24 Ноября 2024

Воскресенье, 21:02

ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ…

Чем вызван новый всплеск русофобии в Армении?

Автор:

15.11.2021

После подписания трехстороннего заявления, положившего конец 44-дневной войне 2020 года, изменились геополитические реалии всего региона и вопрос Карабаха более не является вопросом международной повестки. Такое заявление сделал помощник Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, выступая в Университете ADA на конференции, посвященной годовщине Победы Азербайджана в войне. Статус Карабаха, Казанский документ, Мадридские принципы - все это, добавим от себя, представляет сегодня разве что исторический интерес. И несмотря на то, что разговоры о возвращении в регион посредников Минской группы ОБСЕ идут уже не первую неделю, постконфликтное урегулирование осуществляется в том формате, который возник уже после 44-дневной войны. 

Вместе с тем конкуренция посредников никуда не исчезла. И именно на нее прозрачно намекнул недавно президент России Владимир Путин. 

 

Заявление Путина: что за кадром?

Совсем недавно Владимир Путин на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» дал оценку процессу урегулирования ситуации в Карабахе. Отметив мудрость лидеров Азербайджана и Армении, которые остановили кровопролитие, президент РФ далее заявил: «Самое главное сейчас - это урегулировать ситуацию на границе. И здесь, конечно, без участия России невозможно ничего сделать. Здесь даже нам, пожалуй, никто больше и не нужен, кроме двух сторон и России. Почему? Здесь очень простые, прагматичные вещи: да потому, что карты в Генштабе российской армии находятся, которые показывают, как проходила граница между союзными республиками в советский период...»

При некотором желании можно, конечно, обвинить президента РФ в стремлении установить в регионе «посредническую монополию». Но в реальности оспорить утверждение Путина даже самым отчаянным русофобам будет ой как непросто. Реалии состоят в том, что карты, на основании которых можно вести делимитацию границ, действительно у России, а не у Франции, США или, скажем, Республики Кирибати. Что уже заметно снижает популярность и привлекательность возможного альтернативного посредничества. Тем более конкуренцию России вряд ли сможет составить обанкротившаяся Минская группа. 

Но вот что странно. «Альтернативных посредников» в процесс делимитации границ пыталась вовлечь Армения. И в Ереване регулярно выступают с призывами вернуться к переговорам в рамках Минской группы. 

Можно, конечно, предположить, что, втягивая в переговорный процесс Минскую группу, Армения рассчитывает вернуться к тем пакетам предложений, которые она более чем четверть века переговоров высокомерно отвергала и о которых теперь вспоминает как о недостижимой мечте (не задумываясь, удастся ли реанимировать эту переговорную повестку дня на практике).

 

История обид…

Казалось бы, в Армении трудно представить себе существование иных настроений, кроме пророссийских. Напомним: именно Армения является союзником России на Южном Кавказе. Ее даже именуют «форпостом России». За безопасность Армении официально отвечает российская военная база в Гюмри. Здесь созданы совместные группировки сухопутных сил, а также ПВО. Более того, только за счет обнуления пошлин на нефть, газ и необработанные алмазы Ереван получает солидную подпитку в бюджет. Мировых цен на энергоносители, предупреждают эксперты, экономика Армении просто не выдержит. Россия помогает Армении высвободить серьезные силовые резервы, взяв на себя охрану ее границ с Турцией и Ираном. 

Но… «шашлычная революция» Никола Пашиняна не оставила сомнений: антироссийские настроения в Армении есть, причем серьезные. Иначе «пеший марш», организованный блоком с характерным названием «Елк» («Выход»), под которым подразумевался выход Армении из ЕАЭС и ОДКБ, не закончился бы падением режима Сержа Саргсяна. 

Можно еще вспомнить активность в Армении западных грантодателей, и прежде всего фонда Сороса. Или отметить, что весной 2018 года избиратели Армении голосовали не столько за Пашиняна, сколько против Сержа Саргсяна. И что они повторили свой выбор даже после того, как Армения под руководством Пашиняна проиграла войну и подписала капитуляцию. Сам Пашинян очень быстро отошел от антироссийской риторики и начал заверять, что у его революции вообще нет внешнеполитической повестки дня. А затем пошел на беспрецедентный шаг, отправив армянских саперов в состав российской военной миссии в Сирии.

Далеко не все здесь можно свести лишь к результатам деятельности западных фондов вроде соросовского «Открытого общества». Об этом предпочитают вслух не говорить лишний раз ни в Москве, ни в Ереване, но в Армении существовали и ныне существуют серьезные обиды на Кремль. Российским властям здесь так и не простили подписания с Турцией еще в двадцатые годы прошлого века Карсского и Московского договоров, в результате чего рухнули надежды армянской верхушки на отторжение от Турции шести восточноанатолийских вилайетов. В годы существования СССР эту тему предпочитали не педалировать, но сегодня в выкладках армянских политологов и экспертов выражения типа «сговор большевиков и кемалистов» встречаются на каждом шагу. Именно за подписание этих договоров мстили в 1977 году террористы во главе со Степаном Затикяном, которые взорвали бомбу в московском метро. 

 

…и «предательство», которого не было

Новый импульс обида на Москву получила после поражения Армении в 44-дневной войне. У армянских экспертов просто не укладывалось в голове: как это так - Россия позволила Азербайджану выиграть войну?! Почему не вмешалась в войну на стороне Армении? И еще подписала трехстороннее заявление с тяжелейшими для Еревана условиями! 

Обвинения в «предательстве» в адрес России звучали в Армении еще по горячим следам 44-дневной войны. И достигли такого масштаба, что комментировать их пришлось пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову: «Президент России сказал однозначно, что Россия не забывает о своих обязанностях по ОДКБ. И в случае нападения кого бы то ни было на территорию союзника, на территорию Армении Россия, естественно, сделает все возможное для защиты своего союзника. Об этом говорил президент России. Поэтому любые упреки несостоятельны и несправедливы». 

Волну сбили. Но настроения остались. И сегодня они получают новую подпитку - уже на фоне делимитации границ, где Армении приходится расставаться с территориями, выполнения условий трехстороннего заявления, открытия Зангезурского коридора и т.д. 

Есть еще и такая составляющая проблемы, как явно завышенные ожидания Армении от России. В том числе, вернее, прежде всего в той части политического спектра Армении, который принято считать промосковским и где активно эксплуатируется идея реванша. 

Понятно, что Москва не может и не должна нести ответственность за высказывания политиков в другой стране. Но эта торговля реваншем уже порождает в армянском обществе вполне понятные ожидания, отвечать за которые опять-таки придется России. В Армении уверены: Москва несет перед ними совершенно особые обязательства. И когда выясняется, что у России на этот счет мнение не совпадает с армянским, начинается новый сезон обид. А они в Армении, с учетом традиций террора, могут приобретать весьма опасные формы. Тем более что последний антироссийский митинг в Армении был организован «Национально-демократическим полюсом». Это, напомним, партия, организованная террористами «Сасна црер». А террористы бывшими не бывают.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

182


Актуально