Автор: Намик МАИЛОВ, Самир ВЕЛИЕВ
Продолжающиеся на протяжении последних недель нападки Тегерана на Баку привели к невиданной доселе конфронтации между двумя соседними странами. Особенность нынешней ситуации в том, что если раньше зачинщиками словесных баталий выступали представители иранской муллократии или низшего политического звена, то в последующем тональность необоснованных обвинений в адрес Азербайджана поддержало и высшее руководство этой страны. Более того, Иран инициировал невиданные до сих пор масштабные военные учения на границе с Азербайджаном, что также выглядит странным на фоне новых возможностей для мирного развития в регионе.
Напряженность нарастает
Все началось с восстановления Азербайджаном своего суверенитета на освобожденных от армянской оккупации территориях, в том числе на азербайджано-иранской границе. За прошедший после Второй Карабахской войны год официальный Баку неоднократно на различных уровнях просил Тегеран пресечь незаконную транспортировку грузов из Ирана для остатков армянского сепаратистского режима в Карабахе. Есть международно признанные границы Азербайджана, и любое их пересечение допустимо лишь с разрешения этой страны. Иранские же грузовики незаконно пользовались Лачинским коридором, который входит во временную зону ответственности российских миротворцев. Конечно, свою обеспокоенность Азербайджан в рабочем порядке выражал и российской стороне. Ни в одной из трехсторонних договоренностей нет пункта, разрешающего миротворцам пропускать в зону своей ответственности в Карабахе граждан или транспортные средства четвертых стран, коей в данном случае является Иран. Однако вместо того, чтобы прислушаться к законным требованиям Азербайджана, иранская сторона стала прибегать к различного рода примитивным ухищрениям, например, меняя для проникновения в Карабах номера иранских грузовиков на армянские.
Между тем на проходящем через территорию Азербайджана участке межгосударственной дороги Горус-Кафан были установлены азербайджанские полицейский и таможенный посты. Теперь перевозчикам грузов из Ирана в Армению, а далее в Карабах надо проходить через азербайджанскую таможню и, соответственно, платить законные пошлины. Это и стало формальным поводом для возмущения иранской стороны, которая впоследствии стала обосновывать свое недовольство наличием на территории Азербайджана неких «сионистов» и «террористов».
«Террористы» «сионистам» не помеха?
Верховный духовный лидер и руководитель Исламской Республики Али Хаменеи 3 октября заявил, что «возникшая недавно ситуация на северо-западе страны должна быть разрешена без вмешательства и военного присутствия иностранных сил в регионе». При этом добавив, что «армии народов региона могут сами им управлять, и мы не позволим, чтобы вмешивались иные силы». Глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан был более конкретным, сказав, что иранские власти обеспокоены «стремлением Израиля воспользоваться ситуацией вокруг Нагорного Карабаха в своих интересах и под этим предлогом приблизиться к границам Ирана».
Проще говоря, власти Исламской Республики считают, что Израиль ни много ни мало создает на территории Азербайджана военную инфраструктуру для действий против Тегерана. При этом якобы снабжение Азербайджанской армии является лишь прикрытием для истинных целей Израиля - создания плацдарма для нанесения удара по Ирану. Однако в Тегеране забывают, что еще в пик международного давления на Иран Азербайджан заявил, что ни при каких обстоятельствах не допустит использования своих территорий для нанесения ударов по южному соседу.
Остается вопросом и то, как в Иране представляют себе присутствие Израиля на территории, где, по их же утверждениям, орудуют и террористы с Ближнего Востока? Да и где Азербайджан «спрятал» этих террористов, что за год ни Иран, ни Армения не смогли представить ни одного мало-мальски вразумительного доказательства их присутствия. Более того, миру неизвестно ни одного факта сотрудничества Азербайджана с незаконными вооруженными формированиями, тогда как исторические связи Армении, а уж тем более Ирана с признанными террористическими группировками на Ближнем Востоке ни для кого не секрет. В мире нет ни одной террористической группировки, созданной непосредственно азербайджанцами, зато для перечисления названий армянских и иранских группировок не хватит пальцев на обеих руках.
Так или иначе, официальная иранская пропаганда, не стесняясь в выражениях, стала рисовать Азербайджан как враждебное государство. Еще дальше пошли иранские военные, которые фактически угрожают Баку применением силы. Как заявил заместитель командующего Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Сардар Аббас Нилфорушан: «Мы не можем принять присутствие наших врагов в соседних странах. Это неприемлемо для нас, и мы должны обеспечить собственную безопасность. В связи с этим сухопутные войска КСИР внедрили новую стратегию на северо-западе Ирана. Мы будем сражаться с нашими врагами везде, где необходимо».
Как видим, новое руководство Ирана демонстрирует довольно странное поведение для страны, которая за 30 лет соседства с фактически бесконтрольными территориями не думала ни о проведении учений на границе, ни о какой-то особой стратегии безопасности в северо-западном направлении.
«Шеф, все пропало!»
Казалось бы, освобождение Азербайджаном своих земель создало такие возможности для регионального развития, которыми может воспользоваться даже капитулировавшая Армения. Но Тегеран воспринимает новые реалии с ревностью. Причем эту ревность можно было бы понять, если бы, например, до войны Иран был в более выгодном положении с точки зрения регионального сотрудничества. Сейчас же, когда перед этой страной открывается столько возможностей, она воспринимает их в штыки.
Не потому ли многие аналитики допускают, что Иран, возможно, вполне устраивало наличие по соседству огромной бесконтрольной территории, которую можно использовать в самых различных темных делах, начиная от выращивания и транзита наркотиков и заканчивая созданием террористических лагерей.
По крайней мере не секрет, что на протяжении долгих лет между Ираном и оккупированными тогда азербайджанскими территориями были установлены транспортные коммуникации, в Карабахе нелегально действовал иранский бизнес. По информации СМИ, в нем участвовали 80 иранских компаний. Иран частично снабжал оккупированные территории необходимыми продовольственными товарами, строительными материалами и прочим. А в дни Второй Карабахской войны почти все военное снабжение Армении осуществлялось именно через Иран. Более того, на момент написания данной статьи стало известно, что в дни, когда Азербайджан освобождал свои земли, иранская сторона занималась сбором и передачей Армении разведданных о передвижении азербайджанских войск вдоль границы. А 18 октября 2020 года иранские военные и вовсе перешли азербайджанскую границу в районе древнего моста Худаферин и под предлогом защиты безопасности плотины на реке Араз препятствовали передвижению азербайджанских подразделений. Позже выяснилось, что это было сделано, чтобы выиграть время для перегруппировки армянских войск на южном направлении фронта.
После Победы Азербайджана в войне и решительных действий по укреплению своего суверенитета влияние Ирана в регионе значительно сократилось. Граница оказалась закрытой. Транзит практически прекратился, а поддержка сепаратистского режима была сведена к минимуму. Одновременно Иран утратил прежние рычаги влияния. В регионе были размещены российские миротворческие силы, стал действовать турецко-российский мониторинговый центр, укрепилось азербайджано-турецкое военно-политическое сотрудничество, российские пограничники усиливают позиции по периметру армянских границ. То есть Ирану остается все меньше пространства для своего влияния.
Откровенно говоря, складывающаяся ситуация подводит к выводам, что причина обострения отношений довольно банальна. А именно - Армения и Иран попросту оказались в числе стран, для которых сложившаяся после 44-дневной Второй Карабахской войны региональная реальность не отвечает их интересам.
В частности, Иран недоволен доминированием российско-турецких отношений при определении основных «правил игры» в регионе. Возможно, поэтому Иран не поддержал и выдвинутую президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом «платформу шести».
А пока иранские военные бряцают оружием, чиновники этой страны предложили прекратить с Азербайджаном всяческие контакты. Местные СМИ приводят слова замминистра дорог и городского развития Ирана, исполнительного директора Организации по развитию транспортной инфраструктуры Хейроллы Хадами, что Азербайджан будет снят с транзитного маршрута из Ирана в Европу.
Примечательно, что Иран взялся участвовать в восстановлении Арменией Татевской автодороги, чтобы обходить азербайджанский пост на дороге Горус-Кафан, в то время как не может достроить участок железной дороги Решт-Астара в рамках проекта «Север-Юг». Неужели кто-то в Иране посчитал, что масштабный проект «Север-Юг» может быть заменен местечковым «Персидский залив-Черное море», который продвигается Ереваном?
Справедливое негодование Баку
В Азербайджане действия Ирана были расценены как недружелюбные. В годовщину освобождения города Джебраил Президент Ильхам Алиев посетил этот район, где заявил, что отвергает обвинения официальных лиц Ирана о присутствии третьих сил на азербайджано-иранской государственной границе. Обратила на себя внимание и риторика Президента, которая отличилась непривычной резкостью. «К сожалению, официальные лица Ирана начали выдвигать против нас необоснованные обвинения. Якобы Азербайджан привел Израиль в этот регион. Пусть раскроют глаза и увидят. Где они видели здесь Израиль?! Здесь нет ни одного человека. Здесь даже нет никакого здания», - сказал И.Алиев. Он обвинил иранское руководство в голословности и подтасовке фактов. Азербайджан не принимает позицию Ирана, выстроенную на основе вымышленных фактов. По мнению Президента Азербайджана, «если нет доказательств, каждый должен нести ответственность за то, что он говорит. Мы не можем позволить кому-либо сфабриковать против нас беспочвенную клевету». Глава азербайджанского государства отметил, что не оставит без внимания выпады Тегерана. Он заявил, что официальный Баку изучает все факты, связанные с незаконными действиями иранской стороны в период тридцатилетней оккупации Арменией азербайджанских территорий. «Мы очистили от захватчиков 130 километров азербайджано-иранской границы. Эти 130 километров находились под армянской оккупацией. Необходимо изучить, какие процессы в то время здесь происходили. Сейчас мы изучаем это». Азербайджан может использовать доказательную базу международных правонарушений Тегерана в качестве аргумента для обоснования своих ответных претензий к Ирану. И претензии эти будут подкреплены конкретными фактами.
Позже Президент Азербайджана вновь вернулся к натянутым отношениям с Ираном. «Причина происходящего очень проста. Азербайджан всего лишь требует уважительного отношения к своим границам», - заявил Ильхам Алиев в интервью итальянской газете La Repubblica 13 октября. Он дал знать, что действия Тегерана не соответствуют ни высокому уровню отношений, достигнутому за годы сотрудничества с предыдущими иранскими властями, ни декларируемым нынешними властями Ирана добрососедским намерениям, ни дружеским посланиям руководства Азербайджана после президентских выборов в соседней стране.
Один в поле - воин?
Между тем антиазербайджанская истерия в Иране сопровождается демонстративной активизацией контактов между Тегераном и Ереваном. Ираном предпринимаются также тщетные попытки вовлечь в орбиту своих текущих действий Россию. Так, в ходе визита главы МИД ИРИ Хосейна Амира Абдоллахиана в Москву наряду с прочими вопросами обсуждалась также тема обострения ирано-азербайджанских отношений. Абдоллахиан, в частности, пытался вызвать сочувствие Москвы иранской позиции. Во время итоговой пресс-конференции он во всеуслышание выразил обеспокоенность большим количеством военных учений, проводящихся в регионе Азербайджаном с привлечением внешних игроков.
По-видимому, иранский министр рассчитывал на поддержку в вопросе ограничения присутствия внерегиональных сил также на Каспии. Однако ожидаемой поддержки Тегеран не получил. Касаясь военных учений, якобы вносящих напряженность в региональные дела, министр иностранных дел РФ С.Лавров довел до сведения иранского министра обеспокоенность и Азербайджана учениями Ирана вблизи его границ. А по Каспию вообще упрекнул Иран в том, что он является единственной страной, которая не ратифицировала Каспийскую конвенцию.
В целом Сергей Лавров пытался вести обсуждения в конструктивном русле, отметив потенциал платформы «3+3». Сказал, что с ее реализацией согласны как Россия и Иран, так и Турция с Азербайджаном. Возражает лишь Грузия, а с Ереваном Москва работает, чтобы получить согласие.
Для России в сложившейся ситуации важно продемонстрировать преимущество эффективного диалога со всеми региональными игроками. В текущей ситуации это дает ей больше поля для маневров и отстаивания собственных интересов.
А вот иранcкая дипломатия своими действиями явно поставила себя в затруднительное положение. Она не добилась полного взаимопонимания России, расстроила отношения с Азербайджаном и поставила под вопрос реализацию своих интересов в турецком направлении. Проявлена удивительная способность за короткий срок наломать столько дров.
Кстати, к середине октября прояснилась и реакция США на действия Тегерана. «Когда дело доходит до региональной деятельности Ирана, мы в целом очень четко представляем себе нашу позицию. Иран был дестабилизирующим субъектом во многих отношениях». Как передает Trend, об этом в ходе брифинга сказал пресс-секретарь Госдепартамента США Нед Прайс, комментируя вопрос о недавних заявлениях и действиях Ирана в адрес Азербайджана.
Между тем, 12 октября министры иностранных дел Азербайджана и Ирана Джейхун Байрамов и Хосейн Амир Абдоллахиан обсудили по телефону двусторонние отношения, отметили необходимость урегулирования всех разногласий путем диалога. «Министры обменялись мнениями о текущем состоянии отношений между двумя странами. Стороны отметили, что наблюдаемая в последнее время риторика вредит отношениям между двумя странами и все разногласия должны быть урегулированы путем диалога», - сообщает «Интерфакс-Азербайджан» со ссылкой на пресс-службу МИД Азербайджана.
Главы МИД подчеркнули необходимость всегда придерживаться принципа территориальной целостности и суверенитета стран.
«Стороны приняли решения о необходимости прямого обсуждения между госорганами двух стран вопроса транзитных перевозок. Министры также обсудили и другие вопросы, представляющие взаимный интерес», - подчеркивает внешнеполитическое ведомство.
Судя по всему, здравый смысл в Иране все же восторжествует. В силу целого ряда причин долго поддерживать напряженность в отношениях с Азербайджаном не в интересах южного соседа. Тем более в условиях сильной международной зажатости Ирана. Отчет об этом дают себе и в Тегеране. По крайней мере, лучше видеть процветающие города и «умные села» у своих границ, чем те руины, которые Иран лицезрел последние 30 лет.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: