Автор: НУРАНИ
«Переговоры 2.0» - наверное, именно так точнее всего можно охарактеризовать нынешний этап карабахской дипломатии. Через полтора года после войны «центр тяжести» вновь переместился в дипломатическую сферу. Два основных центра посредничества - и Москва, и Евросоюз - подчеркивают, что получают из двух столиц, то есть Баку и Иревана, позитивные сигналы. Причем даже самый общий взгляд не оставляет сомнений: переговорную повестку определяет сегодня Азербайджан.
О чем рассказал Лавров?
Определенную пищу для размышлений дает здесь визит главы МИД РФ Сергея Лаврова 9 июня в Иреван. Там в ходе совместного с министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном выхода к прессе Сергей Викторович заявил: «Убежден, что другого пути по нормализации отношений не существует. Мирный договор опирается на предложения, которые были представлены Азербайджаном, в ответ Армения внесла свое видение и с учетом двух документов идет процесс, в котором мы готовы участвовать в качестве посредника». Что же касается конкретики, то, по словам того же Лаврова, продвинулась вперед и трехсторонняя комиссия по разблокированию коммуникаций, а также по делимитации границ. А это еще одно доказательство, что переговоры действительно идут по азербайджанской повестке: делимитация и демаркация границы, что уже автоматически подразумевает их признание, разблокирование коммуникаций, прежде всего между основной территорией Азербайджана и Нахчыванской АР - и никаких намеков на «статус Карабаха». А фраза Лаврова, что другого пути, кроме полноценного мирного договора, не существует, представляла собой «холодный душ» для Иревана, где не соглашаются признать конфликт завершенным.
Для Иревана эти заявления Лаврова - крушение надежд. Более того, Сергей Лавров весьма уклончиво ответил на вопросы армянских журналистов по поводу событий у села Фаррух в марте нынешнего года. Он не обозначил какой-либо готовности РФ обвинять в чем-то Азербайджан или возвращать эти высоты и село под контроль миротворцев и, тем более, незаконных армянских формирований. Рухнули и надежды Иревана сыграть на конкуренции посредников и ревнивом отношении Москвы. Остается только митинговать на улицах Иревана с нецензурными «кричалками» и плакатами в адрес Путина и Лаврова.
Поможет ли такой «холодный душ» продвинуть процесс постконфликтного урегулирования и хватит ли у Пашиняна решимости и политической воли для продолжения этого процесса?
Иреванские протесты и ханкендинская «подножка»
Здесь опять-таки необходимо принять во внимание внутриполитическую ситуацию в Армении, где продолжаются протесты. Протестующим так и не удается вывести на улицы «критическую массу» сторонников. Не получилось также договориться о встрече лидеров оппозиционных фракций «Армения» (Роберт Кочарян) и «Честь имею» (Артур Ванецян и бывшие «республиканцы») со спикером Госдумы РФ Вячеславом Володиным, прибывшим в Иреван на заседание ПА ОДКБ.
Игнорировать протесты тоже не получается. Тем более в Иреване не могут «индифферентно» относиться к тому, что протесты «карабахского клана» могут поддержать и в Ханкенди. Где уже осторожно организуют свои митинги. И самое главное, здесь по-прежнему не разоружены отряды боевиков. В Баку их совершенно справедливо считают фактором угрозы, хотя куда большую опасность эта публика может представлять для Никола Пашиняна. Тем более что в ближнем кругу Араика Арутюняна не могут не понимать: процесс постконфликтного урегулирования подведет черту и под существованием их структур. Да, Азербайджан гарантирует права и безопасность своих граждан армянской национальности, но это не означает гарантий безнаказанности для Араика Арутюняна, Артака Бегларяна и иже с ними. Так что здесь вполне могут найтись желающие подставить подножку не только Брюсселю и Москве, но и Николу Пашиняну.
«Уступить нельзя упорствовать»
Откровенно говоря, власти Армении находятся в достаточно двусмысленном положении. Решиться в такой ситуации подписать документы, которые подведут черту под планами «миацума», поставят точку в конфликте и гарантируют признание границ, а также отказ от территориальных притязаний к Азербайджану, здесь еще не готовы. Причем если по горячим следам 44-дневной войны в армянском обществе и даже в армянской верхушке еще были надежды на рестарт карабахского сепаратизма в зоне действия миротворческих сил, то теперь наступает осознание, на каких условиях Армении придется мириться с Азербайджаном.
Весьма показательна история, когда прибывшего недавно в Карабах посла по особым поручениям Эдмона Марукяна встретили пикетчики с требованием заявить, что «Арцах не будет в составе Азербайджана». Однако ожидаемого заявления они так и не услышали. ТГ-каналы, близкие к окружению Пашиняна, уже заметили: «Что значит «можете сказать»? Думаете, трудно это сказать? Было бы трудно или опасно лично для вас, вы бы не кричали! А вот возьми и скажи Марукян. Только сначала зафиксируй лица тех, кто требует, и предупреди, что за последствия сбывшихся требований отвечать будут лично и не смогут сбежать из Арцаха в свои иреванские квартиры или дальше!» В Иреване уже начинают понимать, чем закончились эффектные фразы в стиле «Карабах - это Армения, и точка», и не хотят повторять опыт. Но вот провокационные поездки в Ханкенди того же генпрокурора Армении Артура Давтяна, да и самого Манукяна не оставляют сомнений: к настоящему миру в Армении по-прежнему не готовы. И пока пытаются вести себя так, чтобы и повода для обвинений в срыве диалога не дать, но и реальные переговоры не вести.
«Дежавю» против реалий
Есть еще одна сторона вопроса, которая лежит скорее на стыке дипломатии с общественной психологией. Анализируя нынешнюю ситуацию, трудно избавиться и от определенного скептицизма, основанного на нерадостном историческом опыте прежде всего с азербайджанской стороны. Здесь прекрасно помнят более чем четверть века переговоров на фоне прекращения огня вплоть до начала 44-дневной войны. Да, оптимистичные заявления посредников должны были бы восприниматься как анонс скорого продвижения уже постконфликтного урегулирования. Но и в первую дипломатическую фазу посредники в лице приснопамятной Минской группы ОБСЕ говорили о «продвижении», об «успехах переговоров», «сближении позиций» и т.д. Но при этом не происходило главного - вывода армянских войск и изменения статус-кво. И как оказалось, правы были именно скептики.
Сегодня - новая фаза переговоров, которые опять-таки идут в режиме конфиденциальности. И как при любом неизбежном в такой ситуации политическом гадании, существует определенный риск увидеть именно то, что человек более всего хочет или опасается. В том числе и в виде ответа на вопрос: «На самом ли деле переговоры продвигаются или это новая волынка на 30 лет?»
Параллели с первой переговорной фазой весьма условны. Азербайджан решил самый болезненный для себя вопрос - освобождение ранее оккупированных Арменией территорий. Также в Баку уже не раз продемонстрировали, что вполне в состоянии провести в одностороннем порядке и делимитацию границ. Не стоит переоценивать и возможности «законсервировать» ситуацию в Карабахе: вопреки прежней практике соглашение о развертывании миротворцев не является бессрочным. Свои реалии диктует и экономика: продолжение изоляции, закрытые границы слишком дорого обходятся Армении. Это значит, что Пашиняну рано или поздно придется завершить процесс уже дипломатической капитуляции. И скорее рано, чем поздно.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: