26 Декабря 2024

Четверг, 22:11

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Как изменит регион визит Эрдогана в Саудовскую Аравию?

Автор:

15.05.2022

В конце апреля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил официальный визит в Саудовскую Аравию. Прошло пять лет с последнего визита на высшем уровне в 2017 году. И, естественно, после продолжительного перерыва такое резонансное событие в отношениях между двумя крупными государствами региона не могло не вызвать бурных обсуждений в мировых СМИ.

Отметим, что визит состоялся после того, как в начале апреля турецкий суд вынес решение о передаче Саудовской Аравии уголовного дела, возбужденного в связи с убийством саудовского журналиста Джамаля Хашогги. Иными словами, визит состоялся лишь после того, как стороны предприняли необходимые шаги для примирения. Как и ожидалось, встреча политиков прошла в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания. Чего нельзя сказать о настроениях в среде саудовских СМИ, которые стремились связать визит турецкого лидера с желанием Анкары заполучить у саудитов финансовую помощь для противодействия текущему резкому росту инфляции в стране.

Конечно, в числе причин визита присутствовал и этот фактор. Не секрет, что на фоне охлаждения отношений с Западом турецкая экономика не в состоянии получить необходимый объем инвестиций, вследствие чего национальная валюта страны стремительно обесценивается, в то время как экономика нуждается в так называемых «горячих деньгах». По заявлению агентства «Рейтер», Анкара намерена договориться с Эр-Риядом о своп-сделке на сумму $10-20 млрд.

С другой стороны, визит носит и явный политический окрас, основанный не только на односторонних интересах Турции вроде ссуживания денег. Очевидно, что итоги этой встречи не в меньшей мере интересуют и Саудовскую Аравию.

 

Сложно, но можно

Отношения между Турцией и Саудовской Аравией - двумя могущественными мусульманскими державами Ближнего Востока - всегда отличались взлетами и падениями. Однако во время правления Эрдогана они поддерживались на особо теплом уровне. Чего нельзя сказать про период двусторонних отношений после «арабской весны». Первые разногласия между Турцией и Саудовской Аравией начали наблюдаться во время событий в Египте, когда Анкара решила поддержать движение «Братья-мусульмане» наперекор интересам монархий Саудовской Аравии и Персидского залива. События, приведшие к приходу к власти в Египте маршала Абдель-Фаттаха Ас-Сиси в 2013 году, обнажили противоречия между Анкарой и Эр-Риядом, так как последний поддерживал армию, а Анкара - «Братьев-мусульман» и свергнутого президента Мухаммеда Мурси. Однако нельзя сказать, что отношения между обеими странами в этот период были прохладными, особенно в Сирии, где Анкара и Эр-Рияд до сих пор находятся по одну сторону баррикад.

Очередное противостояние между двумя странами имело место в 2015 году во время фактического раскола Ливии надвое. В результате Турция начала поддерживать исламистское Правительство национального согласия в Триполи, а Саудовская Аравия - правительство Палаты представителей в Тобруке, одновременно оказывая всяческую поддержку Ливийской национальной армии во главе с генералом Халифой Хафтаром.

Во время военной кампании Саудовской Аравии против йеменских хуситов Анкара была на стороне Эр-Рияда, правда, только словесно.

Еще один виток напряженности между Турцией и Саудовской Аравией возник в 2017 году, когда Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Бахрейн наложили эмбарго на Катар, что вызвало хоть и скрытое, но ощутимое противостояние между обеими странами. Анкара отправила тогда группу войск в Катар, чтобы предотвратить риск военной интервенции Саудовской Аравии в эту страну.

Наконец, в 2018 году инцидент с Джамалем Хашогги стал поворотным моментом в отношениях между двумя странами. Этот опытный журналист и аналитик, предположительно турецкого происхождения, отличался своей близостью к оппозиционным политическим кругам в саудовском дворце. Отмечается, что Хашогги покинул Саудовскую Аравию во время чисток, инициированных наследным принцем Мухаммедом бин Салманом, и переехал в США, где начал публиковаться в солидном издании «Вашингтон пост». Хашогги часто посещал Стамбул и даже готовился заключить брак с гражданкой Турции. Факты свидетельствуют о том, что 2 октября 2018 года он вошел в здание генерального консульства Королевства Саудовская Аравия в Стамбуле и не вышел оттуда. Позже выяснилось, что известный журналист был убит, а его расчлененное тело было найдено в колодце резиденции консула Саудовской Аравии в 500 метрах от самого консульства. 

Событие стало причиной разрыва отношений между Саудовской Аравией и Турцией. В ответ на принципиальную позицию Анкары Эр-Рияд был вынужден отступить и, несмотря на первоначальное отрицание своей причастности к преступлению, все же провел расследование, которое привело к аресту более двадцати человек, в том числе офицеров саудовской армии и разведки.

Инцидент нанес серьезный удар по отношениям между двумя странами. Представительство между Анкарой и Эр-Риядом, включая и в Организации исламского сотрудничества (ОИС), сократилось. Король Саудовской Аравии не посетил мероприятия ОИС в Турции, а визит президента Турции в королевство не состоялся.

 

Обстоятельства меняются

Как уже упоминалось, за визитом президента Турции в Саудовскую Аравию кроются причины не только экономического или финансового характера. Да, присутствие министров казначейства, финансов и торговли в составе турецкой делегации, а также проведение накануне визита переговоров между министрами финансов обеих стран свидетельствовали о значимости экономических вопросов во время обсуждений. Но в  повестке турецкого президента был и ряд других вопросов, представляющих не менее значимый интерес для руководства Саудовской Аравии. Было бы неправильно рассматривать такого рода визиты только в контексте интереса какой-либо одной из сторон.

Серьезно застряв в йеменской трясине и не сумев добиться желаемых результатов в Ливане и Ливии, Саудовская Аравия теперь пытается переформатировать свою региональную политику по примеру Турции. 

В иракской столице уже состоялся четвертый раунд переговоров между Саудовской Аравией и Ираном. Обе страны, находившиеся еще несколько лет назад на грани войны, сейчас пытаются найти точки соприкосновения по ряду региональных и двусторонних политических вопросов, в том числе по йеменскому конфликту.

Кроме того, после охлаждения отношений с Западом и на фоне серьезной критики в адрес Эр-Рияда Саудовская Аравия старается сблизиться и координировать свои действия с региональными игроками. Так, ухудшение в последние месяцы отношений с США сопровождается стремительным сближением королевства с Израилем и развитием связей с Китаем.

Официальный Эр-Рияд предпринимает шаги для обеспечения перемирия с Анкарой. Было понятно, что тупиковость региональной политики королевства была обусловлена еще и продолжающимся охлаждением отношений с Турцией. Поэтому, будучи заинтересованным в примирении с этой страной, саудовское руководство радушно приветствовало Эрдогана в Эр-Рияде. С другой стороны, в своем стремлении сблизиться с Израилем королевство нуждается в серьезной политической и психологической поддержке арабо-мусульманского мира, которую может оказать Анкара.

Известно, что Саудовская Аравия планирует осуществить ряд новых мегапроектов, включая строительство городов и туристических центров. Поэтому тесное сотрудничество с Турцией в этой сфере выгодно арабскому правительству. По мнению арабских экспертов, на каком-то этапе такого взаимодействия может возникнуть необходимость в привлечении опытных  турецких компаний для реализации планов, осуществить которые Саудовская Аравия планирует до 2030 года.

Визит Реджепа Тайипа Эрдогана в Саудовскую Аравию после пятилетнего перерыва сулит новые политические подвижки по переформатированию региона. Как и в случае с ОАЭ, Турция, выражаясь современным языком, перезагружает свои отношения с ведущими и богатыми арабскими странами региона, стараясь восстановить внешнеполитический вектор взаимосвязей, подорванный в последние годы. 

Отношения с ОАЭ, Израилем и Саудовской Аравией Анкара уже восстановила на самом высоком уровне. Заметно, как Турция налаживает обширные контакты и влияние в регионе, существовавшие до «арабской весны». Политика, сформировавшаяся в ходе «арабской весны» под влиянием хаотичных идеологических и политических конфликтов, теряет свою значимость, уступая место политике прагматичной и взаимовыгодной. Именно на понимании и в соответствии с происходящими процессами и строят свою политику страны Ближнего Востока сегодня. В некотором смысле это похоже на подготовку к переходу на новый этап взаимоотношений.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

163


Актуально