Автор: Джангир ГУСЕЙНОВ
С самого начала российско-украинской войны политики в США спорят, кто из их соперников - Китай или Россия - наиболее для них опасен.
Одни утверждают, что реальная и жестокая война в Украине вынуждает Соединенные Штаты относиться к Москве как к сопернику номер один. Другие считают, что каким бы опасным ни было поведение Владимира Путина, Китай по-прежнему представляет из себя более всеобъемлющий и серьезный вызов американской мощи.
Китай обладает достаточной экономической силой, технологической развитостью и быстро растущим военным потенциалом, чтобы побороться с Соединенными Штатами не только в Азии, но и далеко за ее пределами. Амбиции Китая - переписать глобальные правила в различных областях: от технологических стандартов до норм международных институтов.
Экономика же России, которая и до войны не была среди крупнейших в мире, теперь, в условиях санкций, уже не претендует на это. Военная мощь страны, как считают многие эксперты, оказалась не столь уж и грозной, а в режиме политической и экономической изоляции она будет подорвана и вовсе.
Ни один серьезный наблюдатель не беспокоится о появлении русскоцентричного мира, считают аналитики издания Foreign policy.
Тем не менее Пекин все еще полагается на Москву как на союзника в своем противостоянии с США. Как пишет Ху Сицзинь, известный обозреватель китайских государственных СМИ, «с Россией в качестве партнера Китай не будет бояться энергетической блокады США, поставки продовольствия, как и многих видов сырья, будут более безопасными». По его мнению, Пекин никогда не будет сотрудничать с Вашингтоном, чтобы заставить Путина отступить в Украине, потому что Соединенные Штаты просят Китай по принципу «помоги мне сразиться с твоим другом, чтобы я потом мог сосредоточиться на борьбе с тобой».
Дружба без границ
В начале февраля в Пекине Си Цзиньпин и Владимир Путин публично объявили, что дружба их стран «не имеет границ». Чуть ранее Си сказал Путину, что «по своей близости и эффективности эти отношения даже превосходят союзнические».
Лидеры Китая и России явно демонстрировали свои амбиции построить то, что они называют более справедливым и стабильным мировым порядком, в котором Соединенные Штаты не занимают главенствующего места.
По мере того, как российские войска стягивались к границам Украины, китайские официальные лица продолжали выражать поддержку Москве в ее требованиях отвести НАТО от границ распространения сферы интересов России. Они высмеивали предупреждения Запада о войне и обвиняли Соединенные Штаты в подстрекательстве России. Буквально за день до начала военных действий, 23 февраля, МИД Китая обвинил Вашингтон в «создании паники».
Даже после 24 февраля Пекин продолжал критиковать Соединенные Штаты и их союзников за давление на Россию. Лишь спустя несколько недель тональность стала меняться с твердой поддержки России на что-то нейтральное вроде: «Законные интересы безопасности любой страны следует уважать».
Теперь Китай позиционирует себя как беспристрастная сторона, призывающая к мирным переговорам и скорейшему прекращению войны.
Спасти ли друга?
По мнению Нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана, есть, как минимум, три причины, почему Китай не сможет спасти экономику России.
Во-первых, хотя Китай является экономическим гигантом, он не в состоянии поставлять некоторые виды товаров, которые нужны России, - запчасти для самолетов западного производства и высокотехнологичные полупроводниковые чипы.
Во-вторых, если Китай и не присоединяется к санкциям, он глубоко интегрирован в мировую экономику. Это означает, что китайские банки и предприятия могут ввести самостоятельные санкции. То есть они не захотят иметь дело с Россией, опасаясь негативной реакции со стороны потребителей и регулирующих органов на более важных рынках.
В-третьих, Китай и Россия очень далеки друг от друга географически. Да, у них общая граница, но большая часть экономики России находится к западу от Урала, а Китая - у его восточного побережья. Единственный практичный способ перевозки грузов через это огромное пространство - несколько железнодорожных линий, которые и без того перегружены.
Си риски не нужны
Вместе с тем и откровенная поддержка России чревата для Китая последствиями. Пекин уже заплатил некоторую цену за то, что публично не осудил действия России в Украине. Потому что войну в Украине стали сразу же сопоставлять с претензией Китая на Тайвань и другие территории.
В ближайшей перспективе это может навредить отношениям Пекина с ключевыми торговыми партнерами, а ведь ему все еще нужны инвестиции и технологии для своего развития. Уже есть признаки того, что иностранный капитал, не желая рисковать, подумывает об уходе из Китая.
Да что там иностранцы. Торговые юристы и консультанты по рискам в Китае, пишет Bloomberg, заявили, что наблюдают всплеск запросов от китайских клиентов, желающих убедиться, что они соблюдают санкции США, Европейского Союза и других стран.
Китайские запросы касались продажи в Россию товаров, основанных на американских технологиях, операций, которые связаны с экспортом, оплачиваемым в долларах США. Большинство китайских компаний приняли меры, чтобы избежать нарушения санкций, включая корректировку внутренних программ соответствия, смену поставщиков или расторжение контрактов.
Китайские государственные нефтеперерабатывающие заводы соблюдают существующие российские нефтяные контракты, но отказываются от новых, несмотря на большие скидки. Причем делают это, как пишет Reuters, прислушиваясь к негласному призыву Пекина к осторожности в связи с ужесточением западных санкций против России.
Спекуляции по поводу санкций США способствовали резкому падению китайских акций, что побудило министра иностранных дел Ван И заявить, что Китай «не является стороной кризиса и не хочет, чтобы санкции затронули Китай».
Пекин также отрицает предоставление военной помощи России, что является еще одной горячей точкой для США и может привести к эскалации напряженности между крупнейшими экономиками мира. Причем как раз в тот момент, когда Си Цзиньпин стремится свести к минимуму риски, готовясь продлить свое правление на партийном съезде в конце этого года.
«Китайские компании будут соблюдать санкции США, но они, вероятно, не будут говорить об этом, потому что это просто плохая реклама на китайском рынке, - уверен специалист по американо-китайскому деловому праву профессор Цзи Ли. - Они не хотят выглядеть послушными исполнителями требований США».
Так что в стране не случайно стали звучать предложения разорвать отношения с Россией «как можно скорее», чтобы Китай мог «спасти себя от изоляции». С таким призывом, в частности, выступил замдиректора аналитического Центра при Госсовете Ху Вэй. Но это пока не мейнстрим, потому что его заявление вскоре было удалено из китайского медиапространства.
США угрожают
Со своей стороны Вашингтон резко и даже, по мнению многих наблюдателей, в довольно грубой форме предупредил Пекин, что будут последствия, если его поведение подорвет санкции США в отношении России. Помимо запрета на прямую экономическую и военную помощь Китаю было сказано, что он не должен использовать в своих интересах возможности для бизнеса, созданные санкциями, помогать Москве уклоняться от экспортного контроля или проводить негласные финансовые операции.
Президент Джо Байден при личной онлайн-встрече пригрозил Си Цзиньпину, что «он подвергнет себя серьезной опасности», если поможет Владимиру Путину, а также сообщил, что США и их союзники обсудили способы наблюдения за теми, «кто нарушил какие-либо санкции и где, когда и как они их нарушили».
Не все так просто
Но одно дело пригрозить Китаю собственными санкциями, другое - заставить к ним присоединиться остальных. Ключевые союзники США, такие как Европейский Союз и Великобритания, не имеют той нормативно-правовой базы, которая позволяет вводить вторичные санкции против китайских компаний. Более того, до войны в Украине ЕС зачастую солидаризировался с Китаем в непризнании экстерриториального воздействия санкций США.
Сейчас все согласны, что ситуация экстраординарная и требует нестандартных решений. Но есть две проблемы. Во-первых, введение санкций против Китая без достаточно уважительной причины рискует создать прецедент, при котором можно применять санкции к кому и когда угодно и в отношении споров, которые обычно не требуют таких мер.
Во-вторых, необоснованное решение применить санкции против страны, формально сохраняющей нейтралитет, приведет к потере доверия в мире, а значит, к моральной потере права на лидерство. Что отличает нейтральную страну от псевдонейтральной, ставящей ее под угрозу санкций?
При каждом голосовании Генеральной Ассамблеи ООН по войне в Украине кроме Китая десятки стран выбирают нейтральный статус. Поэтому страна, решившая ввести санкции против Пекина, рискует поставить под угрозу свои отношения и с этими странами.
Учитывая, что Пекин стремится играть более активную роль в глобальном управлении и усиленно пытается дискредитировать мировой порядок под руководством США, страны G7, вероятно, не захотят подыгрывать Китаю.
Мир «по-своему»
На саммите Китай-ЕС, состоявшемся в начале апреля, Си Цзиньпин заявил, что Китай стремится к миру в Украине, но подчеркнул, что будет добиваться этого «по-своему». Понятно, что Китай будет преследовать свои интересы, а не переходить на сторону того или иного лагеря. Но как это может выглядеть?
С одной стороны, Китай усилил антиамериканскую и антинатовскую риторику как внутри страны, так и в общении с азиатскими партнерами. Утверждая, что расширение НАТО вызвало конфликт в Украине, Китай старательно предупреждает своих соседей, что создание или рост малых или многосторонних военных группировок вроде Quad может привести к насилию в Индо-Тихоокеанском регионе.
С другой стороны, нежелание Китая оказывать прямую материальную поддержку России в нарушение санкций является явным признанием того, что Китай придает большое значение своим деловым связям с Западом. Пекин стремится сохранить важные для себя экономические контакты с США и Европой в условиях замедления экономического подъема в стране, а также глобального роста цен на энергоносители, сырье и продовольствие.
Вероятно, Китай продолжит развивать торговлю несанкционными товарами и услугами с Москвой, а также оказывать ограниченную поддержку разрушенной финансовой отрасли России, но таким образом, чтобы не вызвать вторичных санкций Запада.
Пекин явно считает, что его противоречивые риторические, дипломатические и бизнес-подходы к действиям России в Украине дают ему хорошую возможность защитить свои интересы.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: