Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Согласно сообщениям британских метеорологов, 19 мая температура в некоторых районах Арктики поднялась выше минус 30 градусов по Цельсию, что значительно больше среднего показателя для этого времени года.
Между тем все ускоряющийся процесс изменения климата самым прямым образом влияет на геополитику вокруг Арктической зоны нашей планеты. Эта территория становится более доступной для использования торговых морских путей, а также извлечения огромных залежей полезных ископаемых, среди которых нефть, газ и редкие металлы, включая уран, кобальт и платину. Считается, что Арктика может содержать до 30% всех неразведанных запасов природного газа и 13% нефтяных месторождений. В результате, как опасаются многие, Север может стать новой зоной противостояния мировых центров силы, даже «новым театром конфликта» между ними.
Чтобы не могли кусаться
Россия, на территорию которой приходится 53% всей береговой линии в Северном Ледовитом океане, за последнее время значительно нарастила свое военное и инфраструктурное присутствие в этом регионе. США также действуют всеми доступными способами, стараясь как можно прочнее закрепиться в Арктике. При этом если за спиной Вашингтона маячат вся мощь и возможности НАТО, считается, что Москва пытается воспользоваться поддержкой Китая.
В Рейкьявике 20 мая состоялась XII министерская сессия Арктического совета (АС), в который входят Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия. Председательство в этой структуре перешло к Москве, и она не скрывает, что надеется использовать это время с максимальной пользой. «Россия не видит конфликтного потенциала в Арктике и причин для развертывания в регионе программ каких-либо военно-политических блоков», - заявил Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам заседания АС. Однако еще до встречи он не менее четко заявил, что всё в Арктике Россия считает своей территорией и никому не собирается ее уступать.
Примечательно, что в это же время на заседании Российского организационного комитета «Победа» президент РФ Владимир Путин пообещал «выбить зубы» всем, кто публично осмеливается говорить о несправедливости принадлежности России богатств такого региона, как Сибирь. «Все нас пытаются укусить или что-то от нас откусить, - но они должны знать, что мы зубы выбьем всем, так чтобы они не могли кусаться, и залог этого - развитие вооруженных сил», - заявил Путин.
Фразу о несправедливости того, что Сибирь принадлежит одной России, обычно приписывают экс-госсекретарю США Мадлен Олбрайт, хотя она сама отрицала, что говорила такое. Впрочем, в данном случае важно не то, что когда-то сказала Олбрайт, а контекст слов Путина, который, конечно, таким образом обратился и к аудитории в Рейкьявике.
Вполне четким месседжем является и то, что буквально накануне заседания АС Москва разрешила иностранным журналистам посетить «Арктический трилистник». Это одна из модернизированных за последние годы и самая северная армейская база на острове Земля Александры, в 257 км от восточной оконечности архипелага Шпицберген. Новая база площадью более 14 тыс. кв. м спроектирована для размещения порядка 150 военнослужащих и призвана обеспечить автономность и самодостаточность российского Северного флота. На базе расположена сверхсовременная радарная станция для отслеживания перемещения кораблей и самолетов. Там же базируются береговые ракетные комплексы «Бастион». Рядом с базой расположен аэродром «Нагурское», который может принимать все классы воздушных судов, в том числе и, например, стратегические бомбардировщики Ту-95. Как отметил генерал-майор Игорь Чуркин, это «повышает возможности применения авиации Северного флота в интересах контроля воздушного пространства в районе акватории Северного морского пути и позволяет обеспечить безопасность этой транспортной артерии с воздуха». Кстати, оттуда до самой северной военной базы США в Туле, Гренландия, можно долететь меньше чем за час, а до Нью-Йорка - за два часа. Также стоит отметить, что российский Северный флот базируется в закрытом военном городе Североморск на берегу Баренцева моря, что в 1336 км от Земли Александры, и там размещен, помимо всего прочего, широкий спектр новых кораблей и подлодок.
Еще одно яблоко раздора
Исходя из этого, неудивительно, что, несмотря на довольно дружественный в целом тон АС, США призвали остальных членов выступить против планов Москвы по установлению правил навигации на Северном морском пути, проходящем от Норвегии до Аляски. США также выступают против намерений России возобновить переговоры на высоком уровне по военным вопросам в рамках этого совета, куда входят восемь стран. Вашингтон предостерегает Россию «не использовать в своих интересах» изменения, вызванные потеплением климата, не заниматься милитаризацией региона. США говорят о том, что нужно уделять первоочередное внимание мирному сотрудничеству по вопросам окружающей среды, безопасности на море и благосостоянию коренных народов данного региона. При этом, как отмечается в западных СМИ, призыв «о мирной и бесконфликтной Арктике, которая должна находиться под управлением международного сообщества, а не отдельных стран», находит отклик в Канаде, Исландии, Финляндии, Норвегии и Швеции.
Однако похоже на то, что Россия миролюбивым заверениям США о защите окружающей среды и аборигенов не верит. Ведь у американцев самих достаточно военных возможностей для контроля над Северным полюсом, и они ими пользуются с таким же рвением и с такой же поспешностью, как и РФ. Например, за счет присутствия в Гренландии, являющейся в настоящий момент автономной территорией Дании, и где давным-давно существует американская военная база с огромным локатором, который видит всю Северную Атлантику. Планы Гренландии перейти на т.н. «исландскую модель» обеспечения обороны и вовсе означают возможность «в случае чего» позвать на стратегически важные позиции американские войска. На известие об этом посол России в Копенгагене Владимир Барбин заявил, что «в Арктике нет места НАТО и его вооружениям».
Кстати, в этом контексте любопытно упомянуть, что на XII сессии АС эксклюзивное право выступить в Совете отдельно получили также Гренландия и другая автономия Королевства Дания - Фарерские острова. А 18 мая Блинкен посетил Гренландию, где провел переговоры по вопросам безопасности и обороны в Северной Атлантике и Арктике. Между тем Барбин также упомянул участившиеся военные учения НАТО в Арктике, в том числе на севере Норвегии. Оборонное соглашение Норвегии и США позволяет американцам формировать свою инфраструктуру на норвежских базах, а американским атомным подводным лодкам размещаться в портах Тромсё. В 2018 году США впервые со времен распада СССР направили в Северный Ледовитый океан авианосец в рамках учений Североатлантического альянса. А недавно командование ВВС США объявило о запланированных на июнь масштабных военных учениях на Аляске с участием летчиков из Японии и Южной Кореи. На учениях под названием Red Flag Alaska 21-2 («Красный флаг Аляска 21-2») будет задействовано свыше 100 боевых самолетов.
Таким образом, в целом расклад сил и формирующийся вокруг Арктики нарратив уже вполне ясны. Обе стороны всеми доступными способами укрепляют свое военное присутствие в регионе. При этом если Россия опирается на традиционные понятия международной системы отношений вроде Конвенции ООН по морскому праву, то США явно пытаются продвинуть для Арктики более «современный» контекст о защите окружающей среды. Россия стремится удержать обсуждение вопросов Арктики на региональном уровне, а США - сделать это международной заботой и настаивают на «взаимосвязи между Арктикой и остальным миром». Причем к «международной собственности», конечно, должны будут относиться не только забота о местных народах, местной флоре и фауне, но также и лежащие в недрах Арктики полезные ископаемые и проход по тому же Северному морскому пути.
Стратегические цели для Арктики
И в этом смысле Москве не остается ничего иного, как принять участие в навязываемой Западом игре, потому что отказаться от столь благородных климатических намерений и сотрудничества в этом с остальными государствами будет означать серьезную потерю для имиджа страны на мировой арене. Так, в Рейкьявике был принят Стратегический план на 2021-2030 годы, где задекларированы семь стратегических целей, объединенных в три темы: «Защита окружающей среды», «Устойчивое социальное и экономическое развитие», «Укрепление Арктического совета». Одним из важнейших направлений обозначены поддержка и развитие коренных народов региона. При этом очевидно, что в данном раскладе позиции России могут стать уязвимыми, если вдруг случится какая-нибудь явная демонстрация того, что она не способна без ущерба для окружающей среды управляться со своими обширными арктическими просторами. И тут достаточно вспомнить, сколько раз уже случались, например, крупные разливы нефти на российских северных территориях.
Примечательно, что во всем этом противостоянии Запада и России за Арктику есть еще один немаловажный игрок - Китай, который является одним из государств - наблюдателей Арктического совета и уже называет себя «приарктическим» государством. Пекин в первую очередь интересуют северные морские пути, которые значительно короче традиционных, проходящих через Панамский канал, Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море. При этом Китай не только стремится сократить срок доставки своих товаров, но и диверсифицировать пути доставки топлива. Пробиваться же в столь привлекательный, но такой географически далекий для себя регион Поднебесная собирается старым проверенным средством - инвестициями, в том числе в научные программы и защиту окружающей среды.
Однако ошибочно связывать арктические амбиции Китая именно с Россией. У Китая нет союзников, а есть только экономические интересы, и он в любом случае нацелен на эти территории. Так что страны Запада не будут смотреть на то, как Пекин входит туда по российскому маршруту, они тоже открывают свои двери. Конечно, отношение более чем настороженное, но некоторые китайские компании уже участвуют в добыче полезных ископаемых в Канаде и Гренландии. Пекин планирует строительство собственных атомных ледоколов, которые смогут ходить по Северному морскому пути, и главный помощник ему в этом Финляндия. Таким образом, Поднебесная империя, безусловно, попытается воспользоваться противоречиями, существующими между региональными странами. И этот фактор при определенном раскладе может стать как дестабилизирующим, так и, наоборот, превратиться в необходимый элемент хрупкого арктического уравнения.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: