Автор: НУРАНИ
Постконфликтное урегулирование на Южном Кавказе набирает обороты. 7 февраля состоялась видеоконференция с участием Президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьер-министра Армении Никола Пашиняна, а также президентов Франции Эмманюэля Макрона и Совета Европейского Союза Шарля Мишеля в качестве посредников. Макрон и Мишель после встречи выступили с совместным итоговым заявлением, где получили продолжение многие пункты «мирной повестки дня», сформулированные еще в ходе встреч в Сочи и Брюсселе. Это и нормализация отношений между Азербайджаном и Арменией, и решение гуманитарных вопросов, и разблокирование коммуникаций, то есть прежде всего открытие Зангезурского коридора. Среди этих вопросов и судьба без вести пропавших, а также разминирование, причем Европейский Союз готов оказать помощь в очистке от мин освобожденных территорий. Наконец, в повестке обсуждений и меры по укреплению доверия между сторонами. Посредники - а это и Россия, и Европейский Союз - настроены оптимистично. И регулярно подтверждают: настало время оставить позади конфликт и строить совместное мирное будущее.
Всем предложили выход из войны
Казалось бы, сегодня в регионе для «выхода из войны» есть все условия и шансы. Самый болезненный вопрос - вывод войск Армении с захваченных азербайджанских земель и выполнение четырех «карабахских» резолюций СБ ООН - Баку решил в одностороннем порядке военно-политическим путем. Азербайджан восстановил свою территориальную целостность и контроль над государственными границами. Посредники, и прежде всего президент РФ Владимир Путин, обозначили дорожную карту: делимитация и демаркация границ, открытие коммуникаций, решение гуманитарных вопросов. Словом, «выход из войны». Россия уже выразила готовность помочь в делимитации и демаркации границ, то есть предоставить карты Генштаба СССР, где наиболее точно обозначены границы республик, данные GPS - все, что называется «техническим содействием».
В Азербайджане, в том числе на самом высоком уровне, уже не раз заявляли: наша страна готова к работе над полноценным мирным договором и выступает за нормализацию отношений с Арменией, делимитацию и демаркацию границ.
Но готовы ли к аналогичному примирению в Армении?
«Партия мира»: надежды и реальность
На первый взгляд Ереван тоже демонстрирует повод для оптимизма. Кандидат на пост президента Армении от правящей партии «Гражданский договор» Ваагн Хачатурян выступил за установление мира с Азербайджаном и налаживание отношений с Турцией. «С соседями можно и нужно жить только в мирных условиях. Тезис «принуждение к миру» является устаревшим. Мы все должны осознавать, что мир - единственная форма развития и жизни. Принуждением ничего нельзя достичь. Даже если мы будем очень сильными, все равно должны стремиться к миру», - цитируют его в эфире Общественного телевидения Армении.
Повод для оптимизма как бы дал и глава МИД Армении Арарат Мирзоян, выступая в Национальном собрании Армении: «Произошедшая с нами катастрофа - результат большого самообмана. Необходимо посмотреть реальности в глаза, говорить друг с другом прямо, не скрывать чего-либо».
А еще раньше состоялась нашумевшая во всех смыслах Facebook-конференция Никола Пашиняна. Премьер-министр Армении раскрыл множество интригующих деталей: о чем в действительности шли переговоры в рамках Минской группы, кто из его предшественников на что соглашался, какое ему, победителю «шашлычной революции», досталось дипломатическое наследство. И в числе прочего как бы очертил переговорную стратегию на нынешнем этапе постконфликтного урегулирования: «Давайте различать эмоциональные и рациональные стороны».
Хотелось бы думать, с одной стороны, что Никол Пашинян и члены его команды в лице того же Арарата Мирзояна постепенно, исподволь готовят армянское общество к миру, призывают взглянуть в глаза реальности и различать эмоциональные и рациональные стороны. Но вместе с тем из Еревана идут не очень-то оптимистичные «сигналы».
Тест на договороспособность вновь провален
Уже по горячим следам видеоконференции Ильхама Алиева и Никола Пашиняна Баку передал Армении восьмерых диверсантов, задержанных в ходе ноябрьской провокации на Кяльбаджарском направлении. В ответ Армения должна была передать Азербайджану данные о пропавших без вести в ходе Первой Карабахской войны и информацию о местах массовых захоронений. Однако в Армении, едва получив своих диверсантов, тут же заявили, что никаких обязательств на себя не брали. МИД Азербайджана уже высказал свою позицию. В Баку призвали мировое сообщество оказать давление на Армению и подчеркнули, что отказ Еревана от взятых на себя обязательств «совершенно выходит за рамки морально-этических и международно-правовых норм». Добавим от себя, что Армения в очередной раз провалила тест на договороспособность. И это совершенно не прибавляет оптимизма.
Послужной список, «игра слов» и «имидж - все!»
Эксперты и наблюдатели были готовы признать Пашиняна лидером «партии мира» практически сразу же после победы его «шашлычной революции». Он не был на тот момент замаран участием в агрессии против Азербайджана и геноциде азербайджанцев, чем выгодно отличался от Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, проходящих в качестве обвиняемых по делу о Ходжалинском геноциде. Он считался сторонником Левона Тер-Петросяна, первого президента Армении, который лишился своего поста как раз после призыва к компромиссу с Азербайджаном. После переговоров в Душанбе надежды на «мир имени Пашиняна» достигли своего пика. Между тем именно Пашинян начал привлекать в свою команду «ястребов» типа Давида Тонояна, обещавшего «новую войну за новые территории», или Вагаршака Арутюняна, предложившего наносить ракетные удары по азербайджанским городам. Именно Пашинян перенес «инаугурацию» Араика Арутюняна в оккупированную на тот момент Шушу. И именно он заявил: «Карабах - это Армения, и точка», чем окончательно разрушил переговорный процесс. Наконец, именно в период его руководства Армения, назовем вещи своими именами, начала новую войну, намереваясь расширить зону оккупации.
Практически с момента победы своей «шашлычной революции» Никол Пашинян регулярно выступал с заявлениями, которые специалистами воспринимались как признак готовности к миру. Но, к сожалению, при этом он старался воздерживаться от конкретики. Призвав к «рациональному взгляду», Пашинян не уточняет, в чем же этот его «рациональный взгляд» состоит. И такой трюк премьер-министр Армении проделывает не в первый раз. Еще накануне 44-дневной войны он возвестил, что решение карабахского конфликта должно устраивать народы Армении, Азербайджана и «народ Нагорного Карабаха». Аплодисменты экспертного сообщества он, конечно, сорвал, а вот продвижения в переговорах не получилось: в чем именно должно состоять это искомое решение, Пашинян не уточнил.
Уже во время Второй Карабахской войны точно так же Никол Пашинян заявлял, что Армения готова к уступкам, но все зависит от того, на какие уступки готов Азербайджан. К этому моменту уже прозвучало заявление Президента Азербайджана: «Баку готов остановить боевые действия, как только Армения объявит четкий график вывода войск с остающихся под оккупацией азербайджанских земель». Но, заявляя о готовности к уступкам, Пашинян никакого графика вывода войск так и не огласил. С учетом приведенного выше возникает вопрос: что же происходит сегодня? В Ереване действительно готовят общественное мнение к уступкам или же опять лишь делают оптимистичные заявления, за которыми нет ничего реального?
Более того, Баку уже обвиняет Ереван в торможении работы по открытию Зангезурского коридора. Предложения Армении по делимитации границ в Баку тоже обоснованно отвергли. Вновь вместо конкретной работы предлагается «зеркальный отвод войск», чтобы законсервировать «конфликтный» статус границы.
Сегодня Армения находится далеко не в той ситуации, что до 44-дневной войны. Иллюзий о военном превосходстве не осталось. Надежд на внешнюю поддержку, честно говоря, тоже. Наконец, за каждой переговорной инициативой стоят и внешние гаранты уровня России и Евросоюза, чего тоже не могут не учитывать в Ереване. И эта безальтернативность мира - главный аргумент в пользу оптимизма.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: