Автор: НУРАНИ
Армения в процессе политической перезагрузки. С одной стороны, парламентские выборы завершились. Никол Пашинян гарантированно сохраняет свой пост. Он даже успел совершить первый свой зарубежный визит - как и предполагалось, в Москву. Однако процесс формирования нового парламента, а также правительства еще даже не начинался. Конституционный суд рассматривает иск проигравших оппозиционных партий, и прежде всего блока «Армения» во главе с Робертом Кочаряном. Именно он должен стать ведущей оппозиционной силой в парламенте - если избранные от него депутаты возьмут мандаты и тем самым согласятся с итогами выборов.
Да, Пашинян сохранил свой пост, но вот в команде его грядут перемены. И прежде всего в самых чувствительных и деликатных сферах - армии и дипломатии. И не только потому, что победивший премьер обещает согражданам «вендетту» и «кадровый погром».
«Кадровый погром» или «кадровый кризис»?
Ничего и никого не менять Никол Пашинян не может даже теоретически. Ведь ранее в Армении подало в отставку практически все руководство МИД: глава ведомства Ара Айвазян и три его заместителя - Авет Адонц, Артак Апитонян и Армен Гевондян, покинула свой пост и пресс-секретарь ведомства Анна Нагдалян. Назначать же исполняющего обязанности Никол Пашинян тоже не торопится, что также весьма симптоматично. Особенно с учетом подводных течений отставки Айвазяна и его заместителей.
По официальной версии, Ара Айвазян был категорически не согласен с пораженческой политикой Никола Пашиняна. По другой же версии, армянская дипломатия банально попала в ловушку завышенных ожиданий.
Так, любопытную оценку высказал третий президент Армении и соучастник Ходжалинского геноцида Серж Саргсян. По его словам, «специалисты-конфликтологи знают, что сецессионные конфликты в абсолютном большинстве случаев заканчиваются легитимизацией нового независимого государства не потому, что бывшая метрополия дает на это согласие, а скорее потому, что консенсус по этому поводу достигается на уровне международного сообщества». То есть он открыто озвучил планы: вот пусть международное сообщество достигнет консенсуса, решит передать азербайджанский Карабах Армении, устроит Баку выкручивание рук - и все будет прекрасно. Между тем Жирайр Либаридян, бывший советник первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, в своем нашумевшем интервью Би-би-си предостерегает своих соотечественников: «Люди путают то, что они хотят, с тем, что им должны дать. Никто ничего не должен вам дать».
А дипломаты находились и находятся на острие этих самых завышенных ожиданий. Однако после военного разгрома Армению ожидает и разгром дипломатический. Об этом в Армении не очень любят говорить вслух, но никакие выборные отсрочки не отменяют необходимости выполнять условия капитуляции.
Есть в новых кадровых назначениях в Армении еще одна сторона. Азербайджанский депутат и политолог Расим Мусабеков на своей странице в Facebook заметил: «Полагаю, что Пашиняна пригласили в Москву и дали понять, кого там хотели бы видеть во главе МИД, Министерства обороны, СГБ и на других важнейших постах. Наверняка из окружения армянского премьера просочились сведения о предполагаемых назначениях, которые совершенно неприемлемы для Кремля. Поэтому там решили действовать на опережение». В самом деле, если одни прочат на пост главы МИД руководителя парламентской комиссии по внешней политике, давнего соратника Никола Пашиняна Рубена Рубиняна, то другие источники утверждают: Москва хочет видеть на посту министра иностранных дел исполняющего обязанности вице-премьера Мгера Григоряна. Он является сопредседателем рабочей группы от своей страны в Трехсторонней комиссии Армении, РФ и Азербайджана по разблокированию региональных коммуникаций.
Еще одной знаковой утечкой можно считать слухи о скорой отставке Армена Григоряна с поста секретаря Совета безопасности Армении. Он в свое время плотно сотрудничал с Фондом Сороса, и это обстоятельство очень затрудняет коммуникацию секретаря армянского Совбеза с российскими коллегами, которые совсем не спешат предоставлять ему секретную информацию. Как ожидается, его сменит Вагаршак Арутюнян, нынешний министр обороны и автор «стратегической идеи» наносить удары по жилым кварталам азербайджанских городов.
И снова - подвешенный переворот
Возможные перестановки в армейской среде - отдельная и весьма деликатная тема. Тем более что у Никола Пашиняна, который сам не служил в армии, отношения с армейской верхушкой складываются не очень. А в послевоенной истории Армении, напомним, была уже попытка военного мятежа, которую предпринял бывший глава Генштаба Оник Гаспарян. Тогда дело закончилось его отставкой, но осадок остался. Более того, как уверены многие эксперты, мятеж Гаспаряна тогда захлебнулся во многом потому, что переворот не поддержали командиры корпусов.
Поствыборная Армения сейчас обсуждает другую новость. От должности командира третьего корпуса ВС Армении освобожден генерал-майор Григорий Хачатуров, сын бывшего генсека ОДКБ Юрия Хачатурова. Тот самый, против которого Пашинян еще в самом начале своего премьерства инициировал судебное преследование. И такая очередная волна «армейской зачистки» очень похожа на проявление глубинной обеспокоенности Пашиняна: Армения продолжает жить в условиях «подвешенного переворота». А в армии, что самое опасное для Пашиняна, есть на кого опереться тому же Роберту Кочаряну.
Забытая экономика
Анализируя возможные внутриполитические коллизии, не следует забывать о главном. Перед новыми властями Армении стоит, прежде всего, необходимость решения тяжелейших экономических и социальных проблем. В социально-экономической сфере в Армении и так было неблагополучно. А теперь страна лишилась солидной подпитки за счет - назовем вещи своими именами - грабежа оккупированных азербайджанских земель. Потеря одних только золотых рудников уже серьезно «облегчила» бюджет Армении. Еще зимой эксперты озвучили малоприятные цифры: из 7 тыс. га многолетних насаждений, то есть садов в Карабахе, в зоне действия российских миротворческих сил осталось лишь около 2 тыс. га, то есть не более 30% от прежних объемов. В последние годы на оккупированных азербайджанских землях общее количество пахотных земель, по подсчетам армянской стороны, составляло около 132 тыс. га. Теперь же 70% из них армянская сторона более не контролирует. Если раньше сельхозпродукция поставлялась в Армению из оккупированного Карабаха, то теперь зона действия миротворцев не в состоянии прокормить даже себя.
Есть и еще одна проблема. Армения потеряла контроль также над многими ГЭС. В результате, если раньше из Карабаха в Армению поставлялось 300-330 МВт, то сегодня приходится уже экспортировать электроэнергию в Ханкенди. А проблемы с генерацией нарастают в Армении с 2015 года, когда здесь впервые предупредили о риске веерных отключений. Конечно, продвижение постконфликтного урегулирования, разблокирование коммуникаций позволят реанимировать армянскую экономику, но для этого, во-первых, нужно время. А, во-вторых, политическая воля.
И вот здесь привычный популизм, которым так умело пользовались многие армянские лидеры, в том числе и Пашинян, уже не поможет.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: