившему все тяготы войны, если свои эмоции от увиденного не могут сдержать даже иностранные журналисты.
«Всегда мечтал еще успеть увидеть рельсы Агдамской железной дороги. От старой линии остались вот эти последние метры. Если бы эти старые рельсы заговорили, они бы рассказали большую историю простого народа. Рассказали бы о том, как миллион жителей стали беженцами, как разрушались города, как мир молчал, закрывая глаза, как падали звезды больших надежд. Дети, женщины, старики - все уходили по этой дороге, оставляя любовь и слезы на своей родной земле», - делится своими впечатлениями от увиденного в Агдаме литовский журналист Ричардас Лапайтис. Он является живым свидетелем Первой войны в Карабахе.
А теперь представьте себе одного из тех самых беженцев, о которых пишет Ричардас. Мне было всего 13 лет, когда моя семья перебралась из тогдашнего Степанакерта (Ханкенди) в Агдам, едва уцелев от этнических чисток. Пассажирский состав, на котором моя семья уехала из родного города, был одним из последних, следующих по маршруту Баку-Степанакерт-Баку. Помню, как родители не разрешали нам смотреть в окно вагона, так как в армянских населенных пунктах по пути в Агдам поезд забрасывали камнями.
Позже жертвой оккупационной войны стал и сам Агдам, который в свое время был убежищем для тысяч изгнанных азербайджанцев, в том числе чудом спасшихся от геноцида в Ходжалы. Сегодня Агдам называют то «городом-призраком», то «Хиросимой Кавказа». Для большей объективности снова опишу увиденное словами литовского журналиста.
«Мы уже который день дома, а нам каждую ночь снится полностью уничтоженный город Агдам! Его нельзя сравнивать с Чернобылем. Там была человеческая ошибка, а здесь все уничтожалось умышленно! Заметил, что даже птиц здесь очень мало. В нем все, как в известном фильме Тарковского «Сталкер». Мы говорили, вот если бы остаться на ночь?! Что бы мы там чувствовали? Город 30 лет разрушался и уничтожался. Вокруг него десятки километров укреплений, целый подземный мир. Бросаются в глаза кости людей на территории Агдамского кладбища. С голоду умирают брошенные собаки и кошки. Сады превратились в кустарники. Руины, руины, руины... Все сделано ради убийства людей», - пишет Р.Лапайтис после поездки в «город-призрак».
Город-ориентир
Сегодня единственное относительно уцелевшее в Агдаме строение - оскверненная средневековая мечеть. И если Армения использовала ее минареты как ориентир для ведения огня, то для Азербайджана она является ориентиром для восстановления прежнего облика города.
Еще один ориентир - могила Аллахверди Багирова, Национального героя Азербайджана. Всего на этом кладбище было похоронено около 1500 жертв Первой Карабахской войны, говорят местные жители. Акты вандализма в отношении большинства могил совершены и на других азербайджанских кладбищах бывших оккупированных районов. Но то, что сотворено в Агдаме, в обычное человеческое воображение просто не вписывается. От вскрытых могил остались лишь ямы и рассыпанные по сторонам человеческие кости. Все надгробные камни растасканы. И лишь одна «выжившая» могила может подсказать людям, в какой из могил вокруг в свое время покоился близкий им человек. Видимо, это карма Национального героя А.Багирова - даже после смерти помогать людям находить своих родных и близких. Ведь именно благодаря ему в начале 90-х из числа заложников были спасены сотни азербайджанцев, в том числе жители Ходжалы.
Не пощадили оккупанты и комплекс «Имарет» в Агдаме, где в XVIII веке были захоронены карабахские ханы и их потомки. Вскрыта также могила ханской дочери, поэтессы и общественного деятеля Хуршуд бану Натаван. Сам комплекс «Имарет» был разграблен и превращен в свинарник. Вот такое вот «самоопределение» по-армянски.
Но теперь все это уже позади. В Карабах во всех смыслах этого слова пришла весна. Пройдут годы, и Азербайджан превратит этот райский уголок в самый процветающий край на Южном Кавказе. Как сказал в своем праздничном обращении Президент Ильхам Алиев, «армяне 30 лет разрушали наши земли. А мы их восстановим, потому что хозяевами этих земель являемся мы - азербайджанский народ».
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: