25 Ноября 2024

Понедельник, 22:54

ПРИОРИТЕТЫ ПОДДЕРЖКИ

По прогнозам Всемирного банка, Азербайджан восстановит допандемический уровень экономики уже в 2022 году

Автор:

01.07.2021

Стабилизация цен на нефть на мировом рынке и рост производства в ненефтяной промышленности Азербайджана дают основание полагать, что экономика страны выйдет на допандемические темпы роста уже в ближайшем будущем. Во всяком случае, таково заключение экономистов Всемирного банка (ВБ), которые прогнозируют темпы роста ВВП в этом году на уровне 3%, а в 2022 году - уже 4%. 

 

Инвестиции в человеческий капитал

Более того, по мнению главы бакинского представительства ВБ Сары Майкл, фактические темпы роста экономики могут опережать прогнозы ВБ. Здесь свою положительную роль сыграют, с одной стороны, высокие темпы вакцинации, с другой - конечно же, рост государственных расходов и инвестиций в восстановление освобожденных от оккупации территорий. Если все пойдет по плану и не будет больше столь шокирующих внешних факторов, которые наблюдались за последние 2 года, то можно говорить о возвращении в «прежнюю жизнь», т.е. экономических показателях уже во второй половине 2022 года. 

Как известно, одним из основных приоритетов правительства Азербайджана являются удвоение ВВП до 2030 года, снижение зависимости от нефти, развитие ненефтяных секторов экономики. При этом, считают экономисты ВБ, для достижения этих целей необходимо использовать потенциал таких сфер, как сельское хозяйство, туризм, торговля и логистика, транспорт.

Также, по их мнению, свой вклад в восстановление и увеличение темпов роста экономики внесут восстановительные работы на освобожденных от оккупации территориях, а именно реинтеграция этих районов в экономику страны. Это позволит значительно повысить перспективы превращения Азербайджана в логистический хаб. 

Эти все направления нацелены на диверсификацию экономики и снижение ее зависимости от нефтяного фактора, поэтому ВБ готов поддерживать проекты как консультационными рекомендациями, так и кредитами.  

Вместе с тем международные эксперты полагают, что для достижения намеченного необходимы дополнительные инвестиции в человеческий капитал, повышение их эффективности. Хотя дела в этом вопросе у Азербайджана обстоят не так уж и плохо - с 2010 по 2020 год Азербайджан считался реформатором в области совершенствования человеческого капитала, определяющего качество образования, степень развития сферы здравоохранения и т.д. 

Согласно последним расчетам, индекс человеческого капитала в Азербайджане составляет 58%, поэтому необходимо усовершенствовать систему образования, так как она не может обеспечить рынок труда рабочей силой, имеющей необходимые навыки. Так, по мнению Сары Майкл, у Азербайджана хорошие показатели по количеству получения высшего образования и его доступности, однако показатель производительности рабочей силы пока находится на низком уровне. Специальности, которые предлагают учебные заведения, должны быть приведены в соответствие с реалиями рынка труда. «Учащимся в вузах необходимо привить навыки в соответствии с современными требованиями рынка. Возможно, сегодня еще нет тех профессий, которые могут потребоваться примерно через 10 лет, но уже сейчас нужно начать соответствующие реформы в системе образования, чтобы профессиональные кадры с навыками, соответствующими требованию времени, были готовы в момент их надобности. Среди профессий будущего могу назвать навыки цифровизации, знание иностранных языков», - утверждает глава бакинского офиса ВБ.

 

Альтернатива нефтяному сектору

Наряду с человеческим капиталом международные эксперты рекомендуют правительству Азербайджана обратить внимание на необходимость дополнительных изменений и в структуре экспорта страны на фоне снижения нефтяных запасов. При этом глава бакинского офиса ВБ назвала секторы, на которых необходимо сфокусироваться. Первый - это сельское хозяйство: качество азербайджанских фруктов и овощей признаны в регионе, что позволяет наращивать их производительность для увеличения объема продаж за рубеж. То, что потенциал экспорта Азербайджаном сельхозпродукции в постсоветские и европейские страны еще далеко не освоен, считают также и экономисты ВБ. Кроме того, и переработка сельхозпродукции в Азербайджане еще не достигла должного уровня. 

Второй сектор с большим потенциалом - туризм. Азербайджан уже полюбили туристы из стран Персидского залива, и они, конечно, вернутся к нам после полной победы над коронавирусом. В стране возможно также развитие гастрономического туризма и т.п. Особенность этого сектора экономики в том, что Азербайджан привлекателен как для богатых туристов, так и для средних слоев населения. Для посещения страны созданы благоприятные условия, упрощена процедура получения электронных виз посредством ASAN Visa, а до пандемии были организованы выгодные стыковки для авиаперелетов, причем качество услуг достаточно хорошее. Возможность предзаказа отеля в регионах, в том числе отдаленных, также способствует повышению туристического потенциала страны, считает Сара Майкл. 

Благоприятное географическое расположение Азербайджана является хорошим фактором для развития торговли и логистики, осуществления грузоперевозок из Китая в Европу. Ситуация в Суэцком канале и влияние ее на мировую экономику обуславливают необходимость дополнительных маршрутов, создание среднего коридора, и у Азербайджана имеется большой потенциал в этом отношении. Но для этого потребуются дополнительные инвестиции - на модернизацию железнодорожной инфраструктуры, построения цифровой логистики. 

 

Нужны ли Азербайджану займы?

В экономическом меморандуме для Азербайджана, который в настоящее время готовится ВБ, будет определен потенциал каждого сектора в качестве альтернативы нефтяному и проведены исследования. Документ будет готов через 3 месяца. Отметим, что для Азербайджана в последний раз такой документ готовился в 2013 году. По идее, он должен обновляться через каждые 5 лет. Как видно, Всемирный банк задержался как с разработкой экономического документа, так и стратегии партнерства с правительством Азербайджана.  

Как объяснила Сара Майкл, разработка новой стратегии партнерства была начата еще до пандемии, однако из-за COVID-19 процесс был остановлен, и не только с Азербайджаном. Ведь сегодня еще трудно сказать, когда мир сможет, и сможет ли вообще, вернуться полностью к прежней жизни и как в итоге будет развиваться мировая экономика. 

Учитывая, что азербайджанское правительство работает над новой национальной стратегией, ожидается, что партнерство ВБ будет основываться на ней и выделенных там пяти основных приоритетах. Не исключено, что работы по восстановлению в Карабахе также найдут отражение в этом документе. «Пока не могу сказать, в каком объеме будет поддержка, но ее направления будут сформированы исходя из приоритетов, которые для нас будут определены правительством. Поскольку Азербайджан сотрудничает не только с ВБ, но и с другими международными организациями, только после определения страной национальных приоритетов и распределения работ для каждого института мы подготовим свою стратегию партнерства», - сказала представитель банка.

Ожидается, что документ будет готов к середине 2022 года. Однако отсутствие стратегии не означает, что банк не будет финансировать новые проекты - при необходимости ВБ может в любое время приступить к работе по новому проекту, даже без утверждения стратегии.

Вопрос в другом - насколько правительство Азербайджана заинтересовано в привлечении кредитов, то есть в увеличении внешнего долга. Недавний отказ правительства Азербайджана от кредита ВБ в $95 млн. на проект экстренного реагирования на COVID-19 говорит о том, что страна намерена придерживаться консервативной политики внешних заимствований даже во время пандемии.

Это и другие заявления на высшем уровне показывают, что страна будет отдавать предпочтение инвестициям, нежели кредитам. Так, в рамках программы восстановления Карабаха ведутся переговоры по привлечению именно инвестиций из различных стран. Будем надеяться, что международные фининституты учтут эту политику в своих новых стратегиях партнерства.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

208


Актуально