Автор: Самир ВЕЛИЕВ
По мере продолжения войны в Украине и осложнения международной ситуации становится очевидным, что война затянется - противостояние России и Украины приобретает все более ожесточенный характер. При этом участившиеся обстрелы Запорожской АЭС принимают все более угрожающий характер и могут вылиться в еще один Чернобыль с фатальными последствиями для всей Европы. Украина, усиленно сопротивляющаяся российскому наступлению и поддерживаемая своими партнерами, не сдается, а Россия, пусть и заметно снизившая темпы наступления, изменять свою стратегию не собирается.
Фронт без изменений
В целом отсутствие радикальных изменений на линии фронта в российско-украинской войне наблюдатели давно уже связывают с повышением боеготовности украинской армии и успешным уровнем взаимодействия ее со своими партнерами, прежде всего со странами НАТО. Как известно, в Украину уже поступил очередной пакет военной помощи в размере $800 млн в соответствии с реализацией президентом США своих полномочий. Они позволяют ему одобрять передачу излишка оружия из запасов Соединенных Штатов. На очереди новый транш.
Важным компонентом военной помощи США Киеву стала поставка таких американских систем, как HIMARS. В результате их действия, как предполагается, украинская сторона могла бы поразить важные военные объекты в неподконтрольном Крыму. Это еще и важный психологический момент для Украины. Он свидетельствует о решимости освободить не только территории на востоке и юго-востоке страны, контроль над которыми был утерян, но и Крымский полуостров, являющейся частью украинской территории согласно международному праву.
Специалисты считают, что российские системы ПВО оказались малоэффективными в борьбе с HIMARS. Высказываются предположения, что из шести ракет HIMARS, запущенных на расстояние до 80 км, россиянам в лучшем случае удается сбивать одну.
Так или иначе, частые взрывы на военных объектах в Крыму некоторые западные СМИ связывают с эффективной деятельностью именно ВСУ, хотя украинская сторона официально не взяла на себя ответственность за них.
К слову, в последнее время ощутимо возросло число ракетных обстрелов по тылам российской армии, о чем свидетельствуют взрывы в Херсоне и удары по стратегическим коммуникациям в Донбассе.
Возможная уязвимость российской системы ПВО является еще одним признаком, что украинская армия применяет все более эффективную тактику сопротивления, что порой даже приводит к переходу противника к обороне.
Но в целом в ходе самой военной кампании серьезных изменений не происходит. Российские войска продолжают концентрировать свои усилия на донбасском направлении, ставя целью установление полного контроля над этим регионом Украины. Киев же все более откровенно говорит о желании освободить Херсонскую область и весь юг страны. Поэтому не случайно, что основная тяжесть военных действий приходится на эти области Украины.
Попытка не пытка
Тем временем не прекращаются усилия по переводу ситуации в управляемое русло с возможностью выхода на мирное решение конфликта. По крайней мере именно так можно объяснить встречу президента Украины Владимира Зеленского с генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом во Львове.
Наблюдатели связывали с этой встречей надежды на возможность хотя бы временного прекращения военных действий. Ожидалось, что президент Турции выступит с подобной инициативой прямо во время встречи. По сути, так оно и было. Эрдоган действительно предложил Зеленскому организовать встречу с президентом России. Но тот возразил, что переговоры с Россией возможны только при одном условии - выхода всех оккупационных войск с территории Украины.
Такой ответ был ожидаем, поскольку переговоры с Москвой и приостановку военных действий могли воспринять в Украине и странах, оказывающих ей военно-политическую поддержку, в качестве готовности к компромиссам. На Западе опасаются, что в таком случае усилятся критические настроения: а стоило ли вообще оказывать Киеву такую масштабную военную поддержку? И в обществе возникнет недоверие к политической риторике западных лидеров о неукоснительной помощи Украине вплоть до освобождения ею своей территории.
Для президента же Турции прекращение активной фазы войны могло бы означать снижение рисков по расширению ее географии до акватории Черного моря, что, несомненно, затрагивает интересы его страны. Анкара, рассчитывающая на продолжение диалога как с Москвой, так и Киевом, не хочет встать перед жестким выбором между противоборствующими сторонами. При этом Эрдоган открыто заявляет, что не видит в этой войне явных победивших и проигравших, настаивая, что окончательную точку в ней могут поставить именно переговоры. «Мы были с нашими украинскими друзьями и продолжаем быть рядом... Война закончится за столом переговоров. Зеленский и Гутерриш со мной согласны, мы как Турция в очередной раз готовы играть роль посредника», - заявил Эрдоган.
Сам Владимир Зеленский так охарактеризовал итоги встречи со своим турецким коллегой. «Визит президента Эрдогана в Украину - сильный сигнал поддержки со стороны такой могущественной страны. Вопросы сотрудничества в области обороны также обсуждались на нашей встрече с Эрдоганом», - сказал он.
После переговоров во Львове две страны подписали также соглашение о восстановлении разрушенной украинской инфраструктуры.
В шаге от катастрофы
Следует отметить, что на трехсторонней встрече обсуждались развитие «зернового соглашения», а также параметры возможной делегации Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) на Запорожскую атомную электростанцию (ЗАЭС), которые были согласованы В.Зеленским и А.Гутерришем. Это единственное из достигнутых соглашений, которое достаточно эффективно реализуется сторонами конфликта.
К сожалению, эта встреча не стала «палочкой-выручалочкой» для решения острейших проблем, вызванных конфликтом, в частности той тревожной ситуации, которая складывается вокруг Запорожской АЭС. Ее обстрелы не только не прекратились, но даже приняли более интенсивный характер. Ситуация стала настолько критической, что 25 августа, впервые за всю свою историю (построена в 1984 г.), станция была отключена от энергосети.
Собственные нужды АЭС в электропитании сейчас обеспечиваются за счет энергосистемы Украины через линию связи ЗАЭС.
Между тем ситуация продолжает оставаться критической. Зеленский рассказал, что после остановки АЭС сразу сработали дизель-генераторы, чтобы дать энергию самой станции. По его словам, их непрерывная работа и профессиональная реакция персонала ЗАЭС спасли весь мир от ядерной катастрофы. «Мир должен понимать, какая это угроза: если бы дизель-генераторы не включились, если бы после блэкаута не сработали автоматика и наш персонал станции, мы уже сейчас были бы вынуждены преодолевать последствия радиационной аварии», - отметил украинский лидер.
Позитивным сигналом на фоне этого негатива стала информация об отправке команды экспертов МАГАТЭ на Запорожскую АЭС. Миссия должна оценить ущерб безопасности объекта и принять рекомендации для повышения ее безопасности.
Печальная статистика и логика войны
Так уж совпало, что 24 августа Украина отмечала и годовщину своей независимости, и полугодие войны, которая унесла и продолжает уносить жизни военнослужащих и мирных граждан и сопровождается многочисленными разрушениями. По оценочным данным, с 24 февраля по 10 августа в войне на территории Украины погибли более 13 тыс. граждан страны, 5,5 тыс. из которых - мирные жители. По словам же экспертов, реальное количество погибших может быть гораздо выше. Обе стороны говорят о десятках тысяч погибших, однако их цифры расходятся, а проверить это не представляется возможным.
По сведениям на конец августа, более 12 млн человек стали беженцами и вынужденно перемещенными лицами, из них более 6 млн бежали за границу. Задокументированный ущерб инфраструктуре оценивается в $200 млн. К сожалению, эти трагические цифры продолжают множиться, поскольку конец военным действиям не предвидится. А надежды на скорое разрешение конфликта тают с каждым днем.
Выступая на пресс-конференции по итогам форума «Крымская платформа», президент Украины Зеленский прямо заявил, что о переговорах с Россией «и речи быть не может», поскольку российские власти готовы вести войну, а не диалог. Спустя двое суток советник главы Офиса президента Михаил Подоляк объяснил, что «президент Зеленский однозначно против [переговоров], и украинское общество непреклонно, потому что мы полностью осознаем риски». По мнению Киева, «любое временное перемирие будет означать продолжение агрессии со стороны РФ в будущем».
Причем и партнеры Киева призывают не вести каких-либо переговоров с Москвой. Уходящий премьер-министр Великобритании Борис Джонсон предупредил мировых лидеров и партнеров Украины, чтобы они не вели переговоры с президентом Владимиром Путиным. Он подчеркнул, что если Москва добьется успеха, это будет сигналом, что границы могут быть изменены силой и ни одна страна по периметру России не будет в безопасности.
К слову, о таких намерениях может свидетельствовать и подготовка к референдуму о присоединении «ДЛНР» к России. В Киеве предупредили, что в случае решения о присоединении своих восточных областей к России никаких разговоров о каких-либо переговорах быть уже не может.
Не случайно президент Украины призвал президента Турции Эрдогана и генсека ООН Гутерриша озвучить максимально жесткую позицию по поводу планируемых Россией «псевдореферендумов на оккупированной территории». В Киеве рассчитывают на их каналы общения с Москвой, чтобы довести свою позицию до российского руководства о неприемлемости данного шага и о тяжести его последствий. Но в сложившейся ситуации есть опасения, что возможный призыв авторитетных политиков к Москве воздержаться от подобного шага вряд ли будет услышан.
У войны своя логика, и в условиях ее продолжения надеяться на решения, диктуемые логикой мира, увы, едва ли возможно.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: