Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Противостояние России и Запада с приходом в Вашингтон администрации Джо Байдена стремительно набирает обороты, приобретая все более острый характер. При этом предсказать исход этой конфронтации никто не берется. Ведь, несмотря на широкое освещение этой темы в СМИ на разных языках и активное обсуждение в соцсетях, все равно многие нюансы конфликтной ситуации остаются вне публичного пространства. Есть также множество «неизвестных» моментов. Соперники избегают прямых столкновений, но при этом борьба ведется всеми возможными средствами, так что ее уже действительно на полном серьезе называют второй «холодной войной». Запад считает, что поведение России противоречит основным нормам международного права. Особенно это проявляется вокруг ситуации с Украиной, связано с российским блогером и оппозиционером Алексеем Навальным, различными кибератаками, за которыми, по заверениям Запада, стоит Кремль. В свою очередь Москва решительно утверждает, что США и НАТО являются важнейшей угрозой безопасности России.
Западный дуализм
Нынешний американский подход к отношениям с Россией можно назвать двойственным. С одной стороны, постоянно слышатся призывы и осуществляются конкретные действия по наказанию РФ, в основном через санкции. С другой - повторяется на разные лады, что сохраняется открытость к диалогу и сотрудничеству. Понятно, что коллективному Западу крайне невыгодно обострять ситуацию до такой степени, чтобы Россия закрылась за неким аналогом «железного занавеса». Ведь это автоматически приведет к укреплению власти и консолидации населения не вокруг какой-нибудь оппозиционной фигуры, вроде Навального, а уже вокруг внешней угрозы.
Возможно, поэтому 4 мая госсекретарь США Энтони Блинкен заявил на совместной пресс-конференции с британским коллегой Домиником Раабом в Лондоне, что США хотят более стабильных отношений с Россией. При этом он добавил, что, конечно, многое будет зависеть от того, насколько агрессивно Кремль решит действовать. Доминик Рааб также отметил, что дверь для позитивных отношений и дипломатии с Россией всегда открыта, и это разделяют многие страны НАТО, но поведение России как постоянного члена Совета Безопасности ООН должно измениться. Очевидно, исходя именно из этих соображений, Байден выразил надежду на встречу с Путиным предположительно в июне 2021 года.
Стоит отметить, что оптимизма по поводу возможных результатов этой беседы заранее никто не испытывает. Даже возможность какого-то подобия личной симпатии между американским и российским лидерами практически сведена к нулю, после того как в марте Байден назвал президента РФ Владимира Путина «убийцей». В ответ глава Кремля вроде как отшутился, заявив, что «кто как обзывается, тот так и называется». Надежд, что диалог будет простым, мало. Коммуникация (а значит, и предварительная подготовка возможной встречи) между США и РФ также осложнена тем, что страны провели взаимные высылки дипломатов. Сначала в рамках новых санкций из Штатов были высланы десятки работников российского посольства. Затем Москва ответила зеркальной высылкой представителей американского посольства в РФ, а также ограничением практики краткосрочных командировок сотрудников Госдепартамента в Россию. Кроме того, на территории РФ будет прекращена деятельность американских фондов и НПО, «вмешивающихся во внутриполитическую жизнь России».
Украина - «красная линия» Москвы
Так для чего же эта встреча американцам, тем более в такие трудные времена? Не легче ли, не логичнее было бы немного подождать некоторого потепления, параллельно на более оптимальных уровнях занявшись работой по подготовке диалога? Видимо, назрело что-то действительно важное, требующее личной беседы. Есть определенные вопросы, в которых Западу трудно обойтись без России, - нераспространение ядерного оружия, продление Договора СНВ-3, ядерное соглашение с Ираном, Украина.
Если иранский вопрос пока несколько подвис, поставлен на режим ожидания, то с учетом недавней угрозы эскалации на юго-востоке Украины самым проблемным направлением выглядит именно украинское. Тем более, что 6 мая госсекретарь США Энтони Блинкен и его заместитель по политическим вопросам Виктория Нуланд нанесли в Киев визит, который назвали «продуктивным времяпрепровождением». «Соединенные Штаты полны решимости перед лицом российской агрессии и в своей поддержке реформ, необходимых для обеспечения суверенного, демократического и процветающего будущего Украины», - написал по итогам визита глава Госдепа в Twitter. В свою очередь президент Украины Владимир Зеленский, говоря о беседе с Блинкеном, упомянул о возможности подписания в будущем некого соглашения в сфере безопасности. Возможно, имеется в виду что-то вроде «дорожной карты», позволяющей Украине в скором времени получить План действий по членству (ПДЧ) в НАТО.
В России визит Блинкена расценили как «инспекционный», связали его с «украингейтом», а также не раз подчеркнули, что ничего конкретного Киеву обещано не было. Украина «задекларирована» Россией в качестве особой «красной линии», которую Запад не то что не может не перейти, но, по крайней мере, сделает это только после серьезных размышлений и расчетов, только если будет уверен в своей стратегической выгоде и военном преимуществе.
Однако, судя по всему, этого у Запада нет. В докладе о глобальных угрозах в 2021 году, подготовленном разведывательным управлением Министерства обороны США для слушаний в Сенате, российские вооруженные силы названы потенциальной угрозой самому существованию США. Отмечается, что армия является инструментом поддержки российского влияния в странах по периметру границ РФ, и что Вашингтон это рассматривает как вызов своему глобальному лидерству. США, которых беспокоит численное преимущество Москвы на западных границах, продолжают наращивать военное присутствие у российских границ. В ближайшие месяцы Пентагон сформирует в Европе два новых подразделения для «противодействия агрессии Кремля». Преимущество в потенциальном конфликте с Россией должны обеспечить НАТО многодоменная оперативная группа (Multi-Domain Task Force) и командование для управления огнем на театре военных действий (Theater Fires Command). Так натовцы собираются в случае чего «взламывать» созданные, например, в Калининграде так называемые «зоны запрета доступа» (Anti-Access/Area Denial). Речь идет о самом современном вооружении с обеих сторон - высокоточных дальнобойных ракетах, системах залпового огня, гиперзвуковом оружии, системах ПВО и ПРО, РЭБ, кибербезопасности. Ранее Великобритания также назвала Россию крупнейшей угрозой своей безопасности.
Коллективное давление
Примечательно, что на фоне некоторого «смягчения» ситуации у границ Украины в Европе с 17 мая по 2 июня под руководством США начинаются одни из самых масштабных учений за последние десятилетия «Защитник Европы-21» (Defender Europe-21). В них примут участие 26 стран, а также Босния и Герцеговина, Косово, Молдова, Украина и Грузия. Основным местом проведения станут Балканы, но будет отрабатываться «способность быстро перебрасывать войска НАТО на Восток». Маневры пройдут в 12 странах при участии 28 тысяч военнослужащих.
Говорить, что главная угроза в этой части мира у Запада только Россия - нет особой нужды, это и так очевидно. Ведь никакой другой силы, способной противостоять войскам НАТО в стратегически важном Балкано-Черноморском регионе, просто нет. Помимо учений, США собираются модернизировать свою авиабазу в Румынии, сделав ее важным хабом НАТО в Черноморском регионе. Будет увеличена численность американских военных в Германии. Американцы также получили право задействовать специально создаваемые на отдельных норвежских объектах согласованные районы размещения сил и средств для тренировок, учений и обслуживания техники. Последнее, по мнению аналитиков, связано с ростом влияния РФ в Арктике, которая в США признана чрезвычайно важной для обороны и «уязвимой перед усиливающейся конкуренцией».
Более того, 3 мая в Варшаве в рамках празднования 230-й годовщины принятия Конституции Речи Посполитой Украина, Польша, Литва, Латвия и Эстония (четыре из них являются членами НАТО) подписали совместную декларацию. В ней говорится о продолжении сотрудничества ради «общей безопасности» в условиях «современных угроз», основной из которых называется Россия. В российской экспертной среде сразу же вспомнили все «враждебные» заявления этих стран, отмечая, что они делают то, что им велят из Вашингтона с целью нагнетания напряжения у границ с Россией. Например, было отмечено заявление министра обороны Эстонии Калле Лаанета, который убежден, что Москва готова развязать войну по причине «социально-экономических» проблем внутри России. Кроме того, в ЕС в последнее время вновь вспомнили о планах создания бригады быстрого реагирования для экстренной помощи иностранным государствам, в том числе не входящим в ЕС, например Украине.
Все это говорит о том, что с приходом администрации Байдена на Россию увеличилось именно коллективное давление Запада. Интересно, что в середине апреля Прага обвинила российские спецслужбы в организации взрыва на складе боеприпасов во Врбетице в 2014 году, в результате которого погибли два человека. Чехия выслала 18 российских дипломатов, на что Россия объявила персонами нон грата 20 сотрудников чешского посольства. Словакия, Эстония, Литва, Латвия в знак поддержки Чехии также объявили российских дипломатов персонами нон грата. Заявили о высылке и Польша, Болгария и Румыния. Кроме того, внешнеполитическая служба ЕС распространила заявление, в котором подчеркнула, что Брюссель выразил осуждение и неприятие действий России.
«Холодная война»-2.0
Так что составные элементы конфликта, что называется, традиционно очевидны. Влияние США, расширение НАТО и Европейского союза против российских планов и амбиций в Сирии, Ливии, на территории бывшего СССР, а также евразийский проект Кремля. При этом Запад действует старыми проверенными способами - желает поставить в трудное экономическое положение и изолировать Москву. Для этого, с одной стороны, постоянно расширяются финансовые и экономические санкции, происходит давление на проект «Северный поток-2», а с другой - спровоцированы дипломатические кризисы. В этой же схеме значатся и фактическое вовлечение России в новую гонку вооружений, постоянная демонстрация военной силы в виде учений и различных перемещений. Что примечательно, Россия стабильно в эти ловушки попадается, потому что у нее просто нет иного выхода. Выжить в одиночку в мире, где все экономические и финансовые отношения завязаны на Запад, не получается. Также Кремлю не оставляют выбора и приходится держать планку в военном плане. Ну и уже привычно, что ей надо отбиваться от обвинений в сфере прав человека, что ярко демонстрирует ситуация с тем же Навальным.
Однако по сравнению с предыдущей «холодной войной» в нынешней есть «новые» элементы, и пока неизвестно, как они отразятся на разыгрывающемся на наших глазах противостоянии. Во-первых, во время первой «холодной» не было интернета с его возможностями пропаганды, стряпни фейковых новостей, массового воздействия на людское мнение. Раньше аудитории СССР и стран Запада потребляли только тот контент, который готовили для них СМИ. Но сейчас медиа уже давно потеряли свою монополию, отдав значительную часть своего влияния соцсетям, а они подчиняются своим законам и практически не ведают границ. Именно поэтому американцы даже, казалось бы, в ущерб своей репутации продолжают трубить на весь мир о том, что Россия вмешалась в предыдущие президентские выборы в США.
Еще одним средством нынешней «холодной войны» являются кибератаки, в которых трудно однозначно обвинить другую сторону, как, например, в случае применения обычного оружия. Так, недавно ведущие западные СМИ сообщили, что кибератака, ставшая причиной закрытия одного из крупнейших нефтепроводов США Colonial Pipeline, могла быть организована группой русских хакеров DarkSide. То есть можно судить, по отрывочным фактам, что Москва в данной сфере имеет довольно-таки серьезные позиции. То же самое можно сказать и о применении прокси-войск в различных горячих геополитических точках, и это уже во-вторых. Речь здесь, конечно, идет о Сирии, откуда Кремль уходить не собирается и где взаимодействует вполне успешно. В-третьих, даже к исходу первой «холодной войны» Китай еще не представлял из себя той грозной для любого соперника силы - экономической, технологической, военной. Пока Пекину удается уклоняться от противостояния Россия-Запад, и более того, он даже пользуется им, чтобы последовательно укреплять свое стратегическое влияние в различных частях света. Но в будущем вполне может создаться такая ситуация, когда Китаю придется выступить с более однозначной позицией. Не зря же одно из ведущих американских изданий The National Interest выступило с опасениями, что недружественная политика в адрес России со стороны администрации Байдена подталкивает Москву к вынужденному союзу с Пекином.
В-четвертых, такой же «неизвестной» силой в противостоянии России и Запада можно назвать и Турцию, чье региональное и международное влияние последовательно возрастает, и которая, исходя из своих национальных интересов, может выбрать любую из сторон. И, наконец, в-пятых, еще не разрешена ситуация с пандемией коронавируса, которая, как мы все убедились за последний год, может иметь мощные экономические и геополитические эффекты. Таким же грозным фактором в ближайшее время могут стать и климатические изменения.
Какой из этого следует вывод? Для всего международного со-общества, конечно, было бы спокойнее и безопаснее, если бы Россия и Запад в лице США нашли общий язык и сумели договориться о «перезагрузке». Но, скорее всего, это напрасные надежды. Поэтому пристегиваем ремни и пытаемся решить уравнение с «неизвестными».
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: