Автор: Илаха МАМЕДЛИ
За последние два пандемических года в Азербайджане, вопреки пессимистичным ожиданиям, банки увеличили количество активных клиентов в разы. Правда, это коснулось тех банков, которые шагали в ногу с новыми реалиями и внедряли цифровые кредитные продукты, причем беззалоговые. Дело в том, что карантинные ограничения только усилили ценность для клиентов банковских продуктов и сервисов, которые позволили им взаимодействовать с банками в удаленном режиме, без посещения филиалов. Кроме того, даже те, кто далек от новых технологий, начали отдавать предпочтение безналичным способам оплаты и переводам. Все это в итоге оказало и существенное влияние на кредитный рынок, в частности, вновь актуализировав опасность роста потребительского кредитования.
И клиенты довольны, и банки сыты
Пандемия заставила ускориться в области цифровой трансформации, в том числе и в банковской сфере. Если до сих пор через мобильные приложения банков и другие платежные терминалы была возможность оплаты коммунальных услуг, интернета, кабельного ТВ, кредитов, страховых услуг, то сейчас к этому перечню добавились паркинг, такси, образование, гостиничные и туристические услуги.
Совсем недавно Министерство юстиции презентовало свое приложение «Мобильный нотариат», которое в результате интеграции с платформой онлайн-банкинга позволит значительно расширить спектр предлагаемых удаленно банковских продуктов и повысить надежность этих операций. Данное нововведение обеспечит быстрое оформление документов между банком и клиентом. Теперь гражданам не придется идти в банк для совершения каких-либо банковских операций, включая получение кредитов.
Однако тут есть несколько нюансов. Согласно официальной статистике Центробанка, в Азербайджане в прошлом году объем безналичных платежей, осуществленных посредством карт, составил 11,2 млрд. манатов, увеличившись за год на целых 83%. При этом количество дебетовых карт выросло на 81,5% и достигло 37 млн., кредитных же - на 41,1% (до 5 млн.). Объемы оборота по этим картам составили 4 млн. (на 37,8% больше в годовом сравнении) и 278 млн. манатов (на 37,6% больше) соответственно. То есть получается, что граждане вроде заводят себе дебетовые карты, но на практике предпочитают пользоваться кредитными. Почему?
Наверное, любому клиенту какого-либо банка в Азербайджане периодически на мобильный телефон приходят SMS-рассылки о готовности предоставить ему дополнительный кредит - иногда на сумму до 20-40 тыс. манатов (!) и причем без залога и страховки. Кроме того, буквально каждый месяц банки считают своим долгом выйти на рынок с новым карточным продуктом, с «суперкешбэками» и невообразимыми кредитными лимитами, во много раз превышающими объемы реальных доходов клиента.
Причем, как уже было сказано, почти все оформляется онлайн. Так, уже сейчас заполнение заявки на оформление онлайн-бизнес-кредита занимает у клиента порядка 20-30 минут, и в последующие несколько часов он получает уведомление о принятом по его обращению решении. В целом в течение одного дня клиенты могут получить финансирование размером до 250 тыс. манатов. Что тут говорить об обычных кредитных картах - достаточно лишь оформить заявку, ответить на вопросы анкеты, пройти собеседование (тоже можно онлайн) - и все. Благодаря цифровизации документооборота в стране всю нужную информацию банк может проверить за считанные минуты и сразу выдать решение о сумме кредитной линии.
Конечно, люди с охотой идут на оформление таких ссуд, ведь посредством их можно решить массу проблем - купить необходимый товар, сделать ремонт, да и попросту как-то перебиваться до получения следующей зарплаты. Но и банки своей выгоды не теряют - достаточно отметить, что ставки по потребительским кредитам, выдаваемым посредством кредитных карт в национальной валюте, в прошлом году выросли на 1 процентный пункт - до 25%. При этом средние ставки по кредитам посредством кредитных карт в инвалюте в 2021 году составили 7% против 3% годом ранее. И это тогда, когда по прочим видам потребкредитов средняя ставка в 2021 году по кредитам в нацвалюте составила 21% (23%), в инвалюте - 4% (5%).
Если перефразировать известную пословицу: и клиенты довольны, и банки сыты. Но не грозит ли эта ситуация будущему кредитного рынка в стране, не станем ли мы свидетелями повторения нелицеприятных событий недалекого прошлого, приведшего в итоге к банкротству и закрытию не одного банка в стране?
В чем опасность?
Эксперты объясняют такой подход банков лишь излишком средств, которые накопились еще до начала пандемии. Этот же фактор обозначил и глава Центробанка Эльман Рустамов, отметив, что текущий потенциал ликвидности банковского сектора Азербайджана составляет 7 млрд. манатов.
Это огромная сумма, и банки с удовольствием тратят ее на доходные направления, в частности на потребкредитование. Но и эксперты, и регулятор предупреждают: в этом вопросе необходимо проявлять крайнюю осторожность, чтобы избежать риска невозврата кредитов.
Международное рейтинговое агентство Moody's также выражает обеспокоенность: «В краткосрочной перспективе в Азербайджане сохранится тенденция снижения долларизации, но банки наиболее уязвимы из-за наличия незастрахованных заемщиков, не имеющих дохода в иностранной валюте».
Да, пока ситуация неопасная, даже наоборот - объем просроченных кредитов на начало 2022 года составляет 719,4 млн. манатов (спад за 2021 год на 19,5%). Но не стоит забывать, что когда к концу июля 2018 года объем просрочек достиг пика - 1,8 млрд. манатов, удельный вес потребительских кредитов составлял 40,1% (4,9 млрд. манатов). По итогам 2021 года доля потребкредитов в общем кредитном портфеле банков составила 50,3% (8,6 млрд. манатов). Портфель по потребительскому кредитованию банков за год вырос на 28,3%.
Понятно, что кредитная активность способствует росту экономики, и ее слишком сильное ограничение может усложнить восстановление после кризиса из-за пандемии.
Опасность роста потребительского кредитования заключается в том, что оно разогревает спрос, импорт и инфляцию, а в ответ Центробанк вынужден повышать учетную ставку, что негативно влияет на ипотеку и корпоративное кредитование, но не на потребительское.
Да, просроченная задолженность продолжит расти, но ограниченными темпами, поскольку многие банки в период кризисной ситуации предусмотрительно ужесточили свою кредитную политику.
В финансовой реальности, а не в теории меры Центробанка никак не повлияют на уменьшение толщины портфелей выдаваемых банками новых кредитов. Все равно банки выдадут в итоге кредиты всем, кому считают нужным, исходя из собственной картины движений по клиентским счетам, средних месячных расходов конкретного клиента и его кредитной истории.
В целом, хотя уровень кредитной нагрузки в Азербайджане является высоким, он по-прежнему далек от показателей зарубежных стран с развитым рынком кредитования. Показатель отношения кредитного долга к ВВП в Азербайджане на десятки процентных пунктов (по итогам года составляет 18,4%) ниже результатов в тех же США и Китае, где уровень в 50-60% считается нормальным.
По мнению экспертов, бороться с закредитованностью лучше всего, стимулируя увеличение зарплат работодателями. Для этого они предлагают в том числе введение некоторых налоговых послаблений, которые могли бы повлиять на фонд оплаты труда.
Перенаправление на бизнес
Между тем главный банкир считает, что основными задачами, стоящими перед банковским сектором, должно быть увеличение бизнес-кредитования, особенно малого и среднего бизнеса, усиление потенциала микрокредитования. «В этом направлении многое предстоит сделать. Это касается как банковской сферы, так и в целом сферы регулирования. В банковском секторе сегодня есть потенциал ликвидности на уровне 14 млрд. манатов. Это сигнал к тому, что есть проблемы в нашей экономической системе, и эти проблемы нужно решать, чтобы банки могли кредитовать экономику», - отметил он.
Экономист Эмин Гарибли отмечает, что в Азербайджане эта ситуация решится уже очень скоро, поскольку процесс восстановления освобожденных территорий потребует много ресурсов, в том числе кредитов местных банков. «У нас, как и во всех восточноевропейских странах, существовала проблема направления соответствующих ресурсов в реальную экономику. В основном в 2014-2015 годах мы столкнулись с такой проблемой, когда львиная доля банковских ресурсов направлялась на покупку потребительских товаров, которые также импортировались, что в свою очередь действовало на валютный курс и т.д. За последние годы в стране создаются институты развития, целевое направление кредитов которых способствует развитию ненефтяного сектора», - считает Э.Гарибли. По его мнению, создавая условия для участия частного сектора в проектах на освобожденных территориях, государство уже стимулирует развитие кредитного рынка, ориентированного на бизнес-кредитование.
Как видим, кредитный рынок в Азербайджане все еще нуждается в реформах. По мнению банкиров, цифровые кредитные продукты будут постепенно вытеснять традиционные банковские, особенно в сегменте финансирования микро- и малого бизнеса. Это глобальный тренд. Будем надеяться, что они вытеснят на второй план и потребительское кредитование.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: