Автор: Агасаф НАДЖАФОВ
Война в Украине, длящаяся уже четвертый месяц, и антироссийские санкции постепенно переформатируют устоявшиеся годами логистические схемы, вынуждая страны Восточной и Северной Европы диверсифицировать проходящие по территории РФ транспортные маршруты. Эти процессы сыграли роль триггера, усиливая транспортную кооперацию в Прикаспийском регионе, где Казахстан и Азербайджан, при активной поддержке Китая, Турции и ЕС, усиливают сотрудничество для расширения перевалки грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). В целом в последнее время Баку и Нур-Султан стремятся максимально расширить торговлю и пополнить деловую повестку инвестиционными проектами, не ограничивая ее лишь энергетическим и транспортным сотрудничеством.
Морское соседство
Азербайджан и Казахстан отмечают юбилейную дату - тридцатилетие установления дипломатических отношений. За эти годы обе страны прилагали максимум усилий для развития экономического сотрудничества и торговли. Причем именно партнерские усилия Баку и Нур-Султана позволили вновь воссоздать возможности древнего Шелкового пути, объединившего транспортные коммуникации Центральной Азии (ЦА), Южного Кавказа, Турции и Европы. Достаточно долго и плодотворно соседи по Каспийскому морю сотрудничали в области поставок углеводородного сырья на мировые рынки, и данный тренд многие годы был базисом двусторонних деловых связей.
Однако эта схема качественно изменилась в период глобального энергетического кризиса 2014-2018 годов, когда из-за резкого снижения мировых цен на энергоресурсы и роста транспортных издержек Казахстан фактически прекратил танкерную перевалку своей нефти до терминала трубопроводной системы Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). С тех пор казахстанский углеводородный транзит через Азербайджан и Грузию ограничивается незначительными объемами нефтепродуктов и топлива. Основные же объемы казахстанской нефти направлялись по территории России посредством нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до морских терминалов в Черном море.
Изменение глобальной конъюнктуры лишь ненадолго снизило интенсивность торгово-транспортных связей между соседями по Каспию. Уже с 2015 года, после очередного витка конфликта в Сирии, Турция резко нарастила перевалку ненефтяных грузов в регион Центральной Азии, минуя порты РФ и используя в качестве альтернативы комбинированную автотранспортно-морскую перевозку через Южный Кавказ. В еще большей степени грузопоток между Азербайджаном и Казахстаном увеличился после открытия железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Карс (БТК) в октябре 2017 года. В том же году Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция договорились о формировании Транскаспийского международного транспортного маршрута - важнейшего компонента транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (TRACECA). Причем в кратчайший период возможности ТМТМ позволили ему стать основой логистики всего Среднего коридора. Этот потенциал стал активно осваивать Китай в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь», организовав из ряда городов Поднебесной несколько блок-поездов для перевалки контейнерных грузов в Турцию и далее на Ближний Восток и в Европу. А недавно к этим инициативам присоединилась японская глобальная логистическая компания NipponExpress (China) CoLtd (NX China), запустившая новую интермодальную услугу для перевозки грузов через Китай, Казахстан и Азербайджан в Европу, минуя российскую территорию. В свою очередь через БТК в реверсном направлении по Среднему коридору в регион ЦА и Китай направлялись турецкие промышленные грузы.
Таким образом, после энергетического кризиса львиная доля азербайджано-казахстанского товарооборота, включая как взаимную торговлю, так и транзитные операции, приходилась на поставки продукции ненефтяного сектора. Торговая активность способствовала расширению номенклатуры поставляемых товаров: сегодня казахстанский экспорт в нашу страну в основном представлен прокатом углеродистой стали и готовых металлических изделий, железнодорожной и автомобильной техникой, локомотивами, химическим сырьем, пшеницей, мучной продукцией. Ну а в реверсном направлении из Азербайджана поступает полипропилен и другое полимерное сырье, электрооборудование, сборные строительные конструкции, стройматериалы, а также фрукты, овощи, консервы, винодельческая продукция и т.д. Эти поставки динамично наращивались, но в период пандемии товарооборот между странами снизился на 38% относительно благополучного 2019 года (порядка $230 млн.) и торговые показатели 2020 года завершились на достаточно низком уровне - $140 млн. Спад в основном затронул казахстанский экспорт, но предпринятые экстренные антикризисные меры помогли в кратчайшие сроки преодолеть последствия пандемического кризиса, и уже в прошлом году двусторонний торговый оборот увеличился в два с лишним раза (до $300 млн.)
Геополитика в ущерб
Трагические события 2022 года изменили геополитические реалии на всем постсоветском пространстве, и сегодня эти процессы опосредованно влияют также на торгово-экономические связи в Прикаспийском регионе.
Одним из неприятных эпизодов в начальный период войны в Украине стали авария на казахстанских экспортных нефтяных терминалах в Новороссийском порту и слишком долгий их ремонт, который обернулся потерей поставок около 350 тыс. тонн экспортной нефти, добываемой на месторождениях «Тенгиз», «Кашаган» и «Карачаганак».
Дело в том, что порядка 80% экспортных поставок осуществляется по трубопроводу, принадлежащему КТК, основными акционерами которого являются Россия (31%), Казахстан (21%) и Chevron (15%).
В альтернативах КТК числятся в основном другие российские трубопроводы. Это и 4000-километровая сеть «Дружба», снабжающая нефтеперерабатывающие заводы в Восточной Европе и далее на запад до Германии, - но этот маршрут может быть закрыт, если ЕС примет решение запретить импорт нефти из России.
Еще один экспортный маршрут доставки на востоке - трубопровод в Китай, способный перекачивать 20 млн. тонн в год, что составляет около трети мощности КТК. И, наконец, трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан - по нему казахстанская нефть уже качается. Правда, в очень небольших объемах - в среднем около 100 тыс. тонн в год, так как для каспийских соседей доставлять свое топливо до Баку - дело затратное, плюс для них тарифы по перекачке выше, что, естественно, сказывается на объеме конечной прибыли. Но даже несмотря на это, сегодня казахи готовы увеличить объемы транзита через БТД.
Помимо этого на экономику Казахстана повлияло ужесточение западных санкций, фактически затормозивших перевалку грузов через пролегающие по территории РФ железнодорожные и автомобильные маршруты в Европу. В этой связи грузоотправители из Казахстана, а также из ЦА и Китая, не имеющих выхода на международные морские порты соседних государств, сталкиваются с необходимостью переориентации грузопотока - в первую очередь на азербайджано-грузинский маршрут с выходом на Турцию или черноморские порты Грузии.
Причем наиболее активен в этом Нур-Султан, один из инициаторов создания ТМТМ, рассчитанного в основном на перевозку ненефтяных, в том числе мультимодальных контейнерных грузов. Недавно Казахстан выступил с новыми планами по расширению логистического потенциала этого маршрута. Согласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, намечается создание контейнерного хаба на базе СЭЗ «Морской порт Актау». К этому проекту будут привлечены международные консультанты и инвесторы, в том числе такие международные контейнерные операторы, как PSA International, Maersk и MSC. Предполагаются пополнение казахстанского торгового флота на Каспии четырьмя паромами, а также в течение 2022-2025 годов строительство вторых путей и электрификация участка железной дороги Достык-Мойынты. Реализация перечисленных начинаний позволит повысить скорость прохождения контейнерных поездов, кратно увеличить пропускную способность морских портов и объемы перевалки грузов паромами. За 5 месяцев текущего года в Актауском морском торговом порту уже отгружено более 1,2 млн. тонн грузов (в том числе транзитных контейнерных), что вдвое больше аналогичного периода 2021 года. Более того, согласно прогнозам Актауского порта, объемы перевозок по ТМТМ в этом году планируется увеличить в шесть раз - до 3,2 млн. тонн. Однако достижение этой амбициозной цели потребует тесной кооперации с партнерами на западном берегу Каспия - в Азербайджане.
В нашей стране также зафиксирован рост перевалки транзитных грузов в рамках ТМТМ. Согласно информации компании ADY Container («дочки» ЗАО «Азербайджанские железные дороги»), в январе-апреле 2022 года было перевезено около 9 тыс. контейнеров TEU, что на 30% больше, чем за четыре месяца прошлого года. Причем по итогам года в Азербайджане ожидается трехкратный рост перевалки контейнеров по Среднему коридору.
Ключевая повестка
Неудивительно, что транспортно-логистическая повестка стала ключевой в ходе всех встреч и переговоров правительственных и ведомственных делегаций, проводимых с начала года между Казахстаном и Азербайджаном. С учетом кратного наращивания грузоперевозок сторонам предстоит согласовать тарифные изменения для транзитных грузов, обсудить аспекты упрощения трансграничных и таможенных процедур, оптимизировать вопрос покупки и аренды вагонных платформ, а также рассмотреть новые графики движения паромов, фидерных судов между портами восточного и западного побережий Каспия.
Транспортная тематика обсуждалась и в ходе первого государственного визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Турцию в начале мая. «Мы приступили к диверсификации маршрутов экспорта нефти в Китай и Европу, в том числе с использованием турецких транспортных коридоров. Начались работы по увеличению пропускной способности нефтепроводов и модернизации морских портов Актау и Курык. В связи с меняющейся геополитической обстановкой значительно возросла роль коридора ТМТМ и после присоединения морского порта Курык к этому маршруту время перевозки грузов из Хоргоса в Стамбул сократилось в пять раз - с 60 дней до 13 суток», - заявил президент Казахстана в ходе визита в Турцию.
В последнее время становится очевидным, что Казахстан не намерен ограничивать свою политико-экономическую стратегию одним лишь российским направлением и намерен диверсифицировать транспортные и торговые векторы, укрепляя связи с Турцией и странами ЕС. Вполне очевидно, что этот тренд предполагает еще большее сближение с Азербайджаном, становящимся для Казахстана оптимальными «морскими воротами» для расширения торговли с западным рынком.
Судя по всему, тема расширения транспортного потенциала ТМТМ будет обсуждаться и в ходе запланированного визита в Азербайджан президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. В Баку также планируется подписание ряда документов, в том числе комплексной программы развития двустороннего сотрудничества до 2026 года и нового межправительственного соглашения по торгово-экономическому сотрудничеству. Тема расширения транспортно-логистических связей станет ключевой и в повестке 18-го заседания азербайджано-казахстанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 4-5 июля в столице Казахстана Нур-Султане. В ходе заседания будут обсуждаться аспекты сотрудничества между странами в различных областях, в том числе по неиспользованным деловым ресурсам.
Расширение грузоперевозок по ТМТМ сыграет роль локомотива, который потянет за собой увеличение товарооборота между странами, а также повысит инвестиционное сотрудничество, реализацию новых совместных проектов в ненефтяном секторе. Согласно оценкам казахстанских партнеров, товарооборот между двумя странами в первом квартале 2022 года, увеличившись втрое, достиг $100 млн. Причем до конца года объем торговли может достигнуть $500 млн., а в недалекой перспективе намечается довести его до миллиарда долларов. Для достижения этой цели предстоит качественно расширить торговые возможности, вовлечь в процесс внешнеэкономических связей большее число предпринимателей в различных направлениях ненефтяного сектора.
В частности, в среднесрочной перспективе Баку и Нур-Султан расширят сотрудничество в телекоммуникационной и космической сферах. Так, ускорены работы по прокладке по дну Каспия оптического кабеля протяженностью около 380-400 км, заключено соглашение между космическими операторами двух стран - Azerkosmos и «ГарышСапары» по реализации совместных проектов в области космоса и взаимномного использования спутниковых ресурсов. Казахстан заинтересован в проекте строительства нового зернового терминала на территории Бакинского международного морского торгового порта в Аляте. Данное начинание может сыграть большую роль в транзите зерновых. Опыт имеется - с 2007 года в Бакинском порту действует азербайджано-казахстанское СП «Бакинский зерновой терминал» для поставок казахстанского зерна. В свою очередь казахстанские партнеры готовы участвовать в подрядных работах по возрождению Карабахского и Восточно-Зангезурского экономических районов, а в перспективе, возможно, инвестировать в аграрно-промышленные проекты.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: