Автор: Кянан РОВШАНОГЛУ
Вывод американского контингента из Афганистана, как и ожидалось, вызвал активизацию движения «Талибан» в стране. Хотя явные признаки этого процесса наметились еще 29 февраля 2020 года, когда США и «Талибан» подписали соглашение о мире в Дохе.
Договорившись с талибами о мире, Вашингтон придал им легитимность и, самое главное, моральное и психологическое преимущество. В соответствии с соглашением «Талибан» и афганское правительство обязались заключить мир, обеспечить взаимное освобождение заключенных, а США - вывести свои войска из Афганистана в течение 14 месяцев. Несмотря на заявление президента Байдена о выводе американских войск, сделанное им еще весной этого года, процесс носит вялотекущий характер. Окончательный вывод войск приурочен к символической дате 11 сентября. Именно вскоре после событий 11 сентября 2001 года американские военные вторглись в Афганистан.
Итак, американские военные покидают Афганистан, а талибы шаг за шагом снова подчиняют себе страну. Нынешняя ситуация чем-то напоминает вывод советских войск из Афганистана более тридцати лет назад. Как и прежде, иностранные войска покидают страну, повстанцы наступают, а местное правительство не в силах им сопротивляться. По данным на третью декаду июля, «Талибан» контролирует более 160 из 407 округов Афганистана, входящих в состав 34 провинций страны. В течение июля талибы атаковали и взяли под контроль почти всю границу Афганистана с Узбекистаном и Таджикистаном. А в начале того же месяца они захватили пограничные пункты Ислами-Гала на границе с Ираном и Спин-Болдак на границе с Пакистаном. При этом большое количество афганских военнослужащих укрылись в Иране и Таджикистане или сдались на милость талибов.
Сила «Талибана»
Вопрос усиления этого военизированного политического движения превратился в одну из самых обсуждаемых тем в Афганистане. Что сделало «Талибан» таким могущественным? Очевидно, что происходящее в Афганистане чем-то похоже на то, что можно наблюдать в Ираке. Вторгшиеся в Афганистан в октябре 2001 года американские военные мало что сделали для победы над талибами. Хотя вначале, потеряв контроль над Кабулом и другими крупными городами страны в течение нескольких дней, талибы бежали в Пакистан вместе со своим руководством и основными силами. Но позднее часть из них вернулась в пуштунские племена, которые живут в основном на юге страны и составляют около 40% населения Афганистана.
И вскоре появились благоприятные условия для «воскрешения» талибов. В немалой степени этому способствовала неспособность вновь сформированного афганского правительства привнести в страну ожидаемый мир, установить справедливость и обеспечить процветание. Возобновив свою деятельность в отдаленных провинциях страны, талибы в скором времени заручились поддержкой и доверием простых афганских граждан, настрадавшихся от повальной коррупции и мздоимства чиновников в Кабуле и других крупных городах. Они создали собственные органы правосудия, жестоко карая воров и совершивших преступления против чести, вплоть до отрезания кистей рук и публичных казней. Исчезновение более $900 млн. из Центрального банка Афганистана в 2010 году подтвердило факты крупномасштабных краж и коррупции в правительстве страны. К тому времени талибы уже вернулись в Афганистан и представляли серьезную угрозу как для сил коалиции, так и афганской армии. Афганское правительство при поддержке США и сил коалиции контролировало центральные города и крупные населенные пункты, тогда как талибы доминировали в горных местностях и небольших деревнях. Но с каждым годом талибы становились сильнее.
Естественно, нельзя не упомянуть и о внешних факторах. Страны, заинтересованные в потоплении США в «афганском болоте», поддерживают талибов. При этом лидеры движения больше не выступают с резкими лозунгами, а демонстрируют готовность к компромиссу и достижению взаимного согласия.
Важность Афганистана
Как и 2000 лет назад, благодаря своему географическому расположению в самом сердце Азии Афганистан и сегодня играет роль транзитной страны в этом значимом регионе мира. Эта горная страна с суровым климатом никогда не была конечной целью ни Александра Македонского, ни Римской империи, ни монголо-татарских армий, ни Тимура, ни каких-либо других армий, последовавших за ними. Для пришедших на эти земли с Запада Афганистан был перевалочным пунктом на пути в Индию и далее на Восток, а для тех, кто двигался с Востока, - на Ближний Восток и в Европу. В XIX веке британцы считали Афганистан воротами в Среднюю Азию, а русские - воротами в Индию. Несмотря на военную интервенцию СССР в Афганистан в 1979 году, усилиями Москвы в стране был реализован крупный транспортный проект - тоннель протяженностью 3700 м, проходящий через перевал Саланг в горах Гиндукуш и соединяющий север с югом Афганистана. Хотя построенный за 14 лет тоннель был задуман в целях оккупации Афганистана, он до сих пор остается главной транспортной артерией страны с севера на юг и в обратном направлении.
Но слишком частые конфликты интересов, суровый климат и целые поколения афганцев, выросших в условиях постоянных войн, превратили Афганистан в непроходимое болото для захватчиков. США, обладающие самой мощной армией и современным оружием в мире, сражаются тут более двадцати лет. Недаром интервенция в Афганистан стала самой продолжительной военной кампанией в истории США.
Сначала Трамп, а теперь и Байден понимают, что каждый потраченный день в Афганистане - большая потеря для США. Этому способствует растущая сила талибов в стране, где США уже давно считаются оккупантом. Более того, договоренности региональных соперников США с талибами увеличили риски в связи с пребыванием американского контингента в стране. Летом 2020 года в американских СМИ появились данные на основе доклада разведслужб, в котором якобы утверждалось о том, что российская разведка награждала талибов за убийства американских военных в Афганистане. Хотя посольство России в Вашингтоне опровергло эту информацию, сам факт публикации свидетельствовал о столкновении интересов Вашингтона и Москвы в Афганистане. Более того, на мероприятие, проходившее приблизительно в то же время и посвященное 100-летию установления дипломатических отношений между Россией и Афганистаном, была приглашена делегация талибов, что однозначно намекало на то, что талибы будут занимать не последнее место во внешней политике России в Афганистане.
С другой стороны, ухудшение отношений Вашингтона с Пакистаном серьезно ослабляет маневренность США в Афганистане, ибо Пакистан оказывает серьезное влияние на Афганистан, особенно на «Талибан».
Таким образом, благодаря богатству природными ресурсами и географическому положению Афганистан по сей день остается вожделенной территорией для всего мира. Но глобальные игроки хорошо понимают, что классическая форма пребывания в Афганистане вместе со своими армиями чревата большими потерями.
Возможные сценарии будущего
Во время праздника Гурбан байрамы «Талибан» и правительство Афганистана договорились о прекращении огня и предоставлении беспрепятственного доступа в районы со сложной ситуацией. Однако неизвестно, как долго продлится перемирие, поскольку многие аналогичные соглашения до сих пор нарушались. «Талибан» не намерен отступать, и ясно, что попытается вернуть себе власть в Афганистане. Таким образом, можно предположить несколько возможных сценариев дальнейшего развертывания военно-политической ситуации в стране.
Первый возможный вариант для талибов - продолжать наступление и дальше с целью захватить большую часть Афганистана и создать в стране шариатское государство, как это было в 1996 году. Конечно, как и тогда, талибы не могут установить контроль над всей территорией Афганистана, но география недавних атак показывает, что их первоочередной задачей является взятие под контроль границ страны, особенно ее северных рубежей. Таким образом «Талибан» стремится разорвать связи своих оппонентов с внешними силами и обеспечить крупномасштабную власть над Афганистаном.
Второй сценарий возможен, если правительство в Кабуле и «Талибан» договорятся о разделении власти. Сделать это будет сложнее, но «Талибан» будет стараться остаться в районах, где он сильнее, легализовать свою военную мощь и добиться международного признания в качестве еще одного политического игрока в стране. Но для этого ООН и международные организации должны будут исключить талибов из списка террористов и отменить санкции. Кстати, в июле руководство движения обратилось по этому поводу к России и в ООН.
В случае третьего сценария произойдут усиление гражданской войны в Афганистане, активизация ИГИЛ и «Аль-Каиды» и, как результат, - превращение страны в очаг нескончаемого террора и хаоса. Этот процесс может привести к фактическому расколу страны и созданию нескольких автономных правительств. Здесь уже наблюдаются действия, связанные с возможным отделением северных регионов (Южный Туркестан).
Реализация любого из этих сценариев будет зависеть от роли США и международных организаций. США уже передали афганцам главную авиабазу страны Баграм, где когда-то располагался контингент из 10 тысяч военнослужащих. Сейчас все взоры устремлены на аэропорт Кабула.
Кабульский аэропорт, расположенный почти в центре Кабула и названный в честь бывшего президента страны Хамида Карзая, является основным воздушным узлом, связывающим эту горную страну с внешним миром. Аналогичную роль он выполнял и в 1992 году, когда силы Северного альянса захватили Кабул. Но тогда, в 1996 году, экс-президент Мохаммад Наджибулла, скрывающийся в миссии ООН, не смог покинуть страну. Он был захвачен и зверски казнен талибами.
Западные страны уже извлекли урок из судьбы Наджибуллы. С одной стороны, через кабульский аэропорт страну покидают сотрудники находящихся в столице дипломатических представительств, а с другой - усиливается безопасность аэропорта. Потому что именно этот объект является крайними вратами Кабула и всего Афганистана во внешний мир.
Афганская стратегия Турции
Согласно договоренности, достигнутой во время встречи президентов США и Турции в июне, безопасность кабульского аэропорта в течение всего периода вывода американских военных из Афганистана обеспечит контингент турецкой армии в составе миротворческой миссии НАТО. Речь идет о воинской части численностью около 500 военнослужащих. Такой выбор не случаен, учитывая, что Турция - мусульманская страна с известной репутацией в Афганистане и мусульманском мире, имеющая огромный опыт в деле охраны и эксплуатации аэропортов. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган недавно заявил, что его стране небезразлична безопасность кабульского аэропорта. Но и у Анкары есть свои условия: дипломатическая, логистическая и финансовая поддержка Турции. Если Альянс выполнит эти условия, то Турция будет готова взять на себя охрану аэропорта. И, похоже, Вашингтон все-таки достиг договоренности с Анкарой, поскольку Белый дом не располагает иными альтернативами для реализации своих планов, кроме как воспользоваться услугами Турции, по крайней мере, в качестве надежного партнера.
Понятно, что контроль Турции над таким стратегическим объектом, как аэропорт Кабула, является очень серьезным преимуществом для Анкары. Фактически Турция останется единственной легитимной иностранной державой в Афганистане, расширив, таким образом, свое влияние на политические процессы в стране пребывания, а в более широком контексте - в Центральной Азии.
Но тут не обойтись без серьезных рисков. Во-первых, талибы не согласятся на пребывание Турции в Кабуле от имени НАТО. Движение уже изложило свою позицию, заявив, что после вывода всех сил коалиции в сентябре будет считать контингенты оставшихся в Афганистане стран «оккупантами» с соответствующим к ним отношением. Иными словами, «Талибан» объявит войну турецким войскам, если они останутся в Кабуле.
Президент Турции выразил надежду, что его правительство все же сможет сесть за стол переговоров с талибами и прийти к определенному обоюдному соглашению. Не секрет, что главные союзники талибов Катар и Пакистан имеют тесные связи с Турцией. Анкара надеется использовать эти связи в переговорах с талибами. Но некоторые группы в Пакистане уже озвучили ряд недружелюбных заявлений в адрес Турции. А это означает, что найти общий язык с талибами и их сторонниками будет непросто.
Еще одна козырная карта Турции в Афганистане - турецкие и исламистские группировки. Действующее правительство Турции поддерживает тесные связи с политическими лидерами Афганистана. Среди них влиятельный политик, лидер Исламской партии Афганистана и бывший премьер-министр страны Гульбеддин Хекматияр, бывший вице-президент, лидер узбекской общины страны генерал Абдуррашид Дустум и некоторые представители хазарейцев. Эти люди и представляемые ими общины выступают против талибов. А в будущем Турция может сплотить эти силы для этой же цели. Но это довольно рискованное и затратное дело.
В конечном счете происходящее в Афганистане напоминает 1990-е годы. Но это не значит, что дальнейший ход событий будет происходить по тем же лекалам. Общая картина мира, а также игроки и правила игры на политической карте существенно изменились. Неизменными остаются интересы, так заманчиво привлекающие всех в этот далекий и таинственный восточный край под звучным названием Афганистан. Именно эти интересы на протяжении десятилетий и становились причиной кровопролития и жестоких войн в этой стране.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: