Автор: Нурлана ГУЛИЕВА
Глобальный рост потребительских цен, особенно по части продовольственных товаров, стал, пожалуй, одним из самых неприятных последствий пандемического кризиса в экономике. Массовые выбросы на рынок ликвидности, то бишь живых денег, в стремлении поддержать население и бизнес в период жестких ограничений, простаивание предприятий, а то и целых производственных цепочек, а также еще много других факторов сделали свое черное дело. Кое-как выправив ситуацию в мировой экономике и перешагнув кризисную черту, правительства практически всех стран теперь ломают голову над способами удержать стремительный рост цен на продукты питания и предметы первой необходимости.
Не обошла эта тенденция и Азербайджан - хоть нам пока далеко до критического состояния, но заметное увеличение стоимости определенных групп товаров уже имеет место быть.
«Всемирная инфляция»
С чем только ни пришлось столкнуться мировой экономике из-за пандемии COVID-19 - падение ВВП, остановка производств, банкротства, хаос на финансовых рынках… всего не перечислить. Как оказалось, массовая вакцинация не стала волшебной палочкой, способной в одно мгновение вернуть привычный ход экономических процессов, и разгребать пандемийный кризис миру придется еще не один год.
Главной проблемой на сегодня стал повсеместный и довольно ощутимый рост потребительских цен, что оказывает негативное воздействие на благосостояние населения, а это крайне нежелательно для всех правительств.
Так, после короткой летней передышки цены на базовые продовольственные товары снова устремились вверх на фоне ухудшения прогнозов по урожаю и энергетического кризиса, который сулит фермерам рост затрат и дефицит кормов и удобрений.
Индекс цен продуктов питания от Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) в сентябре вновь вырос (уже второй месяц подряд) и достиг рекордных значений за последние 10 лет. Индикатор, отслеживающий 95 важнейших продовольственных товаров, прибавил 1,2% за месяц и 32,8%(!) в годовом выражении. Рост реального индекса продовольственных цен ФАО превысил 20%, что за все время доступной статистики происходило лишь однажды - в 1973-74 годах на фоне нефтяного кризиса, когда ближневосточные страны ввели эмбарго на поставки Западу в ответ на арабо-израильский конфликт.
«Если учитывать реальные цены, то купить еду на мировом рынке сейчас труднее, чем практически в любой год с 1961-го, когда ООН начала вести статистику», - отмечает старший научный сотрудник University of Warwick Алистер Смит.
На ситуацию серьезно влияет энергетический кризис, охвативший Европу и ударивший по Китаю, где из-за нехватки угля власти были вынуждены останавливать заводы - все это добавляет проблем фермерам. «Если нехватка электроэнергии и сокращение производства продолжатся, они могут стать еще одним фактором, вызывающим глобальные проблемы со стороны предложения, особенно если они начнут влиять на производство экспортной продукции», - говорит Луис Куйс, старший экономист по Азии в Oxford Economics.
Между тем и крупнейшие производители пищевой продукции не скрывают, что были вынуждены поднять цены из-за роста инфляции практически везде в мире. Так, по словам главы Kraft Heinz Мигеля Патрисио, потребителям придется привыкнуть к более высоким ценам на продукты питания, учитывая, что население мира растет, а количество земель, на которых можно выращивать продукты питания, - нет.
И крупные производители продуктов питания, такие как Kraft Heinz, Nestle и PepsiCo, скорее всего, будут вынуждены переложить эти расходы на потребителей, считает Кона Хак, руководитель отдела исследований сельскохозяйственной компании ED&F Man. По ее мнению, это коснется всех производителей продуктов питания. Следовательно, они будут поднимать цены примерно одинаково, поскольку это будут делать все, а значит, потеря клиентов им не грозит.
Рекорд за рекордом
В итоге страны с развитой экономикой и не только начали обновлять многолетние рекорды по инфляции.
Скажем, в еврозоне уровень инфляции побил 13-летний рекорд. Рост цен на потребительские товары ускорился до 3,4% в годовом исчислении в сентябре по сравнению с 3% в августе. В Германии, главной экономике Европы, рост цен достиг максимума почти за три десятилетия. Там инфляция в сентябре выросла до 4,1%, превысив среднюю оценку экономистов.
Рост инфляции в США также превысил оценки экономистов и побил рекорд - скачок цен стал максимальным с 1991 года, сообщает Bloomberg.
Индекс цен PCE - показатель расходов на личное потребление, который Федеральная резервная система использует для определения целевого показателя инфляции - вырос на 0,4% по сравнению с августом и на 4,3% по сравнению с 2020 годом.
Потребительские цены в Турции в сентябре выросли на 19,58% в годовом выражении - максимальными темпами с марта 2019 года, свидетельствуют данные статистического института страны (Turkstat). Цены на продукты питания и безалкогольные напитки в стране в первом месяце осени были на 28,79% выше, чем годом ранее, энергоносители подорожали на 22,77%, транспортные услуги - на 20,21%, коммунальные услуги - на 20,97%.
Не обошла эта печальная тенденция и северных соседей Азербайджана - в России в годовом выражении инфляция в сентябре 2021 года ускорилась до 7,40% (максимум с июня 2016 года).
По некоторым группам товаров рост особенно стремительный - в лидерах овощи, мясо и автомобили.
Также пятилетний рекорд побили цены в Казахстане - 8,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года, что является самым высоким показателем с конца 2016-го. И по классическому сценарию больше всего в сентябре подскочили цены на продукты питания - в среднем на 11,5%.
10-летний рекорд обновила и инфляция в Грузии - почти 13% в годовом исчислении при более чем 16-процентном росте цен на продовольствие.
Спорная ключевая ставка
Почти аналогичная ситуация наблюдается практических во всех странах мира, и объясняется она тем, что на фоне коронавируса была смягчена денежно-кредитная политика. То есть власти стали более охотно, чем раньше, накачивать экономику деньгами - например, в виде прямых выплат населению или дешевых кредитов. Как следствие - спрос вырос, а производство за ним не успевает.
Дело в том, что сейчас борьба с экономическими последствиями пандемии коронавируса основана на двух главных инструментах - снижении процентных ставок и печатании денег. Последнее в долларовой зоне достигло рекордных показателей, а в таких условиях, как указывают аналитики, избежать роста инфляции невозможно.
По мнению целого ряда экспертов, выходом из патовой ситуации может стать лишь ужесточение денежно-кредитной политики, постепенное повышение центробанками учетных ставок.
Несмотря на то, что США и Великобритания пока не согласны с этим тезисом и решили оставить ключевую ставку без изменений, но и они выступили с предупреждением, что повышение процентов может начаться не позднее следующего года. То есть фактически прозвучал анонс о том, что власти намерены перейти к сворачиванию мер стимулирования экономики.
Однако ряд центробанков, в частности Норвегии и России, уже приняли решение пойти на рост. Так, Банк России 10 сентября повысил ключевую ставку до 6,75%. ЦБ отметил, что во втором квартале 2021 года экономика России достигла уровня, который был до пандемии. Однако спрос растет быстрее, чем возможности производства, поэтому продолжается давление на цены, что в сумме с высокими инфляционными ожиданиями может еще сильнее поднять цены, написал тогда Центробанк.
Между тем, по мнению Боба Принса, одного из руководителей по инвестициям крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Associates, нерешительность центробанков в итоге грозит рисками подорвать восстановление глобальной экономики. По его словам, рост цен будет сложно побороть, учитывая, что он обусловлен нехваткой ресурсов, которые пользуются большим спросом на фоне восстановления мировой экономики после пандемии. Если ФРС будет предпринимать жесткие меры для сдерживания инфляции, это приведет к падению финансовых рынков.
Вопрос о процентной ставке вновь стал яблоком раздора в Турции - президент Реджеп Тайип Эрдоган и вовсе заявил, что потерял доверие к главе Центрального банка Турции Шахапу Кавджиоглу. Как сообщает Reuters со ссылкой на источники, глава государства разочарован медленным выполнением его требований по смягчению денежно-кредитной политики. Так, Эрдоган настаивал на снижении ключевой ставки. По мнению президента, уменьшение стоимости заимствований должно сдержать инфляцию. Его взгляды расходятся с представлениями мировых центральных банков: принято считать, что низкая ставка повышает количество денежных средств в экономике, из-за чего растут цены. Чтобы выполнить и свое обязательство, и требования президента, глава ЦБ заявил, что регулятор будет ориентироваться не на общую инфляцию, а на базовую, из которой исключаются товары с высоким колебанием стоимости. В сентябре Центральный банк понизил процентную ставку с 19% до 18%.
Однако это решение имело обратный эффект и привело, к тому же, также к падению национальной валюты, которая опустилась до рекордного минимума - 8,92 лиры за $1.
Пандемия породила настоящий хаос в инфляционных процессах, и нервозность правительств и центробанков в данном случае понятна - какими бы ни были решения, пока положительных результатов не наблюдается.
Азербайджан - логичный подход Центробанка
Что касается Азербайджана, то Центральный банк страны уже заявил, что по итогам 2021 года прогнозирует среднегодовую инфляцию на уровне 5,4-5,8%, годовую инфляцию - 7-7,5%.
«В целом в большинстве стран мира в настоящее время наблюдается процесс повышения инфляции, и она выходит за установленные целевые коридоры. На инфляцию в Азербайджане влияют внутренние и внешние факторы», - говорится в заявлении ЦБА по параметрам учетной ставки.
По оценкам ЦБА, в 2022 году среднегодовая инфляция в Азербайджане замедлится до 4-5%.
Напомним, ранее Министерство экономики прогнозировало, что среднегодовая инфляция в Азербайджане по итогам 2021 года составит 4,9% против 2,8% в 2020 году.
Но даже без цифр определенный рост цен в стране и на продовольствие, и на некоторые категории товаров первой необходимости налицо. Вновь подорожало топливо: с 15 сентября цены на бензин марок АИ-95 и АИ-98 повысились - с 1,45 до 1,6 и с 1,6 до 1,9 маната за литр соответственно.
Понятно, что избежать влияния глобальной экономики, особенно процессов, происходящих в соседних странах, а также у основных торговых партнеров Азербайджана, на внутреннюю экономическую ситуацию нереально.
Но в данном случае Центробанк Азербайджана встал на сторону тех коллег, которые считают уместным для удержания темпов роста инфляции постепенное ужесточение денежно-кредитной политики. Так, с 18 сентября ЦБА повысил учетную ставку на 0,25 п.п. - до 6,5%. Рост ставки рефинансирования не может оставить в стороне повышение процентной ставки коммерческих банков и прочие макроэкономические показатели. А потому уже к концу года ставка регулятора может сказаться на стоимости денег по линии кредитно-финансовых структур. Дорогие кредиты «тормознут» объемы их выдачи. Меньше кредитов - меньше живых денег в обороте, а значит, меньше возможностей у потребителей их тратить.
Это вполне логичный ход с учетом того, что экономика Азербайджана должна еще суметь переварить и крупные инвестиции в восстановление освобожденных земель, и рост цен на нефть, и многие другие факторы, считающиеся рисковыми для инфляции.
Не надо печалиться
Несмотря на столь негативную общую картину, международные финансовые институты надежды на позитивное будущее не теряют. С вполне оптимистичными прогнозами выступил Международный валютный фонд (МВФ), заявив, что ожидает замедления инфляции в мире в первой половине 2022 года. «Мы прогнозируем, что более высокая инфляция, вероятно, сохранится в ближайшие месяцы, прежде чем к середине 2022 года вернется к уровню, предшествующему пандемии, хотя риски ее ускорения сохраняются», - отмечает МВФ.
Фонд ожидает, что годовая инфляция в странах с развитой экономикой достигнет пика в среднем на уровне 3,6% в последние месяцы этого года, а затем вернется в первой половине 2022 года к 2% в соответствии с целевыми показателями центральных банков. На развивающихся рынках будет наблюдаться более быстрый рост, в среднем до 6,8%, а затем снижение до 4%.
Словом, избитая за последние 2 года фраза «жизнь уже не будет такой, как до пандемии», на сегодня вполне себя оправдывает и по части потребительских цен: пусть они и будут расти медленнее, но вернутся ли к докризисному уровню - уже не верится…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: