24 Ноября 2024

Воскресенье, 15:35

«РЕСПУБЛИКАНЦЫ» ОБОШЛИ «ЛОЯЛИСТОВ»

Несет ли победа «Шинн Фейн» на парламентских выборах в Северной Ирландии угрозу целостности Великобритании?

Автор:

15.05.2022

Одним из примечательных событий британской политической жизни, а шире - общеевропейской политики в целом, явились выборы в региональный парламент Северной Ирландии. Впервые в истории Ольстера по числу полученных депутатских мест победу одержала националистическая партия «Шинн Фейн», выступающая за выход Северной Ирландии из состава Соединенного Королевства и ее присоединение к Республике Ирландия.

 

«Мы сами» на подъеме

На состоявшихся 5 мая выборах в Ассамблею Ольстера «Шинн Фейн» («Мы сами») одержала историческую победу впервые за более чем сто лет своего существования. Партия, представляющая интересы католического населения входящей в состав Великобритании северной части Ирландии, получила 27 мест в региональном парламенте. Она опередила выражающую интересы протестантского населения влиятельную Демократическую юнионистскую партию, которая получила 25 мест, а также менее значительные - Партию альянса, Юнионистскую партию Ольстера, Социал-демократическую рабочую партию.

«Шинн Фейн», позиционирующая себя национал-республиканской организацией, получила известность не просто как борец за самоопределение Северной Ирландии и объединение с Республикой Ирландия в едином государстве. Долгие годы она считалась политическим крылом военизированной группировки «Ирландская республиканская армия» (ИРА). Она была в центре кровопролитного противостояния между «республиканцами» - сторонниками объединения с Республикой Ирландия, «лоялистами», ратующими за сохранение Ольстера в составе Великобритании любыми, в том числе и немирными, средствами, а также «юнионистами», отвергающими любое насилие в отстаивании союза с Лондоном. За почти 40 лет чуть ли не настоящей войны, отмеченной ожесточенными столкновениями с участием армии и полиции, уличными боями и терактами, погибли свыше 3,5 тыс. и были ранены около 50 тыс. человек.

В 1998 году правительства Великобритании и Ирландии, а также конфликтующие стороны в Ольстере подписали Белфастские соглашения, или «Соглашения Страстной пятницы». Согласно им, объявлялось прекращение боевых действий, правительство Северной Ирландии начало формироваться на паритетных основаниях, то есть совместно с «республиканцами» и «лоялистами-юнионистами», католиками и протестантами. Тем не менее окончательный мир фактически наступил лишь в 2007 году. Причем Лондон пошел на беспрецедентный шаг, освободив от уголовной ответственности целый ряд активистов ИРА. К их числу относился, в частности, и один из видных лидеров «Шинн Фейн» Мартин Макгиннес, который лично участвовал в подготовке как минимум одного теракта, но, несмотря на это, в 2007-2017 годах являлся заместителем первого министра Северной Ирландии.

Между тем с учетом исторического опыта «Шинн Фейн» и ее принципиальной позиции касательно политического будущего Северной Ирландии, мыслящегося партией исключительно вне Великобритании и в едином государстве с Республикой Ирландия, сложилась главная интрига майских выборов в Ассамблею Ольстера.

Еще до выборов эксперты предупреждали об ожидаемой победе «Шинн Фейн», популярность которой в последние годы возросла в обеих частях Ирландии. В 2020 году она добилась серьезного успеха на выборах в нижнюю палату парламента Ирландии, получив четверть депутатских мест и опередив по набранным голосам избирателей каждую из двух традиционно сменяющих друг друга партий - либеральную «Фианну Файл» («Солдаты судьбы») и консервативную «Фине Гэл» («Племя ирландцев»). Это достижение «Шинн Фейн» было расценено как исторический перелом двухпартийной системы, сложившейся с момента обретения независимости Ирландией в 1922 году. По итогам выборов 2020 года «Фианна Файл» и «Фине Гэл», несмотря на почти вековое соперничество, сформировали коалицию, отказавшись от взаимодействия с «Шинн Фейн». Хотя последняя и оказалась за бортом правительства, но осталась одной из ведущих ирландских партий.

Новый успех «Шинн Фейн» - теперь уже на ольстерской политической площадке - стал очередным убедительным свидетельством укрепления позиций ирландских националистов. В связи с этим, собственно, экспертные круги и выражают мнение, что победа «Шинн Фейн» на выборах 5 мая может создать серьезные проблемы для Лондона и территориальной целостности Великобритании. Тем более что в перечне приоритетных требований этой партии сохраняется проведение референдума о выходе Ольстера из состава Соединенного Королевства и объединении с Республикой Ирландия.

 

Быть или не быть референдуму?

Главный противник «Шинн Фейн» - Демократическая юнионистская партия - в ходе предвыборной кампании во многом делал ставку именно на пункт о противодействии возможному в случае победы националистов проведению референдума об отделении Ольстера. На пункт, который должен содействовать мобилизации пробританской части североирландского общества и усилению давления Лондона на политическую ситуацию в Ольстере.

Однако действительно ли столь серьезен тот риск, который создает для целостности Соединенного Королевства политическое возвышение «Шинн Фейн»?

Британская The Times называет нынешнее руководство ирландских националистов «Новым поколением» - New generation of Sinn Féiners. Имеется в виду, что оно не отличается радикализмом и отнюдь не расположено к жесткому противостоянию с британским правительством.

Действительно, нынешние лидеры «Шинн Фейн» мало похожи на прежних, охваченных повстанческим духом ирландских националистов, которые не брезговали никакими методами в борьбе с британской короной во имя объединения обеих частей Ирландии.

Главой партии является бывший депутат Европарламента Мэри Лу Макдональд, возглавляющая оппозицию в Республике Ирландия. Ее заместитель Мишель О`Нил, являющаяся, кстати, дочерью члена ИРА, стоит у руля североирландской партийной организации и, судя по всему, займет пост первого министра Ольстера.

Мишель О'Нил назвала прошедшие выборы началом «новой эры» в Северной Ирландии, «решающим моментом для нашей политики и нашего народа». Она пообещала создать такое руководство, которое «гарантирует права и равенство для тех, кого исключали, дискриминировали или игнорировали в прошлом». Однако заявления, в которых можно узреть какие-либо конкретные угрозы британской целостности, О'Нил не озвучивала ни в ходе избирательной кампании, ни уже в статусе лидера победившей партии и потенциального премьера. Наблюдатели обратили внимание на то обстоятельство, что она в своих предвыборных речах вообще озвучивала преимущественно социально-экономические, а не национальные лозунги. Этот факт еще больше приковал к себе всеобщее внимание вследствие того, что социально-экономическая платформа «Шинн Фейн» имеет левую направленность, включая и борьбу с бедностью, и увеличение общественного сектора в экономике, и создание госфонда помощи малым и средним предприятиям, и общедоступную медицину. В ходе же нынешних дебатов «Шинн Фейн» сделала особый акцент на необходимости борьбы с инфляцией на фоне войны в Украине.

Но означает ли это, что «Шинн Фейн» отказывается от приоритета своей политической повестки и, в частности, от идеи добиться проведения референдума о выходе Ольстера из состава Великобритании и объединении с Республикой Ирландия?

Судя по всему, нет, если иметь в виду заявление Мишель О'Нил о том, что отделение Северной Ирландии остается конечной целью возглавляемой ею партии. Но при этом очевидно и то, что «Шинн Фейн» не будет добиваться референдума, если его результаты могут быть не теми, на которые она рассчитывает. Последние социологические опросы показывают, что идею объединенной Ирландии поддерживает лишь треть жителей Ольстера. Тогда как закон о Северной Ирландии 1998 года, принятый после подписания «Соглашений Страстной пятницы», предусматривает, что Ольстер не перестанет быть частью Великобритании без согласия большинства его населения. Более того, министр по делам Северной Ирландии в британском правительстве может назначить референдум только в том случае, если опрос общественного мнения даст основания полагать, что большинство жителей Ольстера желает отделения региона.

Таким образом, победа «Шинн Фейн» на выборах в Ольстере вовсе не означает неизбежность референдума и, тем более, реализацию объединения обеих частей Ирландии в обозримой перспективе. Но, тем не менее, тиши да глади в Ольстере тоже может не быть, особенно с учетом опыта прошлых лет, когда малейший повод приводил к буйству политических страстей. Так, в апреле 2021 года беспорядки охватили целый ряд городов Северной Ирландии, включая и административный центр Белфаст. Поводом стало решение прокуратуры не наказывать деятелей «Шинн Фейн», участвовавших летом 2020 года в похоронах члена ИРА Бобби Стори, причем во время коронавирусного локдауна. К слову, среди нарушителей карантинного режима, участвовавших в прощальном чествовании известного боевика, была и Мишель О'Нил. Эти события показали, насколько хрупок мир в Ольстере, который продолжает оставаться разделенным на сторонников отделения от Великобритании и союза с ней.

Таким образом, Северная Ирландия продолжает оставаться серьезным вызовом для Лондона. Впрочем, ситуация имеет и европейское измерение. Ведь после Brexit - выхода Британии из ЕС - перспектива возможного отделения Ольстера с последующим его объединением с входящей в Евросоюз Республикой Ирландия напрямую затрагивает и интересы континентальной интеграции.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

153


Актуально