Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Переговоры президента Израиля Ицхака Герцога с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Анкаре уже называют историческими - как ожидается, они откроют новую главу в отношениях двух стран. Это стало первым визитом главы израильского государства в Турцию за последние 15 лет и основное место в повестке диалога заняли вопросы энергетического сотрудничества и региональной безопасности. Все это приобрело особую актуальность на фоне огромных геополитических потрясений, связанных с войной между Россией и Украиной.
Враг моего врага - мой друг?
Отношения между Израилем и Турцией серьезно ухудшились в 2008 году, когда Израиль начал операцию «Литой свинец» в секторе Газа. Кульминацией противоречий стал захват в 2010 году израильскими ВМС турецкого судна «Мави Мармара», пытавшегося в составе «Флотилии свободы» прорвать блокаду Газы. При этом за прошедшие годы процесс понимания между двумя странами омрачали не только арабо-израильский конфликт, но также позиция Турции по Ливии, споры в Восточном Средиземноморье и другие вопросы. Временами все было настолько плохо, что наблюдатели даже не исключали вооруженного конфликта. Происходил взаимный отзыв послов и звучала очень жесткая критика в отношении друг друга.
В результате Израиль стал сближаться с Грецией и Кипром, регулярно проводил встречи с местными лидерами и совместные военные учения, что вызывало еще более негативную реакцию со стороны Анкары. В 2019 году был создан Восточно-Средиземноморский газовый форум, куда помимо Израиля вошли Египет, Греция, Кипр, Италия, Иордания, а также Палестинская автономия. В 2020-м предложение присоединиться к альянсу поступило к ОАЭ, свою готовность стать членом организации изъявляла Франция. Израиль, Греция и Кипр даже подписали соглашение о реализации газопровода EastMed для транспортировки газа из Восточного Средиземноморья в Европу. Трубопровод должен был иметь протяженность 1900 км, проектную мощность 10 млрд. кубометров газа ежегодно и стоимость $7 млрд. Однако затем стало известно, что США фактически отказались от поддержки данного проекта, назвав его дорогостоящим и рискованным, в том числе и по экологическим причинам. При этом, как отметили многие эксперты и политики, основной загвоздкой для Белого дома стала не забота об окружающей среде, а именно то, что трубопровод превращался в источник напряженности в Восточном Средиземноморье.
Турция как энергетический хаб
Как бы там ни было, теперь Герцог и Эрдоган обсуждают перспективы экспорта израильского газа в Европу через Турцию. Скорее всего эту инициативу, которая далеко не новая, подстегнул конфликт в Украине, оказывающий беспрецедентное давление на энергетические рынки. Впрочем, тут стоит подчеркнуть, что визит Герцога был запланирован за несколько недель до этих событий. Многие СМИ привели слова бывшего посла Израиля в Евросоюзе и экс-советника подкомитета по иностранным делам Кнессета Одеда Эрана, который отметил, что турецкий маршрут для поставок израильского газа в ЕС уже давно рассматривается как наилучшее решение из всех возможных.
Стоит также отметить, что перед поездкой в Анкару Герцог посетил Грецию и Кипр, явно с намерением успокоить своих давних партнеров и, возможно, получить их добро. Можно приводить много различных выкладок, но очевидно одно: возможное израильско-турецкое соглашение сыграет в пользу энергетической безопасности не только самой Анкары, но и в целом всего Европейского Cоюза. Если же смотреть на происходящее шире, то можно сказать, что Эрдоган делает еще один шаг в сторону превращения Турецкой Республики в региональный энергетический хаб.
Анкара в последнее время проводит политику сближения не только с Израилем, но и другими ближневосточными игроками, особенно с Египтом и ОАЭ. Израиль также занят аналогичными шагами по отношению к своим соседям. Так, «Соглашения Авраама» позволили еврейскому государству наладить диалог с «заливными» монархиями. В немалой степени подстегнуло этот процесс то, что Джо Байден после избрания президентом стал менять политику как в отношении Турции, так и Израиля, да и вообще на всем Ближнем Востоке. В этом смысле одним из самых главных факторов для еврейского государства является стремление администрации президента США Байдена возродить «ядерную сделку» с Ираном. Это вызывает традиционные переживания у израильтян и заставляет их искать партнеров по взаимному сдерживанию Тегерана. В свою очередь Турция, как считают наблюдатели, надеется за счет укрепления связей с Израилем улучшить свои отношения с США.
Еще одним критически важным моментом стал внезапный вывод войск США из Афганистана, за которым обозначилось желание Вашингтона сократить свое присутствие в регионе. На этом фоне у государств, которые при всем желании из региона уйти никуда не могут, возникает необходимость объединять усилия для поддержания порядка. А для этого, конечно, нужно взаимодействие, в первую очередь в военной и разведывательной сферах. Очевидно, что Турция и Израиль во всех смыслах одни из самых сильных и амбициозных стран Ближнего Востока. Конечно, они не могут иметь полностью совпадающие интересы, но при этом осознают, что уметь договариваться гораздо лучше, чем соперничать. Тем более что отношения между двумя государствами имеют долгую историю и основываются не только на политических, но и культурных связях, а также на прочной взаимной торговле. Так, объем товарооборота, например, в 2020 году достиг рекордного показателя в $5,75 млрд. и Анкара вошла в десятку крупнейших торговых партнеров еврейского государства.
Курс на стабильность и партнерство
«Отношения между Израилем и Турцией, безусловно, знали взлеты и падения и не очень простые моменты в последние годы. Но мы постараемся перезапустить наши отношения и строить их взвешенно и осторожно. В то время, когда международный порядок расшатывается, хорошо и правильно поддерживать стабильность и партнерство в нашем регионе», - сказал президент Ицхак Герцог еще перед отъездом в турецкую столицу. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал визит «историческим событием, которое станет поворотным моментом в отношениях между двумя странами». «Наша общая цель с Израилем - возродить политический диалог между нашими странами на основе общих интересов и уважения взаимных чувств», - подчеркнул Эрдоган.
Особо стоит отметить также, что, как считают многие эксперты, Турция и Израиль в немалой степени сблизили свои позиции во время Второй Карабахской войны в 2020 году, когда оба государства оказывали Азербайджану в его справедливой борьбе помощь в военно-технической и политической сферах. Безусловно, для Баку очень выгодно, чтобы его ближайшие партнеры - Турция и Израиль были союзниками и поддерживали друг друга на международной арене. Как заявил заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента АР Хикмет Гаджиев, «Турция - братская страна Азербайджана, а Израиль - наш стратегический партнер, и мы хотим, чтобы наши друзья реально дружили друг с другом». Израильские наблюдатели неизменно подчеркивают роль Президента Азербайджана Ильхама Алиева в налаживании продуктивного диалога между Турцией и Израилем.
И очевидно, что этот диалог будет продолжен: уже известно, что глава МИД Турции посетит Израиль и Палестину в апреле. Ожидается также визит в Израиль турецкого министра энергетики и природных ресурсов. Анкара и Иерусалим находятся на пути к стратегическому партнерству в самом широком понимании этого термина. А если смотреть на данный союз с точки зрения треугольника Израиль-Турция-Азербайджан, то его масштабы и возможности только расширяются. Израильско-турецкая перезагрузка, безусловно, позитивно скажется на общей международной безопасности, поскольку, как уже было отмечено, Израиль и Турция являются сильнейшими региональными игроками во всех сферах.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: