Автор: НУРАНИ
Во второй половине девяностых в политическую моду Южного Кавказа начали входить различные неофициальные миротворческие проекты в стиле «народной дипломатии». Как правило, речь идет о встречах журналистов, экспертов, гражданских активистов Азербайджана и Армении. В качестве их организаторов могли выступать как маловразумительные НПО, так и вполне авторитетные международные организации. Как правило, проходили эти встречи в Грузии. Такой выбор адреса представлялся вполне очевидным. У Тбилиси нормальные отношения и с Баку, и с Ереваном, развитая еще с советских лет туристическая инфраструктура, так что там вполне можно было организовать такую встречу.
Теперь в Тбилиси прошла уже не встреча экспертов, а прямые переговоры министров иностранных дел Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна. Хотя министерские переговоры уже проходили в регионе раньше - до 44-дневной войны и после, нынешнюю встречу эксперты назвали беспрецедентной.
Следует сказать, что Грузия не выступала в качестве посредника, а лишь принимала у себя встречу. Тбилиси не предлагал свой проект урегулирования, не брал на себя роль гаранта выполнения достигнутых договоренностей. Власти Грузии только предоставили «площадку» и оказали техническую поддержку - не более того.
Лицом к лицу лица не увидать
Большинство политиков, экспертов и наблюдателей приветствуют первую встречу министров иностранных дел, и это не просто дипломатическая вежливость. Переход к переговорам без посредников - серьезная подвижка в диалоге.
Можно рассуждать, что Армении и Азербайджану в любом случае придется искать пути к миру и договариваться об этом мире. Что пройти свой путь к нормализации отношений стороны должны сами и что никакие посредники не сделают это вместо Баку и Еревана. Они могут что-то предложить, но времена «нарзанных» соглашений и прочерченных извне границ уже миновали.
Возможно, кто-то заявит, что, дескать, без внешних игроков, играющих на конфликтах, Азербайджан и Армения давно договорились бы сами, и хорошо, что стороны теперь начали диалог.
Однако в реальности не все так радужно. Встреча без посредников еще не означает автоматического исчезновения внешних игроков. Особенно с учетом перманентного стремления Еревана воевать с Азербайджаном чужими руками. По традиции, такой поддержки в Ереване ждут от России. В первые месяцы после «шашлычной революции» в Армении надежды возлагались на Запад.
Ситуация на западном фронте для Армении, впрочем, складывается весьма плачевная. Азербайджан в ходе визита в страну главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен подписал с Евросоюзом «газовый меморандум», и в Ереване не могут не понимать, как это повлияет на баланс симпатий и антипатий. Конечно, здесь задействовали весь свой лоббистский потенциал, но все надежды планомерно «вылетают в газовую трубу».
На этом фоне активизировались разговоры о строительстве новой российской военной базы близ границы с Азербайджаном, в Тавушском марзе, как раз там, где в июле 2020 года вспыхнули бои. Официального подтверждения этой информации нет. Однако армянские СМИ уверенно предрекают размещение новой базы. И азербайджанские эксперты задаются вопросом: как это понимать? Размещение военной базы вплотную к границе, да еще и на фоне непрекращающихся армянских вооруженных провокаций, - дело рискованное и может быть расценено со стороны Баку как явно недружественный шаг. Более того, это входит в клинч если и не с буквой, то уж точно с духом Декларации о союзническом взаимодействии, которую подписали Москва и Баку.
Да и для Армении это вряд ли повод радоваться. Азербайджанским трубопроводам и железным дорогам придается сегодня очень большое значение, и любая попытка силовой атаки на них может повлечь за собой такую «ответку», что ничья база уже не поможет.
Так или иначе, Ереван в поисках новых партнеров. Теперь, по данным СМИ Индии, высокопоставленная делегация из Еревана прибыла в Нью-Дели. По официальной версии, чтобы приобрести оружие. По неофициальной - так демонстрировали обиды Москве. А заодно обрабатывали индийских партнеров: «А вы помните, какие заявления делал президент Турции Эрдоган по Кашмиру? А вы в курсе, что Азербайджан дружит с Пакистаном?» При таких политических традициях Армении разговор «лицом к лицу» еще не гарантирует, что Ереван действительно будет принимать самостоятельные решения и вообще вести себя как адекватный партнер. Подвижки в формате встречи, к сожалению, не коррелируются с реальным продвижением диалога.
Трудности диалога
Можно, конечно, заявить, что не все сразу, что после четверти века противостояния вряд ли возможно ожидать быстрых результатов и т.д. Но в Азербайджане вновь с тревогой констатируют, что Армения срывает постконфликтное урегулирование и не выполняет обязательства, закрепленные в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года. Об этом прямо заявил Президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на совещании, посвященном итогам первых шести месяцев 2022 года. Как отметил глава государства, «хотя за шесть месяцев этого года были предприняты определенные шаги, направленные на нормализацию азербайджано-армянских связей, к сожалению, реальных результатов пока нет. Несмотря на то, что после Отечественной войны прошел 1 год и 8 месяцев, Армения, к сожалению, все еще не выполняет принудительно взятые на себя обязательства».
Более того, хотя Армения приняла пять принципов, сформулированных Азербайджаном, конкретных шагов, как сказал Президент, пока нет. Также глава государства особо отметил «уклонение Армении от вопросов, закрепленных в Декларации, подписанной 10 ноября 2020 года». Это заявление Президента Азербайджана цитировали многие информагентства: «Декларация от 10 ноября фактически является актом о капитуляции Армении, и Армения, как сторона, потерпевшая поражение в войне, приняла на себя обязательства. Эти обязательства там отчетливо указаны. Одно из них заключается в выводе армянских вооруженных сил из Карабаха. Этот вопрос до сих пор не нашел решения. Мы неоднократно поднимали вопрос, но Армения затягивает его. Мы одновременно поднимали этот вопрос перед российским военным руководством, и высокопоставленный представитель Министерства обороны России, находясь в Азербайджане несколько месяцев назад, обещал нашему Министерству обороны, что до июня армянские вооруженные формирования будут выведены из Карабаха. Сегодня уже середина июля, а вопрос не нашел решения».
Президент также посетовал, что Армения, несмотря на взятые обязательства, до сих пор не предоставила связь между основной частью Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой, при том, что Лачинская дорога действует. Причем, как подчеркнул Президент, «мы и не видим, чтобы на территории Армении в этом направлении проводилась какая-то работа».
И еще, как отметил И.Алиев, «в последнее время руководство Армении вновь стало говорить о каком-то статусе. Хотя, когда закончилась война и Армения вынуждена была подписать акт о капитуляции, между нами - руководителями Азербайджана, России, Армении была устная договоренность о том, что вопрос статуса не затрагивается. Определенное время Армения соблюдала это. Но в последнее время это стало обычным явлением. То их премьер-министр, то министр иностранных дел говорят о статусе Карабаха. После войны я сказал, куда делся статус и что с ним стало, не хочу повторять. Однако если кто-то в Армении забыл это, могу повторить. Но считаю, что пока необходимости в этом нет. Поэтому считаю, что говорить о статусе - очень опасно для Армении, потому что мы тоже можем говорить о статусе, можем потребовать статус для Зангезура. Зангезура, который в 1920 году был оторван от нас».
Зангезурский ультиматум
В Баку не просто напоминают Армении о взятых на себя обязательствах. Азербайджан предъявляет свой ультиматум, причем по нескольким направлениям сразу. Если Ереван и его союзники будут продолжать затягивать вывод войск, то в Баку решат вопрос самостоятельно. И нетрудно догадаться, что для Армении это будет весьма болезненно. Если в Армении будут пытаться реанимировать вопрос статуса Карабаха, Азербайджан может поставить вопрос статуса Зангезура.
В Баку уже не раз давали понять: в случае необходимости Азербайджан готов продавливать выполнение Арменией тех обязательств, под которыми она сама же подписалась.
Один из показательных примеров здесь - это ситуация с «обходной дорогой» через Лачинский коридор, строительство которой уже завершает Азербайджан. После того как оно будет закончено, под контроль Баку будут возвращены и сам город Лачин, и село Забух, которое армянские оккупанты в свое время переименовали в «Агавно». Именно глава общины этого села Чавушян любил раздавать интервью с громкими обещаниями типа «если турок придет на нашу землю, его вынесут в горизонтальном положении», «мы все готовы взяться за оружие» и т.д.
Оставим в стороне громкие заявления насчет «нашей земли» - армянского населения здесь до войны не было совсем, Армения уже после оккупации в дома изгнанных азербайджанцев заселяла этнических армян из Сирии. Однако в последнее время словесная активность прекратилась. По одной простой причине: даже главарь сепаратистов Араик Арутюнян вынужден признать, что если Армения попытается отказаться от «передислокации коридора», то последствия будут катастрофическими. В переводе: Азербайджан продавливает вопрос. Нетрудно догадаться, что точно так же в Баку «продавят» и вопрос вывода из зоны временного размещения РМК армянских вооруженных формирований. Показательно, что сразу же после заявления Президента Алиева секретарь Совбеза Армении Армен Григорян поторопился заверить: призывники в Карабах больше не поедут, и вообще, отвечать за «безопасность» будут вооруженные формирования самих сепаратистов. Чем, во-первых, подставил Москву, признав, что обвинения Баку имеют под собой все основания. А во-вторых, обозначил, что в Армении уже понимают: пропускать предупреждения Баку мимо ушей не стоит.
И это достаточно резко контрастирует с событиями весны-лета 2018 года. Баку тогда, после Апрельских боев 2016 года и Гызылгая-Гюннютской операции, действительно снизил силовое давление на Ереван. Произошла «шашлычная революция». Никола Пашиняна авансом объявили лидером «партии мира», выражали надежды, что при нем переговоры обязательно продвинутся. Но ему надо было дать время укрепить свою власть, «осмотреться в отсеках» и только потом ждать результатов.
Но потом, к сожалению, были приход в правительственные офисы «ястребов» типа Давида Тонояна и Вагаршака Арутюняна, пьяные танцы на Джыдыр дюзю, перенос в Шушу «инаугурации» Араика Арутюняна, фразы типа «Карабах - это Армения, и точка!» И, наконец, новая война, в которой Армения потерпела сокрушительное поражение.
Так что теперь в Баку уже не намерены давать Пашиняну время или предоставлять ему возможность сохранить лицо, принимать его сетования на внутриполитические проблемы. Азербайджан будет требовать от Армении выполнения обязательств.
И Еревану лучше не испытывать терпение Баку. Оно может и лопнуть.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: