Автор: Нигяр АББАСОВА
Газовая лихорадка, охватившая европейские страны в последние несколько месяцев, в начале октября достигла своего апогея. Биржевая цена газа в Европе на фоне низких запасов в газохранилищах, роста спроса на топливо перед отопительным сезоном и ограниченного предложения 6 октября установила новый рекорд, превысив уровень в $1950 за 1 тыс. кубометров. Первый зампред Еврокомиссии Франс Тиммерманс в тот же день заявил, что спрос на энергоресурсы в Евросоюзе достиг максимума за 25(!) лет, что и привело к такому резкому скачку цен.
Поиски виновного
Итак, запасы газа в европейских подземных газохранилищах (ПГХ) оказались на десятилетнем минимуме - 75% против 94% в прошлом году. Хотя еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон уверяет, что и этого объема Европе хватит, чтобы пережить зиму, по мнению экспертов, длительность «ценового безумия» на европейском рынке газа будет во многом зависеть от природного фактора. Если зима окажется относительно теплой, то можно ожидать нормализации уровня и запасов, и цен. В противном же случае стоимость «голубого топлива» в Европе будет оставаться высокой на протяжении ближайшего года.
В России возможность стабилизировать ситуацию на рынке ЕС видят в полноценном запуске газопровода «Северный поток-2», но он пока находится на стадии тестовой закачки и должен еще пройти сертификацию. Другим возможным вариантом Кремль считает увеличение объемов поставок газа по действующим трубопроводам. Впрочем, это будет возможно, если только Евросоюз или отдельные страны региона обратятся к России с соответствующей просьбой и, конечно же, заключат контракты - иначе никак. Кстати, Венгрия на фоне роста цен на газ уже заключила с Россией новое соглашение. Возможно, ее примеру последуют и другие европейские потребители российского трубопроводного газа.
Между тем из уст ряда европейских политиков именно в адрес Москвы звучат открытые обвинения в намеренных недопоставках газа европейским потребителям для создания ажиотажного спроса на рынке. Хотя крупнейшие газовые компании Европы заявляют, что «Газпром» выполняет свои долгосрочные контракты, тем не менее, российский энергетический гигант остается в центре спора о том, может он увеличить объемы экспорта или нет.
Министры финансов Франции, Испании, Греции, Чехии и Румынии попросили Евросоюз разработать инструменты «для немедленного реагирования на существенный рост цен» и расследовать ситуацию на газовом рынке. Они также отметили, что ЕС должен скоординировать закупки.
Группа депутатов Европарламента в середине сентября попросила Еврокомиссию расследовать роль «Газпрома» в сложившейся на рынке ситуации. Парламентарии утверждают, что компания может быть виновна в рекордном росте цен и использовать его, чтобы ускорить получение разрешения на запуск газопровода «Северный поток-2».
Министр энергетики США Дженнифер Гранхольм, в свою очередь, заявила, что Вашингтон «внимательно» наблюдает за ролью России в европейском газовом кризисе. Она добавила, что США пытаются найти способы помочь разрешить кризис, в том числе оценивая, не причастен ли к нему «Газпром» и не манипулирует ли компания рынком.
Россия готова к новым контрактам
Тем временем на торгах 7 октября топливо заметно подешевело - цены на газ в Европе за 1 тыс. кубометров опускались ниже $1 тыс. Эксперты считают, что одной из причин падения котировок стали обещания российского президента Владимира Путина помочь Европе в стабилизации цен, данные им на совещании по развитию энергетики.
Предварительно, правда, В.Путин раскритиковал решение Еврокомиссии о сворачивании долгосрочных контрактов на поставки газа и переориентацию на биржевую торговлю топливом. «Оказалось, это сегодня стало абсолютно очевидным, что эта политика является ошибочной», - сказал В.Путин.
Он пояснил, что такая политика не учитывает специфики газового рынка из-за большого количества факторов неопределенности. К таковым российский лидер отнес быстрое посткризисное восстановление экономики, которое разогрело спрос на энергию, а также снижение запасов природного газа в ПГХ из-за холодной зимы. Еще одним фактором, по словам В.Путина, стало сокращение ветряной генерации из-за жары и безветренной погоды. «При этом следует учесть, что за последние десять лет в Европе резко изменился энергобаланс. Многие страны региона отказались от работы угольных и атомных электростанций в пользу зависящей от погодных условий ветряной энергетики», - добавил он.
Уже по итогам совещания российский лидер поддержал инициативу увеличить предложение газа на мировом рынке через Санкт-Петербургскую биржу.
Специалисты уверены, что со временем такие действия позволят стабилизировать ситуацию с ценами на энергосырье в Европе. Однако аналитики не ожидают удешевления газа в регионе до прошлогодних значений и, соответственно, мгновенного эффекта, поскольку даже наращивание экспорта - процесс постепенный.
Вице-премьер РФ Александр Новак также констатировал, что текущий уровень рыночных цен на газ - нездоровый, он сложился не только в результате действия фундаментальных факторов, но и из-за спекуляций, и нужно скорее стабилизировать ситуацию: сиюминутные выгоды для поставщиков не перевесят потенциальный долгосрочный ущерб от ценового перекоса.
«Фундаментально многие производства в таких условиях, особенно газохимические предприятия, могут закрываться, что уже происходит, мы это видим в той же Великобритании, в европейских и других странах. Происходит более интенсивный переход на возобновляемые источники энергии при таких ценах, и, конечно, возникает желание инвестировать в более неэффективные добычные проекты. Поэтому, конечно, рынок надо быстрее стабилизировать», - заявил А.Новак.
Британский кризис
Между тем в Великобритании, как указал выше российский министр, дела обстоят действительно даже хуже, чем в ЕС, - из-за высоких цен на газ за последние 1,5 месяца в Королевстве закрылись уже пять энергетических компаний, новости о банкротстве еще четырех могут появиться в ближайшее время. Аналитики полагают, что к концу года в стране может остаться 10 энергетических компаний - в начале 2021 года работало около 70.
Великобритания - один из крупнейших в Европе потребителей газа, и степень зависимости британской электроэнергетики и тем самым всей экономики от этого энергоносителя весьма высока. Так, в I квартале 2021 года, по данным британской ассоциации нефтегазовых компаний OGUK, 35% электроэнергии в стране было произведено с помощью газа.
Для сравнения: в Германии, а это крупнейший европейский потребитель «голубого топлива» и важнейший экспортный рынок «Газпрома», данный показатель в тот же период был в 2 раза меньше - 16%, а во Франции доля газа не достигает и 6% - вторая по величине экономика ЕС опирается главным образом на атомную энергетику. В среднем доля газа в электроэнергетике Евросоюза составила в 2020 году 20%.
В Великобритании 85% домов отапливаются газом, в Германии - 48%, во Франции - 39% жилищного сектора.
Столь высокая зависимость Великобритании от газа является прямым следствием более чем полувековой активной нефтегазовой добычи на континентальном шельфе страны, прежде всего в Северном море. Возможность эксплуатировать крупные месторождения у собственных берегов привела также к тому, что британцы не стали обзаводиться разветвленной системой ПГХ - суммарная мощность газохранилищ в Евросоюзе приблизительно в 80 раз превышает вместимость британских.
Повышенная уязвимость газового рынка Великобритании связана еще и с тем, что он сильно сфокусирован на краткосрочных закупках нужных объемов и, соответственно, на спотовых ценах.
А там цены взлетели до казавшихся еще недавно просто немыслимых высот: от примерно $200 за 1 тыс. кубометров в конце прошлого года до почти $1180 30 сентября.
В этой ситуации немецкие и другие континентальные энергетические компании, заключающие с «Газпромом» и другими поставщиками, как правило, долгосрочные контракты со стабильной формулой цены, оказались (пока, во всяком случае) существенно в более выгодном положении, чем британские импортеры, которым сейчас куда труднее держать удар.
В то же время в странах ЕС уже готовятся к очередным волнам инфляции - как считают аналитики, на европейском рынке газа и электроэнергии они возможны в 2022 году.
Планы Азербайджана
Дефицит газа в Европе привел к увеличению объемов экспорта «голубого топлива» и из Азербайджана. В то же время решением ОПЕК+ Азербайджан с августа также получил «добро» на ежемесячное увеличение нефтедобычи на 7 тыс. б/с. Нетрудно догадаться, какой эффект даст рост объемов экспорта сырья вкупе с высокими ценами на нефть и газ на мировых рынках для экономики Азербайджана. Так, Fitch Solutions (входит в Fitch Group) спрогнозировал рост ВВП страны в 2021 году на уровне 2,5%, а в 2023-м - 3,3%. По оценке агентства, рост ВВП Азербайджана в 2021-2022 годах будет стимулировать высокий внешний спрос, в том числе устойчивый спрос на нефть и газ.
И хотя поставки азербайджанского газа в Европу осуществляются на основе долгосрочных контрактов, нельзя исключать и спотовую составляющую в этих договорах. Косвенно это подтвердил и заместитель вице-президента SOCAR по маркетингу и инвестициям Виталий Беглярбеков. В интервью Independent Commodity Intelligence Services представитель Госнефтекомпании Азербайджана, конечно, не стал комментировать цену, но сообщил, что спотовый азербайджанский газ уже продается на итальянском рынке, и подчеркнул, что SOCAR стремится предоставить покупателям «гибкость в соответствии с рыночными условиями».
Трубопроводная компания TAP AG отрапортовала, что за период с 31 декабря 2020 года до 16 сентября 2021-го в Европу (Италию, Грецию и Болгарию. - R+) по Трансадриатическому газопроводу было поставлено 5 млрд. кубометров азербайджанского газа. А ведь это фактически тот объем, который, по оценкам Минэнерго Азербайджана, планировался для экспорта в текущем году.
Между тем Баку уже заявил о готовности увеличить объемы экспорта в Европу, но, как заметил Президент Азербайджана Ильхам Алиев, для этого нужны новые договоры.
«Мы 31 декабря 2020 года начали экспорт газа в Европу и являемся надежным поставщиком газа. Наш газ дешевле, чем газ, поступающий (в Европу. - R+) из других источников. Мы поставляем газ в Европу на основе договоров. Поэтому если у европейских потребителей имеется необходимость в дополнительных объемах, то нам надо начать переговоры, так как сначала надо определить, куда будет продаваться газ, а потом его добывать. Газовый бизнес работает на таком принципе», - сказал Ильхам Алиев в интервью испанскому агентству EFE.
Он уточнил, что по техническим и коммерческим причинам текущей зимой невозможно нарастить объем экспортных поставок азербайджанского газа в Европу. «Однако если мы сейчас начнем (переговоры. - R+), то думаю, что к следующей зиме мы будем готовы. Есть потенциал для увеличения объема поставок», - считает лидер Азербайджана.
Президент Азербайджана также напомнил, что газовые запасы страны оцениваются в 2,6 трлн. кубометров. «Этого объема нам хватит для удовлетворения внутренних потребностей, а также экспорта, как минимум, в течение 100 лет. Кроме этого в настоящее время мы на стадии разработки новых месторождений. Мы можем нарастить объемы добычи, но для этого нужно начать переговоры и заключить новые контракты», - отметил он.
Кстати, у властей есть планы и по расширению географии газового экспорта - за счет Балкан и стран Восточной Европы. «Мы видим, что можем стать поставщиками газа и в другие европейские страны. Мы планируем работать с ЕС для расширения географии поставок газа», - заявил И.Алиев.
Эксперты ОПЕК полагают, что в ближайшие 25 лет спрос на газ будет расти. По прогнозам организации, доля газа в мировом энергобалансе в 2045 году вырастет с нынешних 23,3% до 24,4%, и он займет второе место среди всех видов энергии (в 2020 году на втором месте после нефти шел уголь).
Картель также полагает, что рекордные цены на газ могут подтолкнуть использование нефтепродуктов как альтернативный вид топлива в энергогенерации, если зима 2021-2022 годов выдастся холодной.
Учитывая эти прогнозы и потенциал Азербайджана, можно смело предположить, что азербайджанский газ легко найдет новых покупателей. Что касается технической стороны вопроса, а в данном случае расширения пропускной мощности Южного газового коридора (ЮГК) в 2 раза, то и тут, скорее всего, проблем не возникнет. В свете последнего энергетического кризиса ценность ЮГК увеличивается в разы, как и азербайджанского газа в целом.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: