Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ, политолог
Встречу между госсекретарем США Энтони Блинкеном и главой российского МИД Сергеем Лавровым в Женеве 21 января можно рассматривать как своеобразный итог дипломатической активности по украинской проблематике в первый месяц 2022 года. Этот раунд предваряло европейское турне Блинкена, основной темой которого стало обсуждение ситуации вокруг Украины и текущего противостояния между НАТО и Россией.
Встречи высокого американского гостя со своими партнерами явственно показали, что европейские политики, всерьез опасаясь военных сценариев, предпочитают делать ставку на диалог с Москвой. Пусть жесткий, предельно откровенный, но все же диалог. Хотя все, что происходило потом, можно скорее назвать не диалогом, а «игрой мускулами».
Дело дошло до того, что президент Украины Владимир Зеленский в обращении к согражданам призвал не паниковать на фоне сообщений о возможной подготовке вторжения России в Украину. По его словам, необходимо сохранять спокойствие, уверенность в своих силах, в армии и стране и не подыгрывать агрессивным намерениям России. А западных партнеров президент Украины призвал продемонстрировать поддержку Киеву и «быть действенными, и не на словах». Украина «не хочет войны, но всегда должна быть готова к ней», резюмировал Зеленский.
Противоречия «красного» оттенка
Однако, как показывает ход событий, чтобы быть «действенными», западным партнерам Украины не хватает монолитного подхода. Вашингтон в этих условиях не может в полной мере полагаться на своих ведущих союзников по НАТО, рассчитывать на их безусловную поддержку. Оттого и все эти разговоры про единство партнеров по НАТО в вопросах, касающихся отношений с Россией.
Ранее ЕС пригрозил серьезными экономическими и дипломатическими последствиями в случае возможного военного вторжения в Украину. Но 27 государств-членов расходятся во мнениях относительно того, что должно вызвать санкции. При этом некоторые утверждают, что с кибератаками или операциями под чужим флагом следует бороться так же, как и с полномасштабной оккупацией.
Россия, между тем, устами своих официальных представителей, посредством частых контактов с прессой давала понять, что оснований у западных государств опасаться вторжения Москвы в Украину нет и не предвидится.
Таким образом, фон встречи Лаврова и Блинкена в Женеве подводил к выводу о том, что военный сценарий разрешения кризиса рассматривается как крайний и нежелательный. Между тем они рассчитывают на действия друг друга, подтверждающие добрую волю и желание завершить конфронтацию, активизировав диалог.
Но с последним пунктом как раз и вышла существенная загвоздка. Американская сторона не переставала заявлять, что президент Путин создал этот кризис, введя 100 тыс. российских военнослужащих вдоль границ Украины. По мнению американцев и их партнеров по НАТО, это не учения и не обычное передвижение войск. Это демонстрация силы, призванная вызвать или дать ложный предлог для кризиса, что подстегнет возможное вторжение.
За несколько дней до встречи Блинкен-Лавров президент Байден повторил, что ожидает от президента России Владимира Путина приказа о вторжении в Украину, и предупредил, что Россию ждет «катастрофа», если это произойдет. Это же предупреждение повторил уже Блинкен на встрече с Лавровым в Женеве 21 января.
Тем временем российский министр вновь озвучил требование Москвы об официальном отказе НАТО не расширяться далее на Восток. А сама встреча в Женеве еще раз показала высокую степень противоречий между Россией и США. В этих условиях слабым утешением могут служить слова из заявления МИД РФ по итогам встречи, что стороны «договорились активизировать усилия по нормализации работы диппредставительств РФ и США и стабилизации визового режима».
Вопросов больше, чем ответов
Вообще, возобновление диалога Россия-НАТО 12 января текущего года стало одним из ожидаемых событий последнего времени. И дело даже не в том, что от этого события ждали каких-либо конкретных результатов, - любая возможность вести прямой диалог между ними в условиях почти непреодолимых противоречий сама по себе могла казаться уникальной.
В конце 2021 года Вашингтон и Москва договорились о переговорах по гарантиям безопасности по трем направлениям. Так, 10 января Россия-США провели переговоры в формате стратегического диалога на уровне представителей МИД. 12 января состоялось заседание Россия-НАТО, а днем позже - многосторонняя встреча на площадке ОБСЕ. Речь идет о комплексных и всеобъемлющих переговорах, призванных сформировать хоть какое-то политико-правовое пространство вокруг напряженности между Россией и странами Запада и направить процессы если не в полностью прогнозируемое, то хотя бы частично регулируемое русло. Ведь эскалация напряженности в отношениях между сторонами, нараставшая на протяжении последних месяцев, грозила и грозит сорвать хрупкое равновесие и привести к возникновению открытого конфликта, которого стороны избегают. Впрочем, это единственное совпадение в их позициях.
Многие небезосновательно полагают, что в основе нынешней напряженности в международных делах лежит именно американо-российское противостояние. Кризис вокруг Украины является хоть и серьезным, но, к сожалению, не единственным триггером, обостряющим отношения двух стран. Активизация российской стратегии на Ближнем Востоке и в Северной Африке, военного сотрудничества с Китаем в северной части Тихого океана, продажа современных систем вооружения Турции, политическая поддержка Ирана и ряд других принципиальных для Вашингтона вопросов выступают катализатором конфликта в отношениях между двумя странами. Впрочем, Украину, безусловно, сегодня можно рассматривать в качестве спускового крючка возможного открытого противостояния. Вопрос в том, кто первый нажмет на этот крючок и будет ли он спущен вообще.
Попытка украинской стороны вернуть контроль хотя бы над частью Донбасса, предпринятая в прошлом году, была встречена Россией наращиванием военной мощи на западных рубежах и усиленной поддержкой отрядов обороны так называемых «ДНР» и «ЛНР». Это, в свою очередь, стимулировало американцев приступить к модернизации украинской армии и заявить, что в случае открытого вмешательства Москвы на стороне самопровозглашенных образований Вашингтон окажет Киеву прямую военную поддержку.
Президент Джо Байден даже не исключил отправку в Украину боевых подразделений американской армии. В настоящее время в этой стране находятся сотни американских инструкторов, которые сменяют друг друга с 2015 года, чтобы повысить квалификацию украинских военных. В Украине расквартированы члены Национальной гвардии Флориды, а также силы специальных операций. Кроме того, США в течение многих лет поставляют украинским ВС различное вооружение - радарные системы, оборудование, способное уничтожать беспилотники, а также противотанковое оружие. Руководство Белого дома заявляет, что помощь может увеличиться, если российская сторона предпримет попытку вторжения.
Россия, напротив, считает, что эти действия США толкают Киев на открытый конфликт с Москвой, и предлагает сфокусироваться на темах, которые могли бы увести стороны от прямой конфронтации. В частности, в документах указывается, что военное противостояние между Москвой и Вашингтоном «способно привести к применению ядерного оружия, что имело бы далеко идущие последствия». Последнее обстоятельство актуализирует пролонгацию Договора СНВ-3. Это единственный из действующих между двумя странами договоров, принятый десятилетие назад, срок которого истекает 5 февраля текущего года.
Так или иначе, состоявшиеся в Женеве 10 января переговоры России и США по гарантиям безопасности продлились примерно 7,5 часа. По словам участников встречи, переговоры были сложными, но важными для понимания позиций сторон. Российскую делегацию возглавляли заместители министра иностранных дел Сергей Рябков и министра обороны Александр Фомин. Американскую сторону представляли первый замгоссекретаря США Уэнди Шерман и замгоссекретаря по контролю над вооружениями Бонни Дженкинс.
В принципе ожидать чего-то принципиально нового на переговорах не приходилось. Российская сторона озвучила свои требования к НАТО отказаться от приема Украины и Грузии в Альянс в любой отдаленной перспективе. Но американцы не согласились с таким подходом. Это и понятно, ведь для Вашингтона это означало бы фактически отказ от традиционной военно-политической поддержки двух своих партнеров в Восточной Европе и Черноморском регионе. Что, в свою очередь, грозило бы серьезными имиджевыми издержками, а также крахом политики прежних и нынешних политических элит Украины и Грузии, которые не первый год обещают последовательно проводить курс на вступление своих стран в НАТО. Результатом стали бы непременный рост рейтинга пророссийских партий и движений, укрепление их политического веса в обществах.
Хотя о военной составляющей переговоров информации нет, можно предположить, что стороны обсуждали ограничение наступательных и прочих вооружений, в частности тактических ракет. Правда, по словам российского представителя, тема договоренностей по ракетам средней и малой дальности в российско-американских переговорах находится в зависимости от других вопросов. Как известно, CША 2 августа 2019 года официально прекратили участие в Договоре о ракетах средней и меньшей дальности. Они обосновали свой шаг тем, что Россия взяла на вооружение крылатую ракету 9М729 комплекса «Искандер-М». Скорее всего, обсуждалась и пролонгация Договора ОСВ-3.
По крайней мере, Шерман упомянула вопрос о договоренностях по тактическому и стратегическому ядерному оружию. Из заявлений для прессы следует, что американцы проявили интерес к обсуждению таких тем, как стратегическое и тактическое ядерное оружие, размещение ракет в Европе, возможные ограничения на военных учениях и взаимное повышение транспарентности военных действий.
В целом, ставки на переговорах ожидаемо высоки. Это позволяет маневрировать и идти на взаимные уступки, постепенно опуская планку требований до уровня приемлемого компромисса.
Формула со множеством неизвестных
Состоявшееся после Женевы заседание Совета Россия-НАТО в Брюсселе вряд ли можно назвать способствующим сближению позиций Москвы и Запада. Единственное, что не вызывает сомнений, так это то, что оно было абсолютно востребованным, как заявил замглавы МИД РФ Александр Грушко.
Еще более ожидаемым можно считать заявление генсека НАТО Йенса Столтенберга на пресс-конференции после переговоров в штаб-квартире блока в Брюсселе: «Наши разногласия будет нелегко преодолеть».
Руководство НАТО призвало Россию «немедленно деэскалировать ситуацию в Украине», где, по его мнению, у границ сосредоточено около 100 тыс. российских военнослужащих, и уважать суверенитет и территориальную целостность своих соседей. Информационные ресурсы со ссылкой на представителей Альянса сообщили, что российские представители не обязались отводить войска, но и не отклонили это требование.
«Это была непростая дискуссия, но именно поэтому эта встреча была так важна», - сказал Столтенберг, добавив, что у союзников по НАТО и России был «очень серьезный и прямой обмен мнениями о ситуации в Украине и вокруг нее, а также о ее последствиях» для европейской безопасности.
Ранее американская сторона заявила, что судьба поддерживаемого Москвой газопровода «Северный поток-2», предназначенного для транспортировки природного газа из России в Германию, будет зависеть от деэскалации со стороны России.
Еще до встречи в Брюсселе чиновники НАТО подчеркивали, что хотели бы сосредоточить внимание на масштабном и продолжающемся наращивании военной мощи России вокруг Украины. В то же время прочие предложения Москвы Альянс видит как желание заставить Брюссель пересмотреть архитектуру безопасности в Европе после холодной войны.
Вместе с тем некоторый оптимизм относительно результатов переговоров вызывает, пожалуй, то, что впервые за 30 лет Соединенные Штаты согласились рассмотреть вопросы, которые невозможно было обсуждать еще даже год назад. Другим обнадеживающим моментом может стать заявление замминистра иностранных дел России Сергея Рябкова, что у России «нет намерений вторгаться в Украину».
Впрочем, отсутствие доверия к действиям и словам друг друга - это то, что сегодня движет участниками противостояния. И вряд ли эта ситуация кардинально изменится в ближайшее время.
Позже, 13 декабря, встречаясь во французском Бресте с главами минобороны и МИД стран Евросоюза, Йенс Столтенберг проинформировал министров об итогах заседания Совета Россия-НАТО. Он постарался развеять опасения руководства ЕС по поводу того, что Россия пытается расколоть Запад, стремясь обойтись без Евросоюза в своих переговорах с США и НАТО по украинскому вопросу. В ЕС есть твердое убеждение, что Россия хочет восстановить ту архитектуру европейской безопасности, которая была после Хельсинкских соглашений 1975 года, и выдвигает условия по типу тех, которые в свое время выдвигал Советский Союз. При этом Кремль старается перетянуть на свою сторону ряд европейских стран.
Судя по заявлению главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, он остался доволен координацией между представителями США и НАТО с руководством ЕС в отношении их позиции на переговорах с Москвой. И американцы, и натовцы в очередной раз заверили европейцев, что за спинами Евросоюза никаких договоренностей заключено не будет.
ОБСЕ: площадка для переговоров или ринг для борьбы
Переговоры переговорами, но складывается впечатление, что по мере их интенсификации позиции сторон отнюдь не смягчаются, а, напротив, ужесточаются. Так, еще 12 декабря, когда в Брюсселе только разворачивались обсуждения, группа сенаторов во главе с демократом Робертом Менендесом, который возглавляет комитет по международным делам, внесла на обсуждение законопроект о санкциях против России.
Фактически речь идет о персонифицированных санкциях в отношении лично президента России В.Путина. Так, в случае полномасштабного российского вторжения в Украину сенаторы предлагают запретить Путину въезд в США и заморозить его гипотетические американские активы. Такие же ограничения будут применены к главам правительства, МИД и министру обороны России, а также ко всем, кого Вашингтон сочтет причастными к военному вторжению. Санкции предлагается ввести и в отношении родственников российского президента, а также близких к нему бизнесменов.
Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков назвал возможное введение Соединенными Штатами санкций против президента России «запредельной мерой», сравнимой с разрывом отношений. А уже на следующий день, 13 декабря, Евросоюз официально сообщил о пролонгации антироссийских санкций, единогласно согласованных лидерами стран ЕС еще в декабре. Такой фон для переговоров на площадке ОБСЕ явно не способствовал снижению напряженности. Более того, консолидация западных игроков, их решимость отстаивать собственные позиции, используя самые крайние меры, и нежелание российской стороны менять свои подходы фактически раскололи пространство ОБСЕ на две явно непропорциональные части.
Таким образом, первое в 2022 году закрытое заседание Постоянного совета ОБСЕ под польским председательством, прошедшее 13 января в Вене, завершилось, как и предыдущие встречи, без результатов. Постоянный представитель РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич заявил на брифинге в Вене, что Россия не услышала четкого ответа на свои предложения по гарантиям безопасности.
А постпред США при ОБСЕ Майкл Карпентер, возможно, чтобы дать общественности хоть какую-то надежду на результативность встреч в будущем, заявил, что запуск диалога по европейской безопасности стал главным результатом заседания Постоянного совета.
Конечно, в условиях, когда все чаще стали звучать мысли о возможности полного разрыва отношений между странами, это немало. Москва и Вашингтон дали понять, что разрыва отношений не будет. Но в условиях, когда гонка вооружений в Европе принимает формы подготовки к масштабной войне, этого явно недостаточно.
А объявление западными странами эвакуации сотрудников своих посольств и членов их семей из Украины стало еще одним тревожным свидетельством критичности момента. В недавнем прошлом такое происходило в Афганистане, перед тем как власть в стране захватили талибы.
Украина не Афганистан, да и власть в этой стране никто захватывать не собирается. Весь вопрос в том, что те, кто эвакуирует своих граждан, полагают, что захвачена может быть не власть, а страна - целиком!
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: