Автор: Нигяр АББАСОВА
Ровно год прошел со дня принятия участниками ОПЕК+ беспрецедентного и тяжелого решения о сокращении нефтедобычи в общей сложности почти на 10 млн. б/с к уровню октября 2018 года. 12 апреля 2020 года нефтедобытчики договорились придерживаться этого соглашения до мая 2022 года, при условии постепенного наращивания добычи. Благодаря этому решению пока удается практически «без крови» пережить тяжелые для мировой экономики карантинные времена.
С приходом весны рынок нефти успел стабилизироваться настолько, что участники ОПЕК+ решили покорить новую высоту и пошли на самое неожиданное за последние полгода решение - плавно наращивать добычу на 2,1 млн. б/с вплоть до августа.
Крутой поворот
Накануне первоапрельской встречи ОПЕК+ в западных СМИ прозвучала информация, что участники настроены принять решение о сохранении апрельского уровня добычи, а Саудовская Аравия готова продлить свои добровольные ограничения на добычу в 1 млн. б/с.
В начале заседания многие из 23 стран - участниц ОПЕК+ высказались за сохранение добычи на текущих уровнях. Причем некоторые были не прочь ее увеличить, но при этом были готовы также присоединиться к общему «хору». Впрочем, вся эта дискуссия происходила до озвучивания планов лидеров сделки - России и Саудовской Аравии.
Саудовский министр нефти, принц Абдулазиз бен Сальман и российский вице-премьер Александр Новак вновь призвали к осторожности. «Ситуация на нефтяном рынке улучшается, экономика продолжает восстанавливаться, что позитивно отражается на спросе на нефть. Кампания по вакцинации дает свой результат и надежды на позитив, но сохраняется неопределенность ситуации с пандемией COVID-19 в Европе. В этой ситуации нам важно держать руку на пульсе и не допускать как перегрева рынка, так и его существенного дефицита», - заявил А.Новак.
На фоне этих обсуждений вполне логичным было бы решение стран ОПЕК+ о продлении сделки на действующих условиях, но неожиданно для всех саудовский принц предложил сменить ракурс переговоров и рассмотреть не сокращение, а наращивание производства.
Как результат - страны ОПЕК+ проголосовали за увеличение добычи нефти в мае на 350 тыс. б/с, на столько же - в июне и еще на 440 тыс. б/с - в июле. В целом за май-июль ОПЕК+ планирует выйти на уровни производства, которые планировались еще с января текущего года, а Саудовская Аравия вернет на рынок 1 млн. б/с своей нефти, добычу которой добровольно ограничила.
«Это хорошее решение, - резюмировал Абдулазиз бен Сальман. - Сейчас ничто не беспокоит ни нас, ни наших коллег по ОПЕК+. Однако если ситуация на рынке ухудшится, мы всегда можем повернуть назад».
Министр поспешил успокоить, что 1 млн. б/с, который Саудовская Аравия добровольно сокращала в дополнение к своим обязательствам по сделке ОПЕК+, вернется на рынок порциями. Соответственно, влияние на ценовую волатильность будет не столь ощутимо.
По словам А.Новака, министры ОПЕК+ оставляют за собой право пересмотреть принятое решение уже на ближайшей встрече, которая состоится 28 апреля.
Кроме того, сохраняются некоторые опасения относительно динамики нефтяного спроса, в том числе в ОПЕК. «Да, прогноз по росту спроса действительно был понижен на 300 тыс. б/с. Но это же всего лишь 300 тыс., не 3 млн. баррелей. Это говорит о том, как благоразумен наш секретариат ОПЕК. Они просто более консервативны, чем большинство международных институтов. Тот объем спроса, который они представили, достаточен для того, чтобы рекомендовать нам ослабление в течение ближайших нескольких месяцев», - считает принц.
Позитивный прогноз
Рынок позитивно оценил решение ОПЕК+ ослабить ограничения, что выразилось в росте цены Brent на $2 - до $65 за баррель. Однако первая декада апреля завершилась с небольшим снижением цены до $63,14 за баррель. Дополнительное давление на рынок оказывает укрепление доллара США, поскольку это делает ее невыгодной для держателей иной валюты.
В целом, по мнению аналитиков, цены на «черное золото» в текущем году сохранятся на уровне $50-70, что само по себе является неплохим показателем. Обеспокоенность инвесторов вызывает рост случаев заражения коронавирусом в Европе, Бразилии и Индии.
«Когда заболеваемость растет в таких густонаселенных странах, как Индия и Бразилия, это создает только еще больше проблем для спроса на нефть, поскольку меры по сдерживанию распространения инфекции ограничат потребление автомобильного топлива», - отмечает аналитик Rystad Energy Луиз Диксон.
Старший нефтяной аналитик ABN Amro Ханс ван Клиф считает, в свою очередь, что «повышательный потенциал нефтяных цен выглядит ограниченным», поскольку ОПЕК+ будет частично восстанавливать добычу. Однако он отметил, что «инвесторы видят свет в конце туннеля и поэтому сохраняют свои длинные позиции».
Минэнерго США прогнозирует, что средняя цена на нефть марки Brent в 2021 году составит $62, а в 2022-м - $60 за баррель. «Среднемесячные цены на нефть марки Brent в марте были самыми высокими с конца 2019 года - $70 за баррель. Однако впоследствии цены снизились, что отчасти отражало замедление роста мирового спроса на нефть из-за увеличения числа случаев COVID-19, особенно в Европе», - указывает Управление энергетической безопасности США.
Международный валютный фонд (МВФ) оказался более сдержан в своих оценках, но, тем не менее, улучшил прогноз средних мировых цен на нефть на текущий год на $8,5 - до $58,5 за баррель. В январе фонд прогнозировал стоимость на уровне $50,03 за баррель. Фонд считает, что риски для стоимости нефти незначительны, а сами цены имеют тенденцию к росту из-за сокращения инвестиций в разведку и добычу нефти. На этом фоне факторы, приводящие к снижению цен на нефть, а именно замедление восстановления спроса и высокий уровень запасов утрачивают свое влияние на динамику цен.
Вместе с тем не стоит забывать и о том, что при сохранении цены нефти на уровне $70 за баррель на рынок вернутся производители, не входящие в ОПЕК+, например в США, что снова окажет давление на цены.
Кроме того, не стоит исключать и вероятность возвращения на рынок Ирана, который вернулся за стол переговоров по Совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе.
Тем не менее, прогноз по ценам положительный, и если они останутся на уровне $50-60, это устроит и производителей, и покупателей «черного золота», а также не позволит разработчикам той же сланцевой нефти развернуться на полную «катушку».
Что получит Азербайджан?
По новой договоренности в рамках ОПЕК+ Азербайджан в мае-июле 2021 года увеличит добычу нефти на 25 тыс. б/с. Таким образом, суточная добыча нефти в стране в мае составит 603 тыс., в июне - 610 тыс. и в июле - 620 тыс. б/с против обязательств на январь-апрель о поддержании ее на уровне 595 тыс. б/с.
«Основная цель для нас - достичь баланса на нефтяном рынке, отвечающего общим интересам. Думаю, что и на этот раз решение ОПЕК+ будет способствовать усилиям по уравновешиванию динамики рынка», - считает глава Минэнерго Азербайджана Пярвиз Шахбазов.
По итогам 2020 года добыча нефти с конденсатом в Азербайджане с учетом участия в сделке ОПЕК+ продемонстрировала спад на 7,8% - до 34,6 млн. тонн.
При этом в общем объеме нефтедобычи на долю конденсата пришлось 12,2%, или 4,2 млн. тонн (рост на 7,9%), а остальные 87,8%, или 30,4 млн. тонн, составила нефть (спад на 9,6%). С учетом послаблений в рамках ОПЕК+ в текущем году можно ожидать небольшого роста объемов добычи и экспорта нефти в Азербайджане. Это может произойти, главным образом, за счет блока «Азери-Чираг-Гюнешли», а также за счет ввода новых скважин на месторождениях, разрабатываемых SOCAR.
Известно, что более 88% поступающей в страну валюты формируется за счет экспорта энергосырья. Так что рост объемов добычи и экспорта нефти вкупе с высоким уровнем цен на нефть положительно отразится на экономике страны, стабильности национальной валюты и обеспечит профицит платежного баланса Азербайджана.
«Продолжение тенденций роста мировых цен на нефть позитивно отражается на платежном балансе и поддерживает его на валютном рынке. Под влиянием таких ожиданий, как соглашение ОПЕК+ и восстановление мировой экономики, средняя цена на нефть за прошедший период 2021 года превысила $60 за баррель, а с начала марта - $67. Ведущие аналитические центры в своих последних отчетах немного повысили прогнозы потребления нефти и цен на текущий год», - отмечает Центробанк.
Кроме того, рост цен на нефть способствует и росту доходов Госнефтефонда Азербайджана, бюджет которого на текущий год рассчитан из цены на нефть в $40 за баррель. В этой связи международное рейтинговое агентство Moody`s Investors Service ожидает роста активов Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР) при ценах на нефть в $45-65 за баррель. «Активы ГНФАР в инвалюте и инвестированные в ликвидные рынки продолжили расти в 2020 году, несмотря на пандемию. Исходя из предположений о цене на нефть в $45-65 за баррель в среднесрочной перспективе, размер активов ГНФАР, вероятно, будет продолжать расти в течение следующих нескольких лет, если не произойдет резкого увеличения трансфертов правительству», - считают аналитики агентства.
В целом нынешняя ситуация на рынке позволяет говорить о том, что предстоящая 28 апреля министерская встреча ОПЕК+ ничего не изменит, возврата к ограничениям вряд ли стоит ожидать. На рынке нефти нет факторов, вызывающих обеспокоенность картеля и требующих принятия мер по спасению ситуации. Так что нефтедобывающие страны только подтвердят намерения по наращиванию добычи в предстоящие три месяца в рамках установленных квот, хотя определенные корректировки не исключаются.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: